Медицинская аккредитация в Республике Беларусь с 23 июля 2021 года

С 23 июля 2021 г. в Республике Беларусь начинает действовать институт медицинской аккредитации организаций здравоохранения. В данной статье расскажем о том, как в настоящее время будет осуществляться аккредитация организаций здравоохранения, а также отметим перспективы развития этого института в будущем.

Мудревский Андрей

Консультант управления контроля качества медицинской помощи главного управления контроля качества медицинской помощи, медицинских экспертиз, обращений граждан и юридических лиц Министерства здравоохранения Республики Беларусь

3040 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Законом Республики Беларусь от 11.12.2020 № 94-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи», который вступает в силу с 23 июля 2021 г., внесен ряд новаций в Закон о здравоохранении. Одним из нововведений является внедрение института медицинской аккредитации, которая затронет государственные организации здравоохранения. Разработан ряд нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по медицинской аккредитации, которые в ближайшее время будут применены на практике.

Правовое регулирование медицинской аккредитации

К настоящему времени сформирована правовая основа системы медицинской аккредитации. Так, Закон о здравоохранении дополнен ст. 121 «Медицинская аккредитация государственных организаций здравоохранения».

Из данной статьи следует, что государственные организации здравоохранения, подчиненные Министерству здравоохранения, местным исполнительным и распорядительным органам, подлежат медицинской аккредитации в целях установления соответствия государственных организаций здравоохранения критериям медицинской аккредитации.

В целях реализации норм ст. 121 Закона о здравоохранении приняты:

Постановлением № 269 утверждено Положение о порядке проведения медицинской аккредитации государственных организаций здравоохранения и определен перечень государственных организаций здравоохранения, подлежащих медицинской аккредитации, видов оказываемой ими медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам.

В свою очередь, постановлением № 57 определены критерии медицинской аккредитации по таким профилям заболеваний, состояний, синдромам, как хирургия, анестезиология и реаниматология, акушерство и гинекология, родовспоможение.

Вышеуказанные нормативные правовые акты вступают в силу с 23 июля 2021 г.

Теоретические аспекты института медицинской аккредитации

Медицинская аккредитация ориентирована в первую очередь на установление соответствия организаций здравоохранения критериям по оказанию специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях (хирургия, гинекология, реанимация и др.).

Внедрение института медицинской аккредитации для государственных медицинских организаций в нашей стране не случайно. Основная направленность медицинской аккредитации представлена схематично.

Схема

Основные цели медицинской аккредитации

 

Например, отсутствие в центральной районной больнице медицинского оборудования для проведения лапароскопических оперативных вмешательств ведет к увеличению:

  • длительности лечения пациента в стационарных условиях;
  • риска возникновения послеоперационных осложнений;
  • периода временной нетрудоспособности пациента;
  • неоправданных расходов средств бюджета на содержание государственной организации здравоохранения, а также средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Это важно!
Для пациента преимущества лапароскопических оперативных вмешательств очевидны, однако приобретение медицинской техники для их проведения сопряжено с несением государственным бюджетом значительных затрат и требует специальной подготовки медицинских работников.

Хотя лапароскопическое оперативное вмешательство предполагает выполнение более сложных медицинских манипуляций, но при этом оно влечет значительное сокращение длительности лечения пациента в стационарных условиях и периода послеоперационной реабилитации, сокращает нагрузку на организации здравоохранения и объем оказываемой медицинской помощи в связи с послеоперационным наблюдением пациента.

Практический аспект внедрения медицинской аккредитации

Практические аспекты внедрения института медицинской аккредитации в настоящее время порождают много вопросов, как среди руководителей организаций здравоохранения, так и среди пациентов. Однако внедрение медицинской аккредитации нацелено решить ряд практических проблем, которые возникают при оказании медицинской помощи.

Эффективность использования финансирования

В отдельных государственных организациях здравоохранения продолжают применяться медицинские технологии, которые не соответствуют современным условиям развития медицинской науки. Отдельные виды медицинской помощи оказываются в малых объемах, однако при этом требуют значительного финансирования за счет бюджетных средств.

Имеются и обратные случаи, когда учреждение здравоохранения оснащается дорогостоящей медицинской техникой при небольших объемах оказания соответствующей медицинской помощи, что влечет длительные простои такой техники.

В результате возникают предпосылки для формирования угроз безопасности пациента, которому выполняется сложное медицинское вмешательство в такой организации здравоохранения, ввиду недостаточности опыта выполнения медицинского вмешательства медицинским работником (т. к. такого рода медицинские вмешательства выполняются крайне редко в конкретной организации здравоохранения).

Такие примеры свидетельствуют о необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств и развития материально-­технической базы межрегиональных центров, а повсеместное внедрение медицинской аккредитации позволит выявить имеющиеся резервы и задействовать их при организации оказания медицинской помощи и совершенствовании отечественной системы здравоохранения.

Это важно!
Медицинская аккредитация призвана повысить безопасность пациента, а также эффективность использования бюджетных средств, выделяемых организациям, и предотвратить необоснованные затраты.

Когда мы говорим о необоснованных затратах, то имеем в виду в том числе затраты на приобретение дорогостоящего оборудования и медицинских изделий при отсутствии условий для оказания в организации здравоохранения соответствующей медицинской помощи надлежащего качества.

Централизованное оказание медицинской помощи

В Республике Беларусь пациентам в зависимости от состояния их здоровья, медицинских показаний и медицинских противопоказаний, а также в зависимости от лечебно-­диагностических возможностей организаций здравоохранения оказывается скорая и плановая медицинская помощь.


Мнение автора

Оказание скорой (неотложной) помощи особенно эффективно в течение первого, так называемого «золотого часа». Считается, что если человек доставлен в больницу в течение 60 минут после получения раны, травмы или потери сознания, то это значительно снизит риск развития осложнений.

Стоит отметить, что применение правила «золотого часа» идет в тесной связке с лечебно-­диагностическими возможностями организаций здравоохранения. Например, доставка пациента с острым нарушением мозгового кровообращения (инсульт) в ближайшую организацию здравоохранения, неврологическое отделение в которой отсутствует или не соответствует современным требованиям оснащения для оказания медицинской помощи при этом заболевании, пойдет пациенту во вред, поскольку оказать медицинскую помощь надлежащего качества в этой организации здравоохранения будет невозможно.


В настоящее время в нашей стране выстроена и продолжает развиваться сеть межрайонных центров оказания медицинской помощи на базе существующих центральных районных больниц, оказывающих специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь.

В свою очередь институт медицинской аккредитации как компонент системы управления качеством медицинской помощи позволит создать условия для развития межрайонных центров на базе центральных районных больниц, имеющих достаточные ресурсные возможности для выполнения высокотехнологичных и сложных вмешательств.

Справочно: при внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний и (или) обострении хронических заболеваний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, таким пациентам будет оказываться скорая медицинская помощь, в ходе оказания которой нуждающийся пациент будет транспортирован в ближайшую организацию здравоохранения, имеющую действительную медицинскую аккредитацию.

При наличии аккредитованных медицинских организаций (даже если эта организация не является ближайшей организацией здравоохранения) принцип «золотого часа» при оказании помощи пациенту будет в приоритете. Доставка пациента с таким заболеванием не в ближайшую организацию здравоохранения, а в ближайшую аккредитованную организацию здравоохранения будет способствовать оказанию такому пациенту безопасной медицинской помощи на должном уровне, что, в свою очередь, снизит вероятность негативных последствий заболевания и повысит безопасность и качество оказываемой медицинской помощи.

Руководителю на заметку
Институт медицинской аккредитации позволит сформировать правовую основу по установлению одинаковых подходов к формированию требований к условиям оказания медицинской помощи в зависимости от профиля заболевания, состояния, синдрома, лечебно-­диагностических возможностей организации здравоохранения.

Медицинская аккредитация сегодня

На первом этапе медицинской аккредитации будут подлежать исключительно государственные организации здравоохранения, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам, перечень которых определен постановлением № 269.

В настоящее время в данный перечень включено 129 организаций здравоохранения, представленных центральными районными больницами, сеть которых является первичным территориальным звеном отечественной системы здравоохранения для населения, проживающего в районных центрах и сельской местности.

Медицинская аккредитация государственных организаций здравоохранения будет осуществляться государственным учреждением «Республиканский научно-­практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» (далее — уполномоченная организация) без взимания платы с этих организаций.

Это важно!
Начиная с 23 июля 2021 г. каждая организация здравоохранения, подлежащая медицинской аккредитации, будет обязана обратиться в уполномоченную организацию за получением свидетельства о медицинской аккредитации в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения.

В 2021–2022 гг. планируется провести медицинскую аккредитацию 129 государственных организаций здравоохранения, включенных в перечень, определенный Правительством.

Медицинская аккредитация в будущем

С учетом правоприменительной практики норм ст. 121 Закона о здравоохранении вторым этапом в выстраивании системы медицинской аккредитации будет установление принципа бюджетного финансирования государственных организаций здравоохранения, подчиненных Министерству здравоохранения, местным исполнительным и распорядительным органам, в зависимости от наличия свидетельства о медицинской аккредитации, а также преобразование критериев медицинской аккредитации в соответствующие стандарты с их разделением на две группы: базовые и национальные.

Базовые стандарты медицинской аккредитации будут содержать минимальные требования к организации здравоохранения, выполнение которых позволяет обеспечить безопасность и эффективность оказания медицинской помощи. В основу данных стандартов медицинской аккредитации будут положены существующие критерии медицинской аккредитации.

Национальные стандарты медицинской аккредитации предполагается разрабатывать с учетом международного опыта, и по сравнению с базовыми стандартами они будут содержать больший объем требований к организациям здравоохранения.

Справочно: цель разработки и применения национальных стандартов — формирование правовой основы для медицинской аккредитации организаций здравоохранения всех форм собственности и ведомственной подчиненности.
В проведении медицинской аккредитации на соответствие национальным стандартам будут заинтересованы организации здравоохранения, оказывающие значительные объемы медицинской помощи гражданам на платной основе (в т. ч. из-за рубежа), в рамках добровольного медицинского страхования.

Наличие национальных стандартов медицинской аккредитации и их последующее признание компетентными международными организациями, соответствие этим стандартам организаций здравоохранения будут способствовать укреплению конкурентоспособности таких организаций здравоохранения на внутреннем и международном рынках, продвижению и дальнейшему развитию экспорта медицинских услуг.

Намечено вовлечение негосударственных организаций здравоохранения в систему медицинской аккредитации путем предоставления им возможности пройти такую процедуру и получить соответствующие документы.

Это важно!
Медицинская аккредитация негосударственных организаций здравоохранения предполагается исключительно на добровольной основе.

Реализация второго этапа внедрения медицинской аккредитации в Республике Беларусь будет осуществляться с 2023 г., а подготовку проекта соответствующего законодательного акта планируется завершить в 2022 г.

Мировой опыт

В мировой практике аккредитация организаций здравоохранения осуществляется как международными организациями, так и национальными системами аккредитации организаций здравоохранения.

Положительно зарекомендовал себя институт национальной аккредитации организаций здравоохранения в Великобритании, Польше, Казахстане, Украине. В Казахстане, Польше, Великобритании медицинская аккредитация и разработка стандартов медицинской аккредитации осуществляются организациями, подчиненными министерствам здравоохранения этих стран. В Украине — комиссией по аккредитации при Министерстве здравоохранения Украины.

Ярким примером являются организации, осуществляющие аккредитацию организаций здравоохранения: международное общество качества в здравоохранении (ISQua) и международная некоммерческая компания (JCI).

Стоит отметить, что аккредитация международной некоммерческой компании JCI является «золотым стандартом» для медицинских организаций, стремящихся улучшить качество медицинских услуг. Аккредитация клиник, госпиталей и других лечебных учреждений по системе JCI является одним из наиболее важных механизмов, с помощью которых государство, международные медицинские организации, ассоциации медицинского туризма влияют на качество медицинской помощи и повышают потенциал экспорта медицинских услуг.

3040 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Нужно ли запрашивать паспорт у пациента?

Руководитель. Здравоохранение № 3 (135) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 309

Безопасность деятельности частной медорганизации (Дополнено 22.03.2024)

Здесь вы найдете информацию о направлениях деятельности, соблюдение обязательных требований по которым позволит обеспечить безопасность посетителей частной медорганизации...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1769
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок