Кому можно раскрыть врачебную тайну после смерти пациента?

Какому кругу лиц организация здравоохранения вправе предоставить информацию, составляющую врачебную тайну, после смерти пациента? Имеются ли особенности в предоставлении некоторых медицинских документов?

Свентуховская Надежда

магистр юридических наук, врач акушер-гинеколог

2532 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

После смерти пациента некоторые физические лица — переживший супруг (супруга), близкие родственники и др. — могут быть заинтересованы в получении от организации здравоохранения документов, содержащих информацию о состоянии здоровья умершего, наличии заболевания, диагнозе и др. Основные документы, которые в подобных ситуациях востребуют, — выписка из медицинских документов и врачебное свидетельство о смерти (мертворождении) (далее — врачебное свидетельство о смерти).

В соответствии с ч. 6 ст. 46 Закона о здравоохранении информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, иные сведения, в т. ч. личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, а в случае смерти — и информация о результатах патологоанатомического исследования составляют врачебную тайну.

Режим врачебной тайны предполагает определенный порядок обращения с указанной информацией (ее хранения, предоставления) как при жизни гражданина, так и после его смерти. Такой порядок урегулирован ст. 46 Закона о здравоохранении.

Далее рассмотрим, какие лица вправе получать информацию, составляющую врачебную тайну, относящуюся к умершему гражданину, на примере упомянутых медицинских документов. Но прежде рассмотрим несколько моментов, связанных с принятыми в ноябре текущего года изменениями в Закон о здравоохранении, касающимися темы данной статьи.

Об изменениях в Законе о здравоохранении

19 ноября 2020 г. Национальным собранием Республики Беларусь принят во втором чтении, а 20 ноября 2020 г. одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи» (далее — Закон).

8 декабря 2020 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликовано решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 01.12.2020 № Р-1230/2020 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи"». Закон признан соответствующим Конституции Республики Беларусь.  

Точная дата опубликования самого Закона на момент написания статьи не известна. На основании ст. 36, 57, 58, 60, 61, а также анализа принятия и опубликования законов, внесших существенные изменения в Закон о здравоохранении в 2008 и 2014 гг., можно предположить, что Закон скорее всего должен быть опубликован в период между 15 декабря текущего года и 10 января 2021 г.

Что касается вступления Закона в силу, то согласно первоначальной редакции проекта Закона, которая выносилась на общественное обсуждение (далее — проект Закона), он вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования. Опять же, из анализа упомянутых изменений 2008 и 2014 гг., а также исходя из того, что Законом вводится резидентура, вносятся нормы о телемедицине и др. новации, требующие принятия подзаконных актов законодательства, можно с большой долей вероятности предположить, что все изменения, внесенные Законом в Закон о здравоохранении, вступят в силу не ранее чем через 6 месяцев после официального опубликования.  

Для чего мы в рамках данной статьи об этом упомянули?

Дело в том, что проект Закона предусматривал, в частности, корректировку (изложение в новой редакции) ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении, в которой закреплены правила разглашения информации, составляющей врачебную тайну после смерти пациента. Изменения касались перечня исключительных случаев раскрытия врачебной тайны. Об этих изменениях мы упомянем в соответствующих местах данной статьи. Учитывая характер и значимость изменений, есть основания полагать, что в таком же виде они могли быть и приняты в рамках Закона.

В то же время следует отметить, что несмотря на то, что Закон будет в ближайшее время опубликован, данная статья не утратит своей актуальности:  

  • если указанные изменения приняты в их первоначальной или иной редакции в рамках Закона, то всё равно с большой долей вероятности они вступят в силу не раньше мая–июня 2021 г.
  • если же они не были включены в Закон, то продолжит действовать актуальная на момент написания статьи редакция ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении.  

Общие положения

По общему правилу, после смерти пациента разглашение информации, составляющей врачебную тайну, не допускается (абз. 1 ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении). Однако из данного правила имеется три исключения. Раскрытие врачебной тайны после смерти пациента допускается:

1. В случаях, предусмотренных абз. 4 и 11 ч. 7 ст. 46 Закона о здравоохранении (абз. 2 ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении). То есть по запросу в письменной форме и (или) в виде электронного документа:

  • органов уголовного преследования и суда — в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • нанимателя — в связи с проведением расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Справочно: в редакции проекта Закона данное исключение распространено также на абз. 6 ч. 7 ст. 46 Закона о здравоохранении, в котором в качестве уполномоченных на получение информации, составляющей врачебную тайну, указаны органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, — в связи с осуществлением такой деятельности. 

2. Если при жизни пациент дал в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь, письменное согласие на разглашение информации, составляющей врачебную тайну, после его смерти в отношении определенного либо неопределенного круга лиц (далее — прижизненное согласие пациента) (абз. 3 ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении). Данное исключение рассмотрим подробнее далее по тексту.

3. В случае предоставления информации лицам, указанным в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении (далее — близкие лица) (абз. 4 ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении).

Раскрытие врачебной тайны близким лицам

Как следует из данного исключения, после смерти пациента лица, указанные в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении, имеют право на получение информации, составляющей врачебную тайну, при отсутствии прижизненного согласия пациента.

Речь идет о предоставлении информации:

  • в отношении умершего несовершеннолетнего — родителям, усыновителям, опекунам, попечителям (т.е. законным представителям);
  • в отношении лиц, признанных недееспособными, — опекунам;
  • в отношении лиц, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, — супругу (супруге) или одному из близких родственников (родителю, совершеннолетнему ребенку, родному брату (сестре), внуку, деду (бабке)).

В новой редакции ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении, предложенной проектом Закона и, возможно, принятой вместе с Законом, вместо рассматриваемого исключения, ссылающегося на ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении, в дополнение к первым двум исключениям, которые не изменились (кроме упомянутого дополнения в виде ссылки на абз. 6 ч. 7 ст. 46 Закона о здравоохранении) приведено три дополнительных исключения, которые воспроизводят изложенные выше три категории пациентов и их близких лиц (с некоторыми уточнениями, а также обобщениями в отношении последних).

Таким образом, даже если предложенные проектом Закона изменения в ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении были приняты в рамках Закона, то с точки зрения определения круга лиц, уполномоченных получать информацию после смерти пациента, изменения отсутствуют.  

Далее рассмотрим вопросы раскрытия врачебной тайны после смерти пациента на примере предоставления выписки из медицинских документов и выдачи врачебного свидетельства о смерти.

Выдача выписки из медицинских документов

Исходя из содержания установленной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 формы 1 мед/у-10 «Выписка из медицинских документов» и утвержденной им Инструкции, определяющей порядок заполнения данной формы, выписка из медицинских документов содержит, в частности, следующие сведения о пациенте:

  • перенесенные заболевания (иные анамнестические сведения);
  • дополнительные медицинские сведения (результаты медицинских осмотров, обследований, сведения о профилактических прививках и прочее);
  • диагнозы основного и сопутствующего заболеваний;
  • проведенное лечение;
  • рекомендации.  

То есть данный документ содержит информацию, которая относится к врачебной тайне.

Выписка из медицинских документов выдается заявителю в порядке совершения административной процедуры, предусмотренной п. 7.9 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200) (далее — перечень админпроцедур).

Исходя из действующей редакции рассматриваемого исключения (абз. 4 ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении) и редакции, предусмотренной проектом Закона, можно сделать вывод о том, что в отношении умершего совершеннолетнего дееспособного пациента, способного по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, организация здравоохранения не обязана и не вправе предоставлять информацию, составляющую врачебную тайну, в частности выписку из медицинских документов, супруге (супругу), родителям, родным братьям (сестрам), деду (бабке) умершего, другим родственникам и лицам, если они не указаны в прижизненном согласии пациента.

Соответственно и в отношении упомянутых в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении категорий пациентов раскрытие врачебной тайны после их смерти будет правомерным только близким лицам.

Изложенное выше относится к предоставлению информации, составляющей врачебную тайну, касающейся умершего пациента, в любой форме и любым способом, за исключением случая выдачи организацией здравоохранения врачебного свидетельства о смерти.

Выдача врачебного свидетельства о смерти

Форма 106/у-10 «Врачебное свидетельство о смерти (мертворождении)» установлена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.12.2010 № 168, которым утверждена также Инструкция, определяющая порядок заполнения данной формы (далее — Инструкция).

Согласно указанной форме в п. 7 (причина смерти (мертворождения)) указывается следующая информация:

  • непосредственная причина смерти (мертворождения) — заболевание или состояние, непосредственно приведшее к смерти);
  • патологические состояния (заболевания), вызвавшие или обусловившие непосредственную причину смерти (мертворождения);
  • основная причина смерти (мертворождения) — первоначальное заболевание или состояние.

Иными словами, речь идет об информации, составляющей врачебную тайну. Врачебное свидетельство о смерти выдается в порядке совершения административной процедуры, предусмотренной п. 7.4 перечня админпроцедур.

Исходя из рассматриваемого исключения, правомерной будет выдача данного свидетельства близким лицам умерших пациентов, которые указаны в ч. 2 ст. 18 Закона о здравоохранении.

В то же время согласно ч. 1 п. 5 Инструкции врачебное свидетельство о смерти выдается лицам, которые в соответствии с законодательными актами вправе делать заявление о регистрации смерти.

Согласно ст. 220 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС) (является законодательным актом — примеч. авт.) заявление о регистрации смерти может быть сделано в орган, регистрирующий акты гражданского состояния:

  • родственниками;
  • работниками организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда;
  • администрацией организации здравоохранения;
  • администрацией организации по месту наступления смерти или по месту обнаружения умершего;
  • другим лицом.   

Регистрация смерти также является административной процедурой (п. 5.5 перечня админпроцедур) и предполагает представление заявителем в орган загса врачебного свидетельства о смерти, выданного организацией здравоохранения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что доступ к информации, составляющей врачебную тайну, содержащейся во врачебном свидетельстве о смерти, в отношении любых категорий умерших пациентов имеют родственники (близкие и дальние), а также иные лица, не являющиеся родственниками умершего пациента — супруг (супруга), соседи и др. Практика органов загса свидетельствует о том, что родственникам и другим лицам врачебные свидетельства о смерти выдаются, иначе они не могли бы зарегистрировать факт смерти человека.

С точки зрения взаимосвязи нормативных правовых актов, на наш взгляд, целесообразно было бы случай выдачи свидельства о смерти лицам, которые в соответствии с законодательными актами вправе делать заявление о регистрации смерти, также отнести к исключениям, предусмотренным ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении. Иначе получается следующее:

  • Закон о здравоохранении определяет узкий круг лиц, которые вправе получать информацию, составляющую врачебную тайну, в отношении оговоренных категорий пациентов после их смерти;
  • статья 220 КоБС определяет безотносительно к категории пациентов более широкий круг лиц, которые могут подавать заявление о регистрации смерти в органы загса;
  • Инструкция указывает на возможность выдачи врачебного свидетельства о смерти лицам, указанным в ст. 220 КоБС, без которого эти лица не смогут зарегистрировать факт смерти в органах загса. При этом Инструкция является подзаконным актом и не должна противоречить законодательному акту, коим является Закон о здравоохранении.

Далее рассмотрим вопросы раскрытия врачебной тайны в случае дачи пациентом прижизненного согласия.   

Прижизненное согласие пациента

Как следует из данного исключения, пациент при жизни может выразить свое согласие на разглашение информации, составляющей врачебную тайну, после его смерти, указав любых конкретных лиц либо неопределенный круг лиц. То есть воля пациента касательно разглашения врачебной тайны после его смерти имеет приоритетное значение. Речь идет о совершеннолетнем дееспособном пациенте, способном по состоянию здоровья к принятию осознанного решения на момент начала оказания ему медицинской помощи.

Согласно формулировке рассматриваемого исключения, прижизненное согласие дается пациентом в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

Так, отметка о разрешении пациента предоставлять определенным лицам информацию о факте госпитализации, состоянии здоровья, диагнозе заболевания, прогнозе, результатах обследования и лечения предусмотрена формами следующих медицинских документов:

  • форма № 003/у-07 «Медицинская карта стационарного больного» (приложение 1 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.10.2007 № 792 «Об утверждении форм первичной медицинской документации в организациях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь»);
  • форма № 096/у «История родов» (приложение 2 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.09.2007 № 774 «Об утверждении форм первичной медицинской документации акушерско-гинекологической и педиатрической службы»).

Справочно: медицинская карта амбулаторного больного (форма 025/у-07), а также формы иных медицинских карт, установленные приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.08.2007 № 710 «Об утверждении форм первичной медицинской документации в амбулаторно-поликлинических организациях», отметки о даче прижизненного согласия пациента не предусматривают.

Заключение

Законом о здравоохранении регулируется не только порядок предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, при жизни пациента, но и после его смерти. Круг субъектов, имеющих право доступа к такой информации после смерти пациента ограничен, однако единообразия в применении исключений из общего правила, установленного абз. 1 ч. 9 ст. 46 Закона о здравоохранении, не наблюдается, в частности в случае выдачи врачебного свидетельства о смерти. Это, на наш взгляд, указывает на несовершенство правового регулирования.

При этом медицинским работникам и иным лицам, получившим доступ к информации, составляющей врачебную тайну, после смерти пациента следует иметь в виду следующие требования:

  • обязанность сохранять врачебную тайну наравне с медицинскими, фармацевтическими работниками распространяется также на лиц, которым в установленном Законом о здравоохранении порядке стали известны сведения, составляющие врачебную тайну;
  • организации здравоохранения обязаны обеспечить хранение медицинских документов в соответствии с требованиями сохранения врачебной тайны (ч. 12, 13 Закона о здравоохранении).
2532 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В государственных организациях здравоохранения пройдет эксперимент по нормативному финансированию

27 февраля Совет Министров принял постановление № 128 «О нормативном финансировании расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях в порядке эксперимента...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 130
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок