Требования к оформлению постановлений по делам об административных правонарушениях, выносимых органами госсаннадзора

Какие виды постановлений должностное лицо органа госсаннадзора, рассмотревшее дело об административном правонарушении, вправе выносить и в каких случаях? Каковы требования к форме и содержанию (структуре) этих постановлений? Каков порядок вступления их в силу?

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1629 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В журнале «Руководитель. Здравоохранение» № 6, 7, 8 (2019) мы рассмотрели содержание подстадий такой стадии административного процесса, как рассмотрение дела об административном правонарушении (далее — ДАП), более детально остановились на рассмотрении вопросов возврата, приостановления рассмотрения и со­единения ДАП, последовательности процессуальных действий при рассмотрении ДАП, а также определения вины лица, в отношении которого ведется административный процесс (далее — АП).

Все действия должностного лица органа госсаннадзора, уполномоченного на рассмотрение ДАП (далее — должностное лицо органа госсаннадзора), рассмотренные в рамках названных публикаций, совершаются им с определенной целью — вынесение законного, обоснованного, справедливого постановления по ДАП. Эта цель достигается путем своевременного, всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, разрешения его в соответствии с законом (ст. 2.1 ПИКоАП).

Виды постановлений, выносимых по результатам рассмотрения ДАП

Рассмотрев ДАП, должностное лицо органа госсаннадзора выносит одно из следующих постановлений:

  1. О наложении административного взыскания.
  2. О наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части.
  3. О прекращении дела об административном правонарушении.

Еще один вид постановлений — постановление о передаче материалов ДАП по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности (когда правонарушитель военнослужащий или иное лицо, на которое распространяется действие дисциплинарного устава или специального положения о дисциплине — ст. 8.5 КоАП), в практике органов госсаннадзора не применяется.

По ДАП, рассмотрение которых подведомственно органам госсаннадзора (ст. 3.10 ПИКоАП), постановление о наложении административного взыскания в отношении физического лица (юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее — ИП)) выносится при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • наличие события административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
  • наличие в деянии лица состава административного правонарушения;
  • доказанность вины лица в совершении административного правонарушения с помощью доказательств, подвергнутых всесторонней, полной и объективной проверке и оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности их всех в совокупности для принятия решения по ДАП;
  • в момент совершения деяния, предусмотренного Особенной частью КоАП, физическое лицо имело полные 16 лет (ч. 1 ст. 4.3 КоАП), сознавало фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) и могло руководить им (ст. 4.4 КоАП);
  • к моменту вынесения постановления:

– не истек срок наложения административного взыскания;

Справочно: общий срок наложения административного взыскания за административное правонарушение — не позднее двух месяцев со дня его совершения (п. 1 ч. 1 ст. 7.6 КоАП); за совершение длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения (п. 2 ч. 1 ст. 7.6 КоАП); по ст. 15.51 и 16.8 КоАП (в части нарушения санитарно-­эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, представления недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции) — не позднее трех лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения (п. 3, 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП); в случае приостановления рассмотрения ДАП в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 11.2 ПИКоАП — не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения ДАП (ч. 4 ст. 7.6 КоАП). В случае отмены постановления по ДАП при новом рассмотрении дела взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены постановления, а в случае неоднократной отмены взыскание не может быть наложено по истечении 8 месяцев со дня отмены первого постановления (ч. 2 ст. 7.6 КоАП).

– физическое лицо, в т. ч. ИП, живо;

– юридическое лицо не ликвидировано, деятельность ИП не прекращена, они не признаны экономически несостоятельными (банкротами);

– отсутствует постановление о наложении административного взыскания либо неотмененное постановление о прекращении ДАП в отношении данного лица по тому же факту;

– не принят либо не вступил в силу законодательный акт, устраняющий административную ответственность, либо акт законодательства, устраняющий противоправность деяния;

  • должностным лицом органа госсаннадзора не принято решение об освобождении лица от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (ст. 8.2 КоАП), либо с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 8.3 КоАП) — предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 7.2 КоАП), добровольное возмещение или устранение физическим лицом (юридическим лицом) причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП), совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП) (ст. 9.6 ПИКоАП).

Постановление о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части выносится, когда в отношении одного из совершенных деяний, вменяемых в вину лицу, в отношении которого ведется АП, имеются обстоятельства, предусмотренные пп. 14, 9, 10 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП (в отношении физического лица), пп. 14, 7 и 8 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП (в отношении юридического лица, ИП), или органом госсаннадзора принято решение об освобождении лица от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 8.2, 8.3 КоАП.

Постановление о прекращении ДАП выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 9.6 КоАП, а также в случае освобождения лица, совершившего АП, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 8.2, 8.3 КоАП (ч. 2 ст. 11.10 ПИКоАП).

В особом порядке выносится постановление по ДАП, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении. В этом случае должностное лицо органа госсаннадзора, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении, вправе на основании ч. 3 ст. 3.29 и ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП вынести постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения, штрафа в соответствии с санкцией статьи Особенной части КоАП с соблюдением требований к содержанию такого постановления, определенных в ч. 4 ст. 10.3 ПИКоАП. Такое постановление вступает в законную силу с момента его вынесения, при этом штраф может быть уплачен на месте. В целях формирования единообразной практики применения ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП необходимо разработать унифицированную форму постановления о наложении административного взыскания (в упрощенном порядке) и механизм взимания платы на месте.

Содержание постановления по ДАП

Постановление по ДАП состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ч. 2 ст. 11.9 ПИКоАП).

Во вводной части постановления указываются дата и место вынесения постановления; наименование органа, ведущего административный процесс; фамилия, имя и отчество должностного лица органа госсаннадзора, ведущего административный процесс; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс.

Описательная часть постановления должна содержать описание административного правонарушения, признанного доказанным, с указанием времени, места, способа и иных обстоятельств его совершения.

В описательной части постановления о прекращении ДАП излагаются сущность вмененного лицу административного правонарушения в соответствии с протоколом об административном правонарушении и обстоятельства, установленные при рассмотрении ДАП, послужившие основанием для прекращения ДАП.

Мотивировочная часть постановления должна содержать оценку доказательств виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется АП, обоснование налагаемого вида административного взыскания либо прекращения ДАП.

В случаях, указанных в пп. 2 и 3ч. 11 ст. 11.9 ПИКоАП, мотивировочная часть постановления составляется в виде отдельного документа, который подписывает должностное лицо органа госсаннадзора, вынесшее постановление.

Резолютивная часть постановления должна содержать принятое по ДАП решение, в т. ч. указание на соответствующую часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; вид, размер (срок) налагаемого административного взыскания (основного и дополнительного); основания прекращения ДАП; срок и порядок обжалования постановления.

Помимо указанного в постановлении по ДАП должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и об ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении АП, в т. ч.: об уничтожении предметов, не представляющих ценности и не могущих быть использованными, или о выдаче этих предметов в случае их выдачи по ходатайству заинтересованных лиц или организаций; об оставлении при деле на весь срок его хранения либо передаче заинтересованным лицам или организациям документов, являющихся вещественными доказательствами (ч. 8 ст. 11.9 ПИКоАП).

Форма постановления по ДАП

Форма постановления по ДАП утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.02.2007 № 17 «Об утверждении форм документов об административных правонарушениях» в приложении 2.

В связи с изменениями процессуально-­исполнительного законодательства, выделившими в структуре постановления по ДАП вводную, описательную, мотивировочную, резолютивную части, предлагаем актуализированную форму постановления по ДАП и образец ее заполнения.

От редакции
Форму постановления по делу об административном правонарушении вы можете скачать по ссылке.
Пример оформления постановления по делу об административном правонарушении (физ и юрлицо) вы можете скачать по ссылке.

Объявление постановления по ДАП и вручение копии постановления

Постановление по ДАП объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника им под распис­ку вручается копия постановления по ДАП.

В течение пяти дней копия постановления по ДАП должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, а в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении ДАП либо по его ходатайству — направлена посредством факсимильной, электронной или другой связи, в т. ч. с использованием сети Интернет (ч. 1, 2 ст. 11.11 ПИКоАП).

Вступление постановления по ДАП в законную силу

Постановление по ДАП вступает в законную силу по истечении срока на обжалование (если оно не было обжаловано), за исключением упомянутого выше случая, предусмотренного ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП (ч. 1 ст. 11.12 ПИКоАП).

Справочно: жалоба на постановление по ДАП может быть подана в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, — не позднее 10 суток со дня получения копии постановления. При поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления жалоба может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение 10 суток со дня получения копии мотивировочной части постановления (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП).

Составление и вручение мотивировочной части

Если должностное лицо органа госсаннадзора, рассмотревшее ДАП, не составило мотивировочную часть постановления по ДАП, то она составляется в виде отдельного документа, содержащего указание на соответствующее постановление, в трехдневный срок со дня поступления:

  • заявления лица, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшего, их представителей, защитника, а также руководителя органа, направившего ДАП на рассмотрение в случае прекращения ДАП, либо наложения административного взыскания с прекращением ДАП в части;
  • жалобы на не вступившее в законную силу постановление по ДАП.

В течение указанного срока копия мотивировочной части постановления должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, подавшему заявление о ее составлении либо жалобу на постановление по ДАП, а также направлена прокурору, принесшему протест (п. 2 и 3ч. 11, ч. 13 ст. 11.9 ПИКоАП).

Заключение

При вынесении постановления по ДАП необходимо помнить, что данный до­кумент оформляет принятое по ДАП должностным лицом органа госсаннадзора решение по делу, включающее в себя определение статьи Особенной части КоАП, по которой лицо привлекается к административной ответственности. Кроме этого, в решении указываются вид и размер административного взыскания.

При наложении административного взыскания на физическое лицо должен учитываться характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность совершившего его физического лица, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 7.1 КоАП).

Физическое лицо несет административную ответственность как ИП за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. При этом за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 12.17 КоАП), порядка таможенного регулирования физическое лицо несет административную ответственность как ИП при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;
  • совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым КоАП интересам в размере свыше 40 базовых величин.

Привлечение ИП к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

Юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. При этом за совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, порядка таможенного регулирования юридическое лицо несет административную ответственность при наличии хотя бы одного из условий, указанных выше. Следует также учитывать правила о слиянии, присоединении, разделении, преобразовании юридических лиц, предусмотренные ч. 5–8 ст. 4.8 КоАП. При наложении административного взыскания на юридическое лицо должны учитываться характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также его финансово-­экономическое положение (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).

При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в п. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.2 КоАП, и отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 1, 3и 11 ч. 1 ст. 7.3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части КоАП минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза (ст. 7.9 КоАП)

1629 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Особенности применения мер административно-правового принуждения при проведении мероприятий технического характера

Руководитель. Здравоохранение № 4 (112) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 753
• • •

Комментарий Минздрава к постановлению «О клинических базах и специальностях клинической ординатуры» от 1 февраля 2024 г. № 23

В соответствии со статьей 61 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2435-XII «О здравоохранении» с 2 февраля 2024 г. введена форма профессиональной подготовки...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 68
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок