Новое в административной ответственности за правонарушения в сфере финансово-хозяйственной деятельности

В статье рассмотрены изменения, внесенные с 31 января 2018 г. в ряд статей Особенной части КоАП, посвященных правонарушениям в сфере финансово-хозяйственной деятельности.

Швед Надежда

главный специалист ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», кандидат юридических наук

796 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 31 января 2018 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2018 г., который внес изменения и дополнения в ряд статей Особенной части КоАП. Эти изменения затронули, среди прочего, административные правонарушения, связанные с нарушениями порядка формирования и применения цен (тарифов), осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, неуплатой или неполной уплатой обязательных страховых взносов и др., рассмотренные в данной статье.

Неуплата или неполная уплата обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование

В новой редакции ст. 11.54 КоАП исключена административная ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на сумму до 10 базовых величин включительно. Если эта сумма составит более указанного предела, то будет иметь место административное правонарушение.

Кроме того, не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата в установленный срок указанных взносов, если они уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты заработной платы (примечание к ст. 11.54 КоАП).

В новой редакции ст. 11.54 КоАП уменьшен размер штрафа, налагаемого на виновное должностное лицо: сейчас он составляет от 2 до 20 базовых величин, а не от 7 до 30 базовых величин, как было ранее. 

Обязательные страховые взносы. Размеры обязательных страховых взносов для организации здравоохранения, являющейся юридическим лицом, составляют:

1)    на пенсионное страхование — 28 %;

2)    на социальное страхование — 6 %. 

Также организация обязана удерживать и перечислять взносы на пенсионное страхование за работников в размере 1 %.

Уплата данных взносов производится единым платежом*.

* ст. 3 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»

Взносы на профессиональное пен­сионное страхование. Это обязательные платежи, которые организация здравоохранения как наниматель обязана уплачивать за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. В частности, речь идет о работниках, занятых на должностях, включенных в перечень учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников* (далее — перечень).

* Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»

Тариф взноса на профессиональное пенсионное страхование медицинских работников, включенных в перечень, составляет 1,5 %*.

* п. 18 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование»

Сроки уплаты взносов. Организации здравоохранения, кроме коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пен­сионное страхование (далее — обязательные взносы) за работающих по трудовым договорам не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. Если день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, организация здравоохранения уплачивает обязательные взносы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим. 

Коммерческие организации здравоохранения со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают обязательные взносы не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты обязательных взносов эта категория плательщиков, начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает их в этом году ежемесячно в общеустановленные сроки, рассмотренные выше.

При совпадении сроков уплаты обязательных взносов с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, уплата данных взносов производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням.

Уплата обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование осуществляется отдельными платежными поручениями. 

Датой исполнения обязательства по уплате обязательных взносов является день представления в банк в течение банковского дня на бумажном носителе и (или) в электронном виде платежных поручений на перечисление обязательных взносов при наличии на текущем (расчетном) банковском счете негосударственной организации здравоохранения денежных средств, достаточных для его исполнения банком. 

Государственные организации здравоохранения, расходы которых оплачиваются со счетов главных управлений Министерства финансов, представляют платежные поручения на перечисление обязательных взносов в эти территориальные органы.

Не внесенная в срок сумма обязательных взносов (кроме пеней) является недоимкой. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацио­нального банка, действующей на дату уплаты обязательных взносов*.

* п. 4, 10, 11, 14–16 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»

Нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств

Статьей 11.77 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности. 

В санкцию данной статьи внесено дополнение, согласно которому в качестве альтернативы штрафу в размере до 50 базовых величин к виновному должностному лицу организации может быть применено предупреждение. 

Статьей 11.77 КоАП не охватываются закупки за счет собственных средств при строительстве, ответственность за непроведение или несоблюдение порядка проведения которых предусмотрена ч. 2 ст. 21.17 КоАП.

Порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств учреждениями здравоохранения, подчиненными Минздраву, устанавливается в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229), иными учреждениями здравоохранения — на основании решений Советов депутатов различного территориального уровня, принимаемыми в соответствии с постановлением № 229.

Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов)

Частью 2 ст. 12.4 КоАП определена административная ответственность за нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок).

За совершение указанных правонарушений в новую редакцию ч. 2 ст. 12.4 КоАП введена ответственность должностного лица организации в виде штрафа в размере до 20 базовых величин.

Справочно: с 1 января 2018 г. размер базовой величины составляет 24,5 руб.*.

* постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2017 г. № 997 «Об установлении размера базовой величины»

Ответственность юридического лица и индивидуального предпринимателя осталась прежняя — в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от их реализации по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

При установлении цен (тарифов) на медицинские услуги следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

При установлении цен на лекарственные средства следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: 

Нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов

Из ч. 1 ст. 20.1 КоАП исключена ответственность за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, состоящее в использовании электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора или с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, а также в иных целях, не обусловленных производственным процессом. 

Однако это не означает, что данные деяния больше не являются административными правонарушениями. Они полностью охватываются нормами ст. 20.10 КоАП («Нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией»). 

Стоит отметить, что санкция ст. 20.10 КоАП устанавливает ответственность только в отношении виновного должностного лица организации. Размер ответственности — штраф в пятикратном размере суммы причиненного ущерба. 

796 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Любовь к профессии — один из важнейших источников развития»: интервью с директором стоматологии «Улыбка Удачи» (г. Гомель) Максимом Александровичем Дутьковым

Сегодня мы пообщаемся с директором частной стоматологии из Гомеля. Как он стал руководителем, с какими трудностями столкнулся, начиная свой путь в должности руководителя...
Руководитель. Здравоохранение № 3 (135) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 298
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок