Применение принудительных мер безопасности и лечения к иностранным гражданам и лицам без гражданства

Применение принудительных мер безопасности и лечения осуществляется на территории Республики Беларусь в отношении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. В статье рассмотрена специфика применения данных мер к иностранным гражданам и лицам без гражданства в рамках международного сотрудничества по осуществлению принудительных мер безопасности и лечения, а также условия, при несоблюдении которых, такое сотрудничество невозможно.

Фордуева Алина

юрисконсульт организационно-методического отдела РНПЦ психического здоровья

2116 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование

Особое внимание состоянию психического здоровья человека уделяется при оценке его поведения на момент совершения преступления. Зачастую к лицам, имеющим психические заболевания, необходимо применение принудительных мер безопасности и лечения.

На основании ст. 102 УК в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, с учетом характера совершенного ими деяния могут быть назначены следующие принудительные меры безопасности и лечения:

1. Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у врача-специалиста в области оказания психиатрической помощи.

Назначается судом в отношении лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием), которое по психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре с обычным наблюдением.

Назначается судом в отношении лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием), которое по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния нуждается в больничном содержании и лечении в принудительном порядке.

3. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре с усиленным наблюдением.

Назначается судом в отношении лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием), которое совершило общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь и здоровье граждан, и по психическому состоянию не представляет угрозы для окружающих, но нуждается в больничном содержании и лечении в условиях усиленного наблюдения.

4. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре со строгим наблюдением.

Назначается судом в отношении лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием), которое по психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния представляет особую опасность для общества и нуждается в больничном содержании и лечении в условиях строгого наблюдения.

Справочно: лица, помещенные в психиатрические стационары, находятся под постоянным круглосуточным наблюдением и в условиях, исключающих возможность совершения ими общественно опасного деяния.

Применение принудительных мер безопасности и лечения 

Иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранцы, осужденные в Республике Беларусь за совершение преступления, пользуются правами и исполняют обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь о правовом положении иностранцев и международными договорами, с ограничениями, предусмотренными законодательными актами Республики Беларусь.

Руководителю на заметку
Применение мер безопасности и лечения к иностранным гражданам и лицам без гражданства может осуществляться как на территории Республики Беларусь, так и на территории государства, гражданином которого он является или постоянно проживает (для лиц без гражданства).

Для пациента, находящегося на территории Республики Беларусь, в отношении которого судом назначены меры принудительного лечения, возможен перевод на территорию государства, гражданином которого он является, или постоянно там проживает (для лиц без гражданства).

Перевод пациента за пределы Республики Беларусь для применения принудительных мер безопасности и лечения 

Все действия по передаче лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в другое государство, осуществляются в соответствии с Конвенцией о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительноголечения, заключенной государствами — участниками Содружества Независимых Государств в Москве от 28.03.1997 (далее — Конвенция).

Основание для решения вопроса о переводе пациента — мотивированное заявление пациента либо его законного представителя.

В соответствии со ст. 3 Конвенции компетентный орган той страны, судом которой вынесено решение, или страны, гражданином которой лицо является или на территории которой постоянно проживает (далее — договаривающиеся стороны), направляет письменное обращение с просьбой о передаче или принятии гражданина (далее — письменное обращение).

Указом Президента Республики Беларусь от 22.08.1997 № 439 «Об определении Генеральной прокуратуры Республики Беларусь органом, компетентным осуществлять сношения по вопросам реализации Конвенции» компетентным органом со стороны Республики Беларусь, уполномоченным регулировать порядок передачи лиц для осуществления принудительного лечения в другое государство, назначена Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

Справочно: Генеральная прокуратура как уполномоченный компетентный орган Республики Беларусь координирует процесс перевода лица на территорию другого государства для применения к нему принудительных мер безопасности и лечения по решению суда, начиная от направления обращения до передачи лица в другую страну.

Для осуществления перевода пациента помимо его заявления или его законного представителя должен быть соблюден ряд следующих условий:

  • решение суда о применении принудительных мер медицинского характера вступило в законную силу;
  • лицо, направленное на принудительное лечение, совершило деяние, являющееся уголовно наказуемым по законодательству обеих договаривающихся сторон;
  • законодательством обеих договаривающихся сторон предусмотрены аналогичные меры медицинского характера;
  • принимающая договаривающаяся сторона может обеспечить необходимое лечение и соответствующие меры безопасности;
  • имеется согласие пациента на перевод, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению — согласие его законного представителя, выраженное в письменном заявлении.

Это важно!
Если всего одно из вышеуказанных условий не соблюдено, перевод не может быть осуществлен.

Статья 4 Конвенции предусматривает перечень необходимых документов, которые прилагаются к письменному обращению о переводе лица, страдающего психическими расстройствами, в другое государство. В практической реализации данной нормы допускается предоставление следующих документов:

  • копия документа, удостоверяющего личность передаваемого, свидетельствующего о его гражданстве, постоянном и временном месте жительства;
  • удостоверенные копии решения суда о применении к лицу принудительных мер медицинского характера и документа о вступлении его в законную силу;
  • удостоверенная копия акта судебно-психиатрической экспертизы;
  • удостоверенная копия акта психиатрического освидетельствования на предмет изменения вида лечения;
  • справка, которая подтверждает факт установления инвалидности лицу, подлежащему принудительному лечению;
  • заявление близких родственников о своей заинтересованности в передаче, если такое имеется;
  • письменное мотивированное заявление пациента либо его законного представителя, содержащее согласие на передачу для прохождения принудительного лечения в государство, гражданином которого он является или на территории которого имеет постоянное место жительства;
  • сведения о родственниках пациента;
  • другие документы и сведения, если это сочтут необходимым договаривающиеся стороны;
  • заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов, по необходимости.

Решение о согласии (об отказе) и передаче или принятии лица принимается руководителем компетентного органа не позднее 40 дней со дня получения обращения и направляется руководителю компетентного органа другой договаривающейся стороны.

О результатах рассмотрения обращения сообщается лицу, в отношении которого послано обращение, или его законному представителю в письменной форме.

Это важно!
Согласование места, времени и порядка передачи лица определяются по договоренности между компетентными органами обеих договаривающихся сторон.

При транспортировке пациента органами, осуществляющими передачу, принимаются необходимые меры по предотвращению им побега или совершения опасного деяния.

Генеральная прокуратура поручает Министерству здравоохранения согласовать порядок, дату и время транспортировки лица, подлежащего переводу с Министерством внутренних дел и уведомить об этом Генеральную прокуратуру, которая в свою очередь сообщает эту информацию компетентному органу другой страны.

Доставка лица, в отношении которого будут применяться принудительные меры безопасности и лечения впсихиатрическом стационаре до места передачи, осуществляется в сопровождении сотрудников органов внутренних дел и медицинских работников организации здравоохранения.

2116 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Утвержден регламент административной процедуры

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.03.2024 № 59 утвержден Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 104
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок