Порядок проведения процедур госзакупок при строительстве и ремонте

В № 7 в статье «Правовое регулирование госзакупок при строительстве и ремонте» мы рассмотрели особенности правового регулирования проведения госзакупок при строительстве и ремонте с 1 июля 2021 г. В настоящей статье мы расскажем о порядке проведения данного вида госзакупок, выборе процедуры госзакупки, требованиях, которые предъявляются к участникам процедуры госзакупки, и иных особенностях проведения процедуры госзакупки при строительстве и ремонте.

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

1440 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ранее мы рассказывали, что для того, чтобы проведение государственной закупки при строительстве и ремонте было правомерным с 1 июля 2021 г., необходимо включение данной государственной закупки в годовой план государственных закупок.

После включения и опубликования годового плана государственных закупок заказчик вправе определить вид закупки, которая будет проведена.

Определение ориентировочной стоимости

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 18.12.2019, далее — Закон о госзакупках) вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок, с учетом ряда особенностей, установленных некоторыми статьями Закона о госзакупках.

При этом необходимо учитывать, что ч. 4 п. 1 ст. 19 Закона о госзакупках предусмотрена особенность включения в годовой план госзакупок товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов: они включаются в план исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.

Справочно: по мнению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ), выбор вида процедуры госзакупки в случае отдельного приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства определенного объекта, будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услугах) по соответствующему объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам), необходимым для строительства всех объектов.

Заказчик вправе принять решение о приобретении в одной процедуре госзакупки товаров (работ, услуг), необходимых для строительства нескольких объектов. В этом случае вид процедуры госзакупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности всех закупаемых совместно товаров (работ, услуг), указанной в годовом плане государственных закупок.

В соответствии с постановлением № 35 определение ориентировочной стоимости предмета госзакупки по общим правилам может осуществляться тремя способами, представленными в таблице.

Руководителю на заметку
Порядок определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки установлен постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее — постановление № 35).

Таблица

Способы определения ориентировочной стоимости госзакупок при строительстве и ремонте

Соответственно, при закупке товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется проектно-­сметным способом. Обязанности дополнительно проводить изучение конъюнктуры рынка в данном случае нет.

Справочно: порядок утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении для применения при определении сметной стоимости строительства объектов и составлении сметной документации на строительство объектов определен Положением о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553) (в ред. от 23.04.2020, далее — постановление № 1553). Порядок определения сметной стоимости строительства, пусконаладочных работ определен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов» (в ред. от 23.09.2020).

Требования к участникам госзакупок

С учетом распространения Закона о госзакупках на госзакупки при строительстве и ремонте требования, предъявляемые к участникам таких закупок, установлены п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках.

Закон запрещает предъявлять к участникам требования, не предусмотренные законодательством. Таким образом, при установлении требований к участникам заказчик обязан руководствоваться требованиями законодательства, в т. ч. отраслевого.

Например, применительно к сфере строительства такими требованиями являются нормы о лицензировании отдельных видов деятельности, аттестации соответствия. Данное требование находит свое отражение в следующих нормативных правовых актах:

Руководителю на заметку
Непосредственно сама процедура госзакупки при строительстве и ремонте, включая заключение договора, с 01.07.2021 осуществляется в соответствии с Законом о госзакупках.

Изменение условий договора госзакупки

В отношении договора, заключенного по результатам проведения процедуры госзакупки при строительстве и ремонте, применяются правила, предусмотренные Законом о госзакупках.

Так, в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках не допускается изменение условий договора государственной закупки при его исполнении в части:

  • предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки;
  • объема (количества) предмета государственной закупки;
  • порядка оплаты;
  • сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • цены договора государственной закупки;
  • ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора государственной закупки.

Важно
Исключения из данной нормы установлены ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках, а также подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (в ред. от 09.06.2021, далее — постановление № 395).

Так, согласно ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых аналогичны или улучшены по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре государственной закупки.

Подпунктом 1.8 п. 1 постановления № 395 установлено право сторон договора государственной закупки на изменение объема (количества) товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %. При этом стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения. В данном случае имеется в виду как увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг), так и их уменьшение.

Руководителю на заметку
Необходимо учитывать, что речь идет лишь об изменении объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора. Включение в заключенный договор госзакупки товаров (работ, услуг), ранее не предусмотренных таким договором (дополнительных (скрытых) работ), недопустимо.

По мнению МАРТ, для приобретения товаров (работ, услуг), не предусмотренных договором государственной закупки (например, при выявлении дополнительных работ), или при изменении объема (количества) товаров (работ, услуг) свыше 10 % необходимо проводить новую процедуру госзакупки.

Также согласно абз. 3 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 установлены два случая, когда допустимо изменять сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (см. схему на следующей странице).

В отношении цены договора госзакупки подп. 1.8 п. 1 постановления № 395допускает возможность ее уменьшения без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в т. ч. их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик.

Увеличение же цены договора государственной закупки без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) согласно подп. 1.8 п. 1 постановления № 395возможно только в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов).

Схема

Случаи изменения сроков исполнения обязательств по договору госзакупки


Так, случаи увеличения договорной цены предусмотрены абз. 3, 4 и 6 ч. 2 п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (утв. постановлением № 1553).

В соответствии с данными нормами при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т. ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, неизменная цена корректируется в случаях изменения:

  • налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
  • прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
  • нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве.

По мнению МАРТ, в настоящее время для договоров госзакупки при строительстве и ремонте не могут применяться основания изменения условий договора строительного подряда, установленные п. 72 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда (утв. постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, в ред. 24.04.2020 (далее — Правила).

Поскольку норма п. 72 Правил определяет случаи изменения договора строительного подряда, заключенного по результатам процедуры подрядных торгов (а при применении законодательства о госзакупках подрядные торги не проводятся), то, по мнению МАРТ, применение данной нормы Правил (до внесения в них соответствующих изменений) для изменения договора государственной закупки не допускается.

1440 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Нужно ли запрашивать паспорт у пациента?

Руководитель. Здравоохранение № 3 (135) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 169
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок