Увольнение по новым основаниям: административный арест, участие работника в незаконной забастовке

В связи с принятием Закона № 114-З появились новые основания для прекращения трудовых отношений (Закон Республики Беларусь от 28.05.2021 № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений»). Изменения, которые произошли в трудовом законодательстве, при возникновении определенных обстоятельств будут применены и в отношении медицинского работника. Рассмотрим изменения в трудовом законодательстве, которые ожидают нас в ближайшем будущем.

Самосейко Владимир

юрист, магистр юридических наук

2079 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Введены четыре новых основания увольнения

  1. Отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей (п. 7 ст. 42 ТК*).
  2. Принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыва работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин (п. 7 ст. 42 ТК*).
  3. Участие работника в незаконной забастовке, а также при иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин (п. 7 ст. 42 ТК*).
  4. Нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК*).

* Трудовой кодекс Республики Беларусь 26.07.1999 № 296-З (по тексту — ТК)

Внесены уточнения в ст. 46 и 198 ТК

Статья 46 ТК изложена в новой редакции. Новых правил по существующим основаниям увольнения она не содержит, но определяет особенности увольнения по введенным основаниям. Так, не требуется предварительно уведомлять профсоюз или получать его согласие на увольнение.

Кроме того, новая редакция ч. 3 ст. 46 ТК дает основания полагать, что в коллективном договоре не может быть предусмотрена возможность получения согласия профсоюза на увольнение по новым основаниям увольнения. Это первый случай, когда законодатель ограничил право на включение таких положений в коллективный договор.

В п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК, определяющем меры дисциплинарного взыскания, включено такое основание увольнения, как «нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных». Иными словами, такое основание увольнение является также и мерой дисциплинарного взыскания.

Важно! Появится новое основание увольнения как мера дисциплинарного взыскания.

Уточнены отдельные правила применения мер дисциплинарного взыскания

Согласно новой редакции ч. 2 ст. 199 ТК не только отказ работника от дачи письменного объяснения, но и невозможность получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка не являются препятствием для применения дисциплинарного взыскания и тоже оформляются актом c указанием присутствовавших при этом свидетелей.

Новое основание для отстранения от работы

С учетом новой редакции ч. 5 ст. 49 ТК наниматель имеет право незамедлительно отстранить работника от работы не только при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, до устранения нарушений. Теперь по данному основанию можно уволить работника, призывающего других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.

Важно! У нанимателя появляется новое основание для отстранения от работы.

При проведении забастовок запрещено выдвижение политических требований

В ч. 3 ст. 388 ТК включено требование о том, что при проведении забастовок запрещается выдвижение политических требований.

Особенности увольнения по абз. 3 п. 7 ст. 42 ТК

Особенностью нового основания увольнения по абз. 3 п. 7 ст. 42 ТК является то, что оно допустимо только в случае применения к работнику административного взыскания в виде административного ареста. Иными словами, в данном случае важно разграничивать административный арест от процессуальных форм ограничения свободы, которые предшествуют вынесению решения о виновности физического лица и применению к нему мер уголовной административной ответственности, или иных мер административной и уголовной ответственности.

На заметку. Если работник задержан, то увольнять его следует за прогул, если отбывает административный арест — по абз. 3
п. 7 ст. 42 ТК.

Например, за отсутствие на работе в связи с нахождением в ИВС работника можно уволить по абз. 2 п. 7 ст. 42 ТК (за прогул без уважительных причин), но не по абз. 3 п. 7 ст. 42 ТК. В отличие от прогула без уважительных причин законодатель отдельно выделил такое отсутствие на работе как отсутствие в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста. 

Как было до недавнего времени: в юридической литературе и в судебной практике (см., решение суда Фрунзенского района города Минска от 26.06.2020) было мнение, что нахождение истца в ИВС является уважительной причиной отсутствия работника на работе, т.к. указанное обстоятельство объективно препятствовало исполнению им трудовых обязанностей. Аналогичное мнение распространялось и в отношении административного ареста.

Как сейчас: в настоящее время судебная практика идет по другому пути. Работников увольняют за прогулы, а суд не восстанавливает их на работе в случае привлечения к административной ответственности и отсутствия на рабочем месте по данному основанию.


ПАМЯТКА

Категория лиц, к которым не может быть
применен административный арест

В силу п. 2 ст. 6.6 КоАП на следующие категории лиц не может быть наложен административный арест, и, как следствие, они не могут быть уволены по абз. 3 п. 7 ст. 42 ТК:

  • лица в возрасте от 14 до 18 лет;
  • беременные женщины;
  • инвалиды I и II группы;
  • женщины и одинокие мужчины, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей;
  • лица, имеющие на иждивении инвалидов I группы либо осуществляющие уход за престарелыми лицами, достигшими 80-летнего возраста;
  • лица, указанные в ст. 4.5 КоАП, а также в ч. 7 ст. 8.2 ПИКоАП (в рассматриваемом случае актуально может быть только в случае народного заседателя — в период исполнения им своих обязанностей в суде).
2079 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Безопасность деятельности санаторно-курортной организации (Дополнено 22.03.2024)

Здесь вы найдете информацию о направлениях деятельности, соблюдение обязательных требований по которым позволит обеспечить безопасность граждан, пребывающих в санаторно-к...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1537
• • •

Министр здравоохранения рассказал об унификации строительства новых поликлиник

Министр здравоохранения Александр Ходжаев на открытии новой поликлиники в Орше сообщил, что при возведении новых поликлиник в будущем могут использоваться типовые строите...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 83
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок