Социальная фасилитация и ингибиция в работе руководителя организации здравоохранения

Возможно, ­кто-то из вас замечал за собой, что при выполнении рабочих задач в присутствии персонала вы активны, требовательны, гибки, но если появляются посторонние люди, то «сверхсилы» вдруг пропадают. Такое же состояние может быть присуще и вашим работникам, которые в одной ситуации — замечательные специалисты, а в другой их профессионализм ­куда-то исчезает. В чем причина? Мы знаем ответ: фисилитация и ингибиция. Что это за феномены и как ими управлять, обсудим в статье.

Высоцкая Светлана

психолог, HR-менеджер

1278 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Эффект, когда в одних условиях работник проявляет свои лучшие профессиональные качества, а в измененных обстоятельствах его трудоспособность стремится к нулю, определяется как социальная фасилитация и ингибиция.

Что это такое

Социальная фасилитация — это такой феномен, когда трудовые способности человека улучшаются в окружении других людей, а ингибиция — это неспособность человека максимально раскрыть свой трудовой и творческий потенциал в присутствии посторонних.

Справочно: исследования этих феноменов выявили, что около 40 % людей при выполнении работы в присутствии других больше склонны к активизации деятельности — социальной фасилитации; примерно 20 % людей в обществе регулярно сталкиваются с ингибицией; еще 40 % людей индифферентны, т. е. результаты их деятельности и рабочей активности никак не зависят от присутствия либо отсутствия иных людей.

Причины возникновения

Причинами возникновения фасилитации являются:

  • усиление чувства конкурентной борьбы;
  • уверенность в выполняемых действиях.

Многочисленные исследования показали, что фасилитация и ингибиция возникают бессознательно, но при этом существует ряд факторов, которые влияют на степень их проявления. Рассмотрим данные факторы.

Количество окружающих

Значительное число незнакомых людей в большей мере влияет на человека. Яркий пример для медицинских работников — увеличение потока пациентов в период распространения острых респираторных инфекций.

Взаимоотношения в группе

При наличии антипатии в группе ингибиция может приобретать крайние формы, а фасилитация, естественно, снижаться. Если же климат внутри группы благоприятный, то ингибиция может проявляться умеренно, а фасилитация — усиливаться.

Поэтому поддержание благоприятной атмосферы в коллективе — одна из важнейших задач руководителя.

Половая принадлежность

Если в коллективе преобладают женщины, то любой человек независимо от пола будет в большей мере теряться и проявлять себя неэффективно, чем если бы в той же ситуации его оценивали представители мужского пола.

Справочно: ввиду более высокой эмоциональности женщин конфликтные ситуации в женском коллективе могут возникать чаще.

Настроение

При хорошем расположении духа у человека усиливается фасилитация, а при плохом ей на смену приходит ингибиция.

Уровень подготовки

При отсутствии опыта или должной практики работник будет стараться демонстрировать лучшие результаты в ситуации совместной деятельности с коллегами и теряться в присутствии администрации.

Ярким примером в медицинской сфере является врач-интерн. Как правило, в окружении коллег он стремится показать свои лучшие качества, но страх сделать ошибку и понести наказание снижают его эффективность.

Справочно: как правило, с приобретением опыта присутствие других людей уже не вызывает у специалиста снижения работоспособности и ингибицию.

Степень проявления

Проявление у работников фасилитации или ингибиции напрямую зависит от уровня психологического давления, которое оказывают окружающие люди. В таблице отражена взаимосвязь между социальной средой, в которой находится работник, и силой проявления социальной фасилитации и ингибиции.

Таблица

Влияние окружения на проявление фасилитации и ингибиции

Как поступать руководителю

При управлении коллективом руководитель должен учитывать риски возникновения феноменов ингибиции и фасилитации и выступать в качестве фасилитатора.

Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «легкий, удобный») — это человек, организующий успешную коммуникацию.

Роль фасилитатора заключается в том, чтобы способствовать осознанию группой людей общих целей, а также помогать в достижении этих целей, не принимая ­какую-либо сторону в дискуссии.

Безусловно, руководителю необходимо помнить, что наблюдение и контроль за коллективом в различных ситуациях могут дать разный эффект. Если в коллективе преобладают работники с большим опытом, которые знают свою работу, то наблюдение за ними (или отдельно за ­кем-то из них) приведет к фасилитации и росту производительности (или повышению эффективности).

Важно
Если в коллективе есть проблемы или если коллектив состоит из начинающих и опытных специалистов, наблюдение и контроль могут лишь ухудшать ситуацию. Поэтому имеет смысл наблюдать за процессом тогда, когда начинающие работники повысят свой уровень и станут увереннее себя чувствовать.

Для организации успешной коммуникации с работниками руководителю необходимо:

  • знать свой коллектив, понимать, какие потребности, проблемы есть у работников;
  • грамотно подходить к подбору кадров и распределению трудовых ресурсов по рабочим местам;
  •  мотивировать работников и создавать условия для их развития.

Методики работы с коллективом

Руководителю необходимо понимать, что фасилитация значительно повышает производительность коллектива. Для достижения данного эффекта можно использовать следующие методики работы с коллективом.

Методика «Открытое пространство»

Эта методика применяется в тех случаях, когда группа специалистов должна ответить на множество рабочих вопросов или найти решения профессиональных проблем по одной выбранной теме.

1‑й этап — разъяснение. Все присутствующие должны сидеть за круглым столом. Фасилитатор (руководитель) разъясняет участникам суть методики и требования к работе. На этом его участие, как правило, заканчивается, поскольку процесс быстро самоорганизуется и развивается в указанном направлении.

2‑й этап — обсуждение. На этом этапе участники озвучивают вопросы или проблемы, которые они хотели бы обсудить в рамках выбранной темы, и кратко аргументируют свои предложения, фиксируя ключевые слова, отражающие суть озвученного вопроса.

Справочно: ключевые слова записываются с указанием времени и даты. Таким образом работник, предлагающий вопрос, сообщает, когда он готов приступить к его обсуждению.

Когда все желающие предложат темы для обсуждения и зафиксируют информацию, присутствующие записывают свои имена напротив тех вопросов, в обсуждении которых они хотели бы принять участие.

3‑й этап — самоорганизованный семинар. Участники презентуют свои предложения, дискутируют. Важно, чтобы найденные в ходе обсуждения ответы и решения были записаны, т. к. с ними должны ознакомиться все члены коллектива (причастные к проблематике).

Руководителю на заметку
Преимущество методики «Открытое пространство» состоит в том, что за короткое время можно собрать большое количество мнений по интересующей теме. Одновременно в коллективе возникает ощущение общности и сопричастности процессу.

Методика «Признательное исследование»

Название методики переводится буквально как «благодарное исследование», а наиболее точно по смыслу — как «исследование с целью правильно понять ценность». Групповая работа по этой методике напоминает простое общение с позиции позитива и успеха.

В основе методики лежит «Правило четырех D», и работа проходит в четыре этапа.

1‑й этап — Discovery (открытие). На данном этапе нужно раскрыть позитивную суть проблемы. Что ранее получалось хорошо? В чем были достигнуты успехи?

2‑й этап — Dream (мечта). Здесь требуется визуализировать перспективы и максимально раскрыть их потенциал. Чего большего можно достичь на этой основе? Каковы профессиональные желания?

3‑й этап — Design (замысел). На этом этапе создается реалистичная картина будущего. Что коллектив хочет воплотить в работу? Какие существуют перспективы?

4‑й этап — Destiny (предназначение). В конце групповой работы определяются вовлеченные работники. Кто будет делать? В какие сроки?

Руководителю на заметку
В методике «Признательное исследование» фасилитатор (руководитель) помогает участникам быть реалистами, задавая больше вопросов на третьем и четвертом этапах. Его задача — подвергать сомнению сказанное, с тем чтобы команда выработала трезвое и четкое видение того, к чему должна привести реализация намеченного.

Заключение

Фасилитация — не просто очередная модная «фишка», а действенный инструмент для командного решения профессиональных задач. Она помогает руководителю формировать общее понимание целей организации, предотвращать конфликты, планировать и принимать решения. 

Предлагаем небольшой психологический тест, который будет полезен руководителю как для оценки своих способностей фасилитатора, так и для оценки своего коллектива.


Психологический тест
«Умеете ли вы контролировать себя?»

Инструкция
Отвечайте «да», если вы согласны с утверждением, или «нет», если не согласны.

  1. Мне сложно выполнять работу в присутствии других людей.
  2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой оратор.
  4. Другим людям иногда кажется, что я не такой, какой есть на самом деле.
  5. Я не могу качественно выполнять работу, когда на меня смотрят.
  6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать свою позицию в присутствии большого количества людей.
  8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
  10. Я всегда такой, каким кажусь.

Обработка результатов
Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на 1, 5 и 7‑й вопросы и за ответ «да» — на все остальные.

Интерпретация результатов

0–3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль. Некоторые считают вас «неудобным» как в общении, так и на работе. Вы рубите с плеча, а ваша прямолинейность приводит к конфликтам. Люди часто вызывают у вас раздражение, поэтому ингибиция к вам липнет. «Как вы к людям, так и они к вам», — помните это!

4–6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль. Вы стараетесь быть гибким с людьми, но в то же время сдержанны в эмоциональных проявлениях. Состояние напряжения может приводить к эффекту ингибиции. Не бойтесь эмоций, ведь сухость в общении производит отталкивающее впечатление.

7–10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое произведете на окружающих, вам легко работать и жить среди людей. Вы не даете ингибиции управлять вами. Вы сильный фасилитатор.

1278 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Любовь к профессии — один из важнейших источников развития»: интервью с директором стоматологии «Улыбка Удачи» (г. Гомель) Максимом Александровичем Дутьковым

Сегодня мы пообщаемся с директором частной стоматологии из Гомеля. Как он стал руководителем, с какими трудностями столкнулся, начиная свой путь в должности руководителя...
Руководитель. Здравоохранение № 3 (135) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 321
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок