Проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий с 22 октября 2021 года

С 22 октября 2021 г. вступили в силу изменения в порядок проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий. Почему так важно знать, что представляют собой данные нововведения? Ответ прост: соблюдение новых норм оградит организацию здравоохранения от административной ответственности. В статье мы расскажем, что изменилось в порядке проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий и какие требования являются для организаций обязательными, а также отразим характерные особенности дел об административных правонарушениях в части нарушений санитарно-эпидемиологических требований и санитарных норм и правил.

Косько Юрий

юрист, специалист в сфере трудового права

1888 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 22 октября 2021 г. вступили в силу изменения в Санитарные нормы и правила «Требования к организации и проведению санитарно-­противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID‑19» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217, далее — Санитарные нормы).

Справочно: изменения в Санитарные нормы внесены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.10.2021 № 111 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217». Данным постановлением отменены некоторые изменения, внесенные в Санитарные нормыпостановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.10.2021 № 105 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217» (далее — постановление № 105).

Что изменилось

Основные изменения, которые произошли в порядке проведения санитарно-­противоэпидемических мероприятий, отражены в таблице.

Таблица

Изменение порядка проведения санитарно-­противоэпидемических мероприятий

Таким образом, основным нововведением является исключение из Санитарных норм п. 411 и включение в абз. 3 подп. 41.2 п. 41 больничных организаций. Кроме того, руководители объектов, организаций обязаны обеспечить контроль за использованием средств защиты органов дыхания работниками, физическими лицами при посещении объектов, организаций при отсутствии возможности организации условий для соблюдения социальной дистанции (1–1,5 м). Ранее (согласно постановлению № 105) обязательно было и соблюдение социальной дистанции, и использование средств защиты органов дыхания.

Это важно
Под использованием средств защиты органов дыхания подразумевается закрытие средствами защиты органов дыхания рта, носа и подбородка.

Отметим, что требование абз. 3 подп. 41.5 п. 41 Санитарных норм (введено постановлением № 105) о необходимости обеспечения и использования работниками автомобильного, воздушного, железнодорожного, внутреннего водного, городского электрического транспорта, метрополитена средств защиты органов дыхания осталось без изменений.

Ответственность за нарушение Санитарных норм

Ответственность за нарушение сани­тарно-­эпидемиологических требований предусмотрена как административным, так и Уголовным кодексом.

Статьей 17.5 КоАП установлена административная ответственность за нарушение санитарно-­эпидемиологических требований.

Справочно: нарушение санитарно-­эпидемиологических требований, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов или требований ограничительных мероприятий, введенных в соответствии с законодательством в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения, влекут наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя — до 200 БВ, а на юридическое лицо — до 500 БВ.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-­эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов предусмотрена ст. 336 УК.

Справочно: данное преступление влечет за собой наказание в виде штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительных работ на срок до 2 лет, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.

Кто составит протокол при нарушении Санитарных норм

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.02.2021 № 12 «О наделении полномочиями» полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.5 КоАП, к рассмотрению наделены следующие должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор:

  • в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь:
    – заместитель Министра здравоохра­нения — Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь;
    – начальник, заместитель начальника и главные специалисты отдела гигиены, эпидемиологии и профилактики;
  • в ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областных центрах гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минском городском, городских, районных, зональных, районных в городах центрах гигиены и эпидемиологии:
    – главный врач, его заместители (из числа врачей);
    – заведующие отделами, отделениями, врачи-­гигиенисты, врачи-­пара­зитологи, врачи-­эпидемиологи, вра­чи-­валеологи, фельдшеры-­ва­леологи, помощники врачей-­ги­гие­нистов, помощники врачей-­пара­зитологов, помощники врачей-­эпи­де­миологов, помощники энтомолога.

Подготовка дела к рассмотрению

При подготовке дела к рассмотрению должностное лицо собирает доказательства наличия обстоятельств, которые имеют значение для разрешения дела об административном правонарушении. К таковым относятся:

  • наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
  • виновность физического лица в совершении административного правонарушения;
  • наличие оснований и условий административной ответственности юридического лица;
  • другие обстоятельства, которые имеют значение для принятия решения по делу.

Это важно
Подготовка дела по ст. 17.5 КоАП к рассмотрению должна быть завершена не позднее 10 суток со дня начала административного процесса.

На что руководителю обратить внимание в протоколе

После того как все необходимые доказательства собраны, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении (далее — протокол).

Руководителю на заметку
С момента составления протокола начинается административный процесс.

При ознакомлении с протоколом руководитель для своей же безопасности должен проверить, что отражено в протоколе. Так, протокол должен содержать следующие сведения (ч. 2 ст. 11.24 ПИКоАП):

1) дату и место его составления;

2) должность, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица, составившего протокол;

3) сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

4) время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

5) фамилии, собственные имена и отчества (если таковые имеются), адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются, наименование юридического лица, если юридическое лицо является потерпевшим;

6) отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;

7) перечень материалов, которые прилагаются к протоколу;

8) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Кем может быть рассмотрено дело

Должностное лицо, которое составило протокол, в течение 5 дней с момента его составления передает дело об административном правонарушении на рассмотрение органам государственного санитарного надзора или в суд.

Справочно: органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.5 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.

От имени органов государственного санитарного надзора дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители. 


1888 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 22.03.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2131
• • •

О результатах мониторинга применения контрактной формы найма в госучреждениях здравоохранения

Главный правовой инспектор труда Татьяна Диско, рассказала о результатах мониторинга применения контрактной формы найма на заседании президиума Республиканского комитета...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 197
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок