Порядок принятия в государственную собственность имущества на безвозмездной основе

В статье рассмотрен порядок принятия решений и оформления получения государственными организациями здравоохранения движимого имущества безвозмездно от коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1187 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19, многие коммерческие организации, индивидуальные предприниматели (далее — ИП), граждане готовы оказывать безвозмездную помощь в виде изделий медицинского назначения, средств индивидуальной защиты, оборудования и др. государственным организациям здравоохранения, работники которых находятся на передовой борьбы за здоровье и жизни инфицированных граждан.

В статье «Правильно оформляем получение спонсорской помощи», опубликованной в прошлом номере, мы упомянули о том, что в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь «О распоряжении государственным имуществом» от 10.05.2019 № 169 (далее — Указ № 169) при передаче юридическими лицами и ИП имущества (за исключением денежных средств), безвозмездно государственным организациям здравоохранения не применяются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».

С 15.11.2019 при передаче в государственную собственность (республиканскую, коммунальную) (далее — госсобственность) движимого имущества, относящегося к основным средствам, организациям здравоохранения, имущество которых находится в республиканской собственности (в частности подчиненным Минздраву), следует руководствоваться положениями Указа № 169. При этом организациям здравоохранения, имущество которых находится в коммунальной собственности, следует руководствоваться решениями Советов депутатов соответствующего территориального уровня о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности данной административно-территориальной единицы (далее — Решения Совета депутатов), принятыми на основании норм Указа № 169. Также необходимо учитывать размещенные на сайте gki.gov.by разъяснения Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь по применению норм законодательства при приеме-передаче имущества на безвозмездной основе (короткая ссылка: goo-gl.ru/6qHI) (далее — разъяснения ГКИ).

Рассмотрим порядок принятия решений и оформления принятия в госсобственность от коммерческих организаций, ИП, граждан безвозмездно имущества двух типов:

  • движимого имущества, относящегося к основным средствам;
  • движимого имущества, не относящегося к основным средствам.

Принятие основных средств 

Как упомянуто выше, порядок принятия в госсобственность движимого имущества, относящегося к основным средствам, определяется Указом № 169 и Решениями Советов депутатов с учетом разъяснений ГКИ.

Справочно: в качестве основных средств к бухгалтерскому учету принимаются активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении условий, определенных в п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств (утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26)), в частности, если активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев.

Принятие решения. При передаче рассматриваемого имущества безвозмездно организациям здравоохранения республиканской формы собственности решение о приобретении такого имущества в госсобственность принимает руководитель организации. Решение принимается в форме приказа (распоряжения).

Если же указанное имущество передается организации здравоохранения коммунальной формы собственности, то порядок принятия решения определяется в соответствии с инструкцией, утвержденной Решением Совета депутатов соответствующего территориального уровня.

Так, в соответствии с Инструкцией, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 25.04.2000 № 87 «О порядке управления и распоряжения собственностью г. Минска» (в ред. решения Минского городского Совета депутатов от 11.09.2019 № 150) приобретение движимого имущества в собственность г. Минска безвозмездно осуществляется по решению руководителей коммунальных юридических лиц с поступлением имущества в их хозяйственное ведение или оперативное управление.

В соответствии с Инструкцией, утвержденной решением Гомельского областного Совета депутатов от 18.06.2019 №103 «Об управлении и распоряжении имуществом» приобретение в собственность Гомельской области безвозмездно объектов движимого имущества, стоимость каждого из которых превышает 30 тыс. базовых величин, осуществляется по решению облисполкома, а объектов меньшей стоимости — по решению органов управления облисполкома.

Согласно Инструкции, утвержденной решением Докшицкого районного Совета депутатов от 18.12.2019 № 70 «Об управлении и распоряжении имуществом», приобретение в собственность Докшицкого района безвозмездно объектов движимого имущества, стоимостью более 30 тыс. базовых величин каждый, осуществляется по решению райисполкома, а меньшей стоимости — по решению районных органов управления.

Основанием для принятия рассматриваемого решения является согласие собственника на передачу такого имущества (письмо, приказ либо иное решение уполномоченного органа, принятое в соответствии с законодательством).

Если имущество передается унитарным предприятием (частной либо государственной формы собственности), то необходимо согласие (решение) собственника имущества такого предприятия, если его уставом на принятие такого решения не уполномочен руководитель.

Если рассматриваемое имущество передается хозяйственным обществом (АО, ООО, ОДО) частной либо государственной формы собственности, то решение о его безвозмездной передаче государственной организации здравоохранения принимается органом управления общества в порядке, определенном Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон хозобществах) и уставом общества. Так, принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества. При этом уставом общества право принятия такого решения может быть предоставлено исполнительному органу общества (абз. 9 ч. 1, ч. 3, 4 ст. 35 Закона хозобществах). 

Гражданин вправе письменно обратиться к государственной организации здравоохранения, уведомив ее о своем согласии передать безвозмездно принадлежащее ему на праве собственности имущество. 

По вопросу получения согласия учредителя государственной организации здравоохранения на принятие имущества следует учитывать другое разъяснение ГКИ (короткая ссылка: goo-gl.ru/6qKh).

Оформление. Если исходить из норм гражданского законодательства, то безвозмездная передача движимого имущества государственным организациям здравоохранения подпадает под нормы о пожертвовании (ст. 553 ГК). Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 553 ГК пожертвования могут делаться в т.ч. организациям здравоохранения. Пожертвование является разновидностью дарения. Поэтому при пожертвовании заключается договор дарения (пожертвования).

В то же время согласно разъяснениям ГКИ при безвозмездной передаче в госсобственность движимого имущества договоры о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, дарения (пожертвования) не заключаются. Оформление передачи имущества после принятия решения о его приобретении возможно путем составления первичного учетного документа (накладной, акта приема-передачи либо договора безвозмездной передачи товаров в государственную собственность).

Более подробная информация о порядке оформления документов при передаче безвозмездно в государственную собственность имущества, находящегося в собственности различных субъектов хозяйствования и граждан, содержится в разделе 3 рекомендаций ГКИ. 

Принятие иного движимого имущества 

В данном случае речь идет о движимом имуществе, не подпадающем под определенные в Инструкции № 26 критерии отнесения активов к основным средствам. 

Порядок принятия решений о приобретении такого имущества в собственность государства также урегулирован Указом № 169 и Решениями Советов депутатов.

Принятие решения. При безвозмездной передаче движимого имущества организации здравоохранения республиканской формы собственности право принимать решение о приобретении рассматриваемого имущества в республиканскую собственность предоставлено руководителю такой организации (ч. 2 п. 7 Указа № 169). То есть в данном случае отличия от принятия решения о приобретении в республиканскую собственность движимого имущества, относящегося к основным средствам, нет.

Что касается принятия решения о безвозмездном приобретении в коммунальную собственность рассматриваемого движимого имущества, то в Решениях Советов депутатов имеется норма, согласно которой в случаях, не предусмотренных законодательными актами и инструкциями, утвержденными указанными Решениями, приобретение имущества в собственность соответствующей административно-территориальной единицы осуществляется по решению руководителей коммунальных юридических лиц. При этом под коммунальными юридическими лицами понимаются, в частности, коммунальные унитарные предприятия, государственные учреждения, за которыми имущество, находящееся в собственности города, района, области, закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Основания для принятия решения руководителем организации здравоохранения коммунальной формы собственности то же, что упомянуто выше, — согласие собственника на передачу рассматриваемого имущества.

Оформление. Порядок оформления приобретения рассматриваемого имущества аналогичен упомянутому выше. Кроме того, в письме Минздрава от 14.04.2020 № 12-12/6626 «О применении норм законодательства при приятии в собственность Республики Беларусь имущества» предлагается осуществлять принятие имущества в собственность Республики Беларусь в порядке, изложенном в разделе 3 разъяснений ГКИ.

1187 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 22.03.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2122
• • •

О результатах мониторинга применения контрактной формы найма в госучреждениях здравоохранения

Главный правовой инспектор труда Татьяна Диско, рассказала о результатах мониторинга применения контрактной формы найма на заседании президиума Республиканского комитета...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 179
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок