О порядке учета доз облучения, полученных населением и персоналом в ситуациях планируемого, аварийного и существующего облучения

В статье рассмотрены требования новых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения радиационной безопасности в части учета доз облучения, полученных населением и персоналом в ситуациях планируемого, аварийного и существующего облучения от источников ионизирующего излучения.

Ткаченок Никита

главный специалист юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Беларусь, магистр юридических наук

Ясюля Татьяна

главный специалист Управления специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Дробышевская Виктория

начальник отдела Государственного дозиметрического регистра ГУ «РНПЦ радиационной медицины и экологии человека», кандидат сельскохозяйственных наук

988 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 13.12.2020 вступило в силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.11.2020 № 110 «О порядке учета доз облучения, полученных населением и персоналом» (далее — постановление № 110). Основанием для разработки и принятия постановления № 110 послужило вступление в силу с 27 июня 2020 г. Закона Республики Беларусь от 18.06.2019 № 198-З «О радиационной безопасности» (далее — Закон о радиационной безопасности), согласно которому учет доз облучения населения и профессионального облучения в рамках единой государственной системы осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь (ст. 32 Закона о радиационной безопасности). Ранее порядок ведения учета доз облучения был определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.1999 № 929 «О единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения».

Справочно: постановление № 110 включает в себя нормы:
Закона о радиационной безопасности;
Закона Республики Беларусь от 30.07.2008 № 426-З «Об использовании атомной энергии»; 
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.2009 № 574 «О некоторых вопросах выполнения работ по использованию атомной энергии»; 
постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 № 213 «Об утверждении Санитарных норм и правил Требования к радиационной безопасности и Гигиенического норматива Критерии оценки радиационного воздействия»;
постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12.2013 № 137 «Об утверждении Санитарных норм и правил Требования к обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии и источников ионизирующего излучения».

Основной целью постановления № 110 является обеспечение в полном объеме учета доз облучения, полученных населением и персоналом. В свою очередь Положение о порядке учета доз облучения, полученных населением и персоналом, утвержденное данным постановлением (далее — Положение), способствует применению единых методических подходов для учета доз облучения населения и профессионального облучения при воздействии различных источников ионизирующего излучения (далее — ИИИ), проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

Положение не предусматривает нормы, характеризующие вредное воздействие на окружающую среду и (или) вопросы, связанные с нерациональным использованием природных ресурсов.

Обратите внимание, в связи с принятием постановления № 110, в котором определен порядок учета доз облучения, полученных населением и персоналом, приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2000 № 26 «О создании единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения» подлежит признанию утратившим силу.

В настоящее время в работе по учету доз облучения, полученных населением и персоналом, не следует руководствоваться вышеуказанным приказом.

Цели учета доз облучения

Осуществление учета доз облучения предусмотрено с целью:

  • оценки уровней воздействия ионизирующего излучения на человека;
  • принятия мер по снижению уровней профессионального облучения и облучения населения;
  • оценки радиационной обстановки, ожидаемых медицинских последствий (п. 3 Положения).

Задачи системы учета доз облучения

Задачами единой государственной системы учета доз облучения населения и профессионального облучения являются:

  • учет доз профессионального облучения и облучения населения от ИИИ, подлежащих контролю;
  • анализ доз облучения, полученных отдельными группами персонала и населения от ИИИ;
  • ведение банков данных по дозам профессионального облучения и облучения населения при воздействии различных ИИИ;
  • организация проверки соблюдения методических и информационных требований к учету индивидуальных доз облучения;
  • информационная поддержка республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов при принятии решений по обеспечению радиационной безопасности населения и персонала (п. 4 Положения).

Территориальные уровни государственной системы учета доз облучения

Положением предусмотрены три уровня учета доз облучения, осуществляемые в рамках единой государственной системы учета доз облучения населения и профессионального облучения (далее — единая система учета доз облучения), а именно:

  • республиканский;
  • региональный;
  • объектный.

На республиканском уровне учет осуществляется ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека» (Государственный дозиметрический регистр) (п. 6 Положения).

На региональном— областными центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» (п. 7 Положения).

На объектовом — пользователями ИИИ, эксплуатирующими организациями и другими организациями, осуществляющими деятельность с использованием ИИИ, путем осуществления радиационного контроля (п. 8 Положения).

Объекты учета доз облучения

К объектам доз облучения относятся:

  • персонал;
  • пациенты, подвергающиеся медицинскому облучению в целях диагностики и (или) лечения заболеваний (далее — пациенты);
  • лица, участвующие в клинических испытаниях при медицинском облучении;
  • лица, обеспечивающие комфорт и уход за пациентами;
  • население, проживающее на территориях, где по результатам радиационно-гигиенического мониторинга годовая эффективная доза за счет техногенно измененного фона может превышать 1 мЗв;
  • аварийные работники, лица, участвующие в проведении аварийно-восстановительных работ и специалисты аварийно-спасательных служб и формирований (далее — участники аварийно-спасательных (восстановительных) работ);
  • лица из числа личного состава Вооруженных Сил, органов пограничной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, других войск и воинских формирований, выполняющих возложенные на них задачи, в зонах, относящихся к зонам эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения, последующего отселения (п. 9 Положения).

При осуществлении учета доз облучения указанных объектов учету подлежат:

  • индивидуальные дозы профессионального облучения;
  • дозы облучения пациентов;
  • дозы облучения лиц, участвующих в клинических испытаниях при медицинском облучении;
  • дозы облучения лиц, обеспечивающих комфорт и уход за пациентами;
  • индивидуальные дозы облучения населения, проживающего на территориях, где по результатам радиационно-гигиенического мониторинга годовая эффективная доза за счет техногенно измененного фона может превышать 1 мЗв;
  • индивидуальные дозы облучения участников аварийно-спасательных (восстановительных) работ;
  • индивидуальные дозы облучения лиц из числа личного состава Вооруженных Сил, органов пограничной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, других войск и воинских формирований, выполняющих возложенные на них задачи, в зонах, относящихся к зонам эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения, последующего отселения (п. 10 Положения).

Предоставление информации о дозах облучения

Руководители либо лица, ответственные за радиационную безопасность организаций, осуществляющих деятельность с использованием ИИИ (пользователи ИИИ), эксплуатирующих организаций, аварийно-спасательных организаций (формирований), проводят учет и ежегодно представляют информацию о дозах облучения населения и профессионального облучения в областные центры гигиены, эпидемиологии и ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии».

Это важно
Пользователи ИИИ и другие организации, осуществляющие деятельность с использованием ИИИ, эксплуатирующие организации обеспечивают достоверность и полноту представленной информации (п. 13 Положения).

Учет индивидуальных доз облучения проводится на основе единого нормативного, методического и информационного обеспечения.

Сроки предоставления информации определены приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении порядка регистрации и контроля доз облучения персонала, аварийных работников и населения в рамках Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения» от 19.06.2017 № 668 и формой ведомственной отчетности «Сведения о рентгенологических, радионуклидных исследованиях и дозах облучения пациентов, полученных при проведении медицинских процедур», ежегодно утверждаемой приказом Министерства здравоохранения на следующий год.

Это важно
Областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» формируют электронные базы данных доз профессионального облучения и облучения населения на основании информации, предоставленной пользователями ИИИ и передают ежегодно информацию в электронном виде в ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека» для внесения в единый банк данных Государственного дозиметрического регистра (п. 14 и 15 Положения).

Сроки хранения

Результаты учета индивидуальных доз профессионального облучения хранятся в Государственном дозиметрическом регистре постоянно (п. 17 Положения). 

Справочно: Государственный дозиметрический регистр предоставляет информацию о дозах облучения по запросам юридических (в пределах их компетенции) и физических лиц в электронной или бумажной форме с соблюдением требований законодательства (п. 18 Положения).

988 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Нужно ли запрашивать паспорт у пациента?

Руководитель. Здравоохранение № 3 (135) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 309
• • •

Председатель Совета Республики рассказала о стратегической задаче здравоохранения

На встрече с руководителями учреждений здравоохранения Минска председатель Совета Республики Наталья Кочанова заявила о необходимости того, чтобы здравоохранение Минска б...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 88
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок