Новое в административной ответственности за правонарушения в сфере трудовых отношений и пенсионного обеспечения

В связи с внесением в КоАП изменений и дополнений, вступивших в силу с 31 января 2018 г., отменена ответственность за некоторые административные правонарушения, в ряде случаев действующие нормы претерпели изменения либо введена ответственность за новые правонарушения, дифференцирована ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и физических лиц. Сказанное относится и к правонарушениям в сфере трудовых отношений и пенсионного обеспечения, о чем и пойдет речь в данной статье.

Швед Надежда

главный специалист ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», кандидат юридических наук

1022 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 31 января 2018 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2018 г., который внес изменения и дополнения в ряд статей Особенной части КоАП. Рассмотрим наиболее существенные из них применительно к сфере трудовых отношений. 

Прием на работу без документов

Одним из основных нововведений является исключение из КоАП статьи 23.15, устанавливавшей административную ответственность за прием на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора. При этом данное правонарушение не охватывается другими статьями Особенной части КоАП.

В то же время отмена административной ответственности за указанное правонарушение не исключает выполнения организацией здравоохранения обязанности по соблюдению требований ч. 1 ст. 26, п. 1 ч. 1 ст. 54 ТК

Справочно: непредъявление лицом при трудоустройстве документов, предусмотренных законодательством, является основанием для отказа в заключении трудового договора (ч. 2 ст. 26 ТК.).

Нарушение требований по охране труда

Изменения коснулись и ч. 1 ст. 9.17 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение требований по охране труда. В частности, уточнено, что должностное (уполномоченное) лицо нанимателя несет ответственность только за нарушение обязательных требований по охране труда. 

Таким образом, несоблюдение требований, которые имеют рекомендательный характер, в настоящее время не влечет административной ответственности.

Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В новой редакции изложена ст. 9.20 КоАП, которая ранее устанавливала ответственность за сокрытие наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Действующая сейчас редакция данной статьи предусматривает ответственность за следующие альтернативные деяния:

  • несообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством;
  • несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством;
  • нарушение установленного порядка расследования несчастного случая на производстве.

В Беларуси действует обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний* (далее — обязательное страхование).

* абз. 11 подп. 4.1 п. 4 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (далее — Положение о страховой деятельности).

Страхователями являются организации здравоохранения, санатории, их обособленные подразделения, предоставляющие работу гражданам на основании трудовых договоров (контрактов); гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных страхователем.

Справочно: перечень граждан, подлежащих обязательному страхованию,  приведен в п. 272 Положения о страховой деятельности.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен в одноименных правилах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (далее — Правила). 

Следует учитывать, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 апреля 2018 г. № 286 в Правила внесены изменения и дополнения, которые вступили в силу с 20 апреля 2018 г.

Также следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения, ведения и хранения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и применять установленные формы документов*.

* Инструкция утверждена, а формы документов установлены совместным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94.

Упомянутые выше изменения в Правила следует учитывать и применительно к сроку направления сообщения о несчастном случае на производстве. Теперь при получении сообщения о несчастном случае, подпадающем под действие Правил, организация здравоохранения, санаторий как страхователи обязаны сообщить о таком случае родственникам потерпевшего, профсоюзу (иному представительному органу работников) не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, а не в течение одного рабочего дня, как было раньше.

Справочно: перечень несчастных случаев, подпадающих под действие Правил, приведен в п. 3, 4 Правил. Перечень (список) профессиональных заболеваний, подлежащих расследованию и учету в соответствии с Правилами, утвержден совместным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 марта 2009 г. № 29/42.  

Сроки сообщения о несчастном случае страховщику остались прежними: в течение одного рабочего дня после получения заключения о тяжести производственной травмы потерпевшего, если потерпевший один; в течение одного рабочего дня после получения сообщения о несчастном случае, если речь идет о групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом (абз. 3, 5 ч. 1 п. 10 Правил).

О групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом страхователь обязан немедленно сообщить:

  • в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
  • в территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда;
  • в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (при отсутствии профсоюза или иного представительного органа работников);
  • в вышестоящую организацию (при ее наличии) и местный исполком, на подведомственной территории которого расположен страхователь;
  • в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте.

О несчастных случаях, приведших к тяжелым производственным травмам, страхователь обязан информировать указанные органы и организации в течение одного рабочего дня после получения заключения организации здравоохранения о тяжести производственной травмы потерпевшего (ч. 2 п. 10, п. 41 Правил).

О случае профессионального заболевания страхователь обязан немедленно информировать организацию здравоохранения, обслуживающую данного страхователя, местный исполком, профсоюз (иной представительный орган работников), а при их отсутствии — областное (Минское городское) объединение проф­союзов Федерации профсоюзов Беларуси, страховщика. А об острых профессиональных заболеваниях со смертельным исходом, одновременном остром профессиональном заболевании двух и более человек — также районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета, территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда (п. 62 Правил).

В отношении субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за совершение правонарушений,  предусмотренных ст. 9.20 КоАП, тоже имеются изменения:

1)    организация как юридическое лицо больше не подлежит привлечению к ответственности за данные правонарушения;

2)    увеличен размер штрафа. Так, на виновное должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере от 10 до 50 базовых величин (с 1 января 2018 г. размер базовой величины составляет 24,5 руб.). Таким образом, в настоящее время максимальный и минимальный размер штрафа увеличен в 5 раз. 

Нарушение законодательства о пенсионном обеспечении

Изменения затронули и ст. 9.14 КоАП, устанавливающую ответственность за нарушение законодательства о пенсионном обеспечении. Норма дополнена еще одним альтернативным деянием, состоящем в непредставлении работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя в установленные сроки необходимых для назначения пенсий документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. 

Это важно
Наниматель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и вовремя представлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение*.

* ч. 1 ст. 76 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон о пенсионном обеспечении)

Документы, необходимые для назначения пенсии, должны быть оформлены и направлены в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите (далее — служба соцзащиты) по месту жительства работника, подавшего заявление о назначении пенсии, либо по месту нахождения организации-нанимателя (если на это имеется решение комитета по труду, занятости и социальной защите) в 10-дневный срок со дня регистрации нанимателем заявления работника о назначении пенсии.

Справочно: перечень документов, необходимых для назначения пенсии, приведен в разделе II Положения «Документы, необходимые для назначения пенсии».

При представлении необходимых документов в службу соцзащиты нарочным днем их подачи является день приема их службой соцзащиты от представителя организации-нанимателя, при направлении по почте — дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.

Если к представлению нанимателя о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, то при предоставлении недостающих документов в течение одного месяца со дня получения извещения о необходимости их представления днем представления будет считаться день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления представления.

Руководителю на заметку
Руководителю организации здравоохранения следует издать приказ, в котором нужно определить работника (группу работников), ответственного за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их службе соцзащиты. Таким представителем, как правило, назначается работник, который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек (п. 27 Положения).

Если недостающие документы будут представлены в службу соцзащиты позднее месячного срока, то днем их подачи будет считаться день приема последнего документа, необходимого для назначения пенсии*.

* ч. 2 ст. 75 Закона о пенсионном обеспечении; п. 33, 5 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденного приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44 (далее — Положение)

Если руководитель организации здравоохранения возложил указанную обязанность на конкретного работника (группу работников), то при наличии вины этого работника в нарушении сроков представления необходимых документов в службу соцзащиты к административной ответственности будет привлечен именно он, а если ни на кого не возложил, то сам руководитель*. 

* п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 6 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства»

Это применимо и к другим нарушениям законодательства о пенсионном обеспечении, предусмотренным ст. 9.14 КоАП, к которым относится:

  • нарушение требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий;
  • представление указанных документов, содержащих неполные или недостоверные сведения.

За правонарушения, предусмотренные ст. 9.14 КоАП, установлена административная ответственность виновного должностного лица организации в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин. Данной статьей КоАП не предусмотрена ответственность организации как юридического лица. 

1022 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Министерство здравоохранение установило предельные суммы расходов в 2024 году

Предельные суммы расходов закреплены в Постановлении Министерства здравоохранения от 02.02.2024 № 27..
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 107
• • •

Санитарно-эпидемиологическое законодательство: актуальные вопросы

Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы по теме соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые поступили в редакцию журнала «Главная медицинская...
Главная медицинская сестра № 10 (34) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 875
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок