Внесены изменения в Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.06.2019 № 53 «О стимулирующих и компенсирующих выплатах работникам бюджетных организаций»
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.01.2021 № 3 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. № 53».
Вступит в силу с 1 июля 2021 г.
Изменен порядок осуществления и размеры стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций.
Если ранее на определенные надбавки за особенности профессиональной деятельности устанавливался процентный диапазон оклада, то с июля эти надбавки будут фиксированы. Например:
- в настоящее время медицинским, фармацевтическим работникам домов ребенка размеры стимулирующих и компенсирующих выплат устанавливаются в размере до 20 % оклада включительно, то в связи с принятыми изменениями данные выплаты будут установлены в размере 20 % оклада;
- педагогическим работникам медицинских колледжей, центров повышения квалификации руководящих работников и специалистов, реализующим образовательные программы по профилю образования «Здравоохранение», для занятия должностей которых требуется медицинское (фармацевтическое) образование, выплаты установлены в размере до 15 % оклада включительно, с июля — в размере 15 % оклада.
Надбавка за сложность и напряженность работы, установленная ранее работникам бюджетных организаций в размере до 200 % оклада включительно, будет устанавливаться работникам бюджетных организаций в зависимости от их личного вклада в повышение эффективности деятельности бюджетной организации.
До 1 июля надбавка за обеспечение показателей деятельности бюджетной организации устанавливается руководителям бюджетных организаций органом, уполномоченным заключать с ними контракт, в размере до 100 % оклада включительно. После же данная надбавка может быть в размере до 200 % оклада включительно.
Инструкция, утвержденная постановлением № 53, дополнена п. 14 следующего содержания:
«Базовая доплата устанавливается работникам бюджетных организаций. Размер базовой доплаты определяется как разница между размером минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь, и суммой размеров оклада, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, надбавки в соответствии с абзацем третьим части первой пункта 3 части первой статьи 2612 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — надбавка за работу по контракту) работника. При увеличении размеров оклада работника, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, надбавки за работу по контракту и соответствующего уменьшения размера базовой доплаты работнику соразмерно увеличивается надбавка за сложность и напряженность работы».
Утверждена Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2021 № 28 «О Государственной программе "Здоровье народа и демографическая безопасность" на 2021–2025 годы».
Анализ реализации мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2016 № 200 (далее — Государственная программа на 2016–2020 гг.), свидетельствует о достижении к 2020 г. значений основных показателей по совершенствованию системы охраны материнства и детства, укреплению института семьи, стабилизации уровня смертности населения, улучшению показателей здоровья населения путем формирования самосохранительного поведения, снижения уровня распространения негативных явлений пьянства и алкоголизма, ВИЧ-инфекции, туберкулеза.
Вместе с тем демографическая ситуация в Республике Беларусь остается сложной. За 2016–2019 гг. численность населения сократилась на 96,3 тыс. человек. Коэффициент естественной убыли населения в целом по республике в 2019 г. составил 3,5 на 1000 человек населения (в 2016 году — 0,2). Отмечена тенденция снижения рождаемости. Так, если в 2016 г. родилось 117,8 тыс. детей и рождаемость составила 12,4 на 1000 человек населения, то в
2019 г. родилось 87,6 тыс. детей (9,3 на 1000 человек населения). Сокращение рождаемости происходит из-за снижения численности женщин репродуктивного возраста, повышения возраста материнства, снижения количества заключенных браков и увеличения уровня разводов.
При стабилизации за пять лет показателя общей смертности на уровне 12,6–12,8 % отмечается рост смертности населения трудоспособного возраста с 3,9 % в 2016–2017 гг. до 4,1–4,3 % в 2018–2019 гг. за счет негативной тенденции старения населения. Необходимо отметить, что основными причинами смертности трудоспособного населения по-прежнему являются болезни системы кровообращения (36,1 % — 2019 г.), новообразования (21,9 % — 2019 г.) и внешние причины (22,7 % — 2019 г.). За пять лет смертность от внешних причин в республике снизилась на 9,5 % (с 92,5 % в 2015 г. до 83,7 % в 2019 г. на 100 тыс. человек). В структуре внешних причин смертности случаи гибели в результате несчастных случаев, связанных с транспортными средствами, заняли в 2019 г. четвертое место (9,2 %). Удельный вес этих причин в структуре смертности остается высоким, что обусловливает его социальную значимость и необходимость межведомственного взаимодействия в целях снижения.
По итогам реализации Государственной программы на 2016–2020 гг. в 2019 г. из 20 показателей выполнено 18. Не обеспечено достижение сводного целевого показателя «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении» — 74,5 года при плане 75 лет. Это связано в основном с сокращением общей численности населения и увеличением смертности населения трудоспособного возраста. Не выполнен показатель «Смертность от случайных отравлений алкоголем на 100 тыс. человек» подпрограммы «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма» (17,2 случая на 100 тыс. человек при плане 11,3 случая на 100 тыс. человек). Данный показатель не выполнен в связи с сохранением в структуре потребления алкоголя высокой доли крепких алкогольных напитков, в т.ч. незарегистрированного алкоголя, недостаточной реализацией мер по ограничению доступности алкогольных напитков для населения.
Согласно Государственной программе приоритетными направлениями в области охраны здоровья и демографической безопасности на 2021–2025 гг. являются:
- разработка мер по укреплению репродуктивного здоровья, формированию культуры здорового образа жизни и здоровьесбережения;
- совершенствование системы поддержки семей с детьми, улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи;
- развитие амбулаторно-поликлинической службы; переход от постатейного финансирования организаций здравоохранения к системе финансирования на основе достигнутых результатов;
- внедрение национальной системы медицинской аккредитации организаций здравоохранения;
- развитие здравоохранения регионов, в т.ч. межрегиональных и межрайонных центров.
Государственная программа включает 6 подпрограмм: «Семья и детство»; «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний»; «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья»; «Противодействие распространению туберкулеза»; «Профилактика ВИЧ-инфекции»; «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь».
Ключевые направления деятельности подпрограммы «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь»:
- повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли, в т.ч. за счет развития механизмов государственного социального заказа;
- переход от постатейного финансирования организаций здравоохранения к системе финансирования на основе достигнутых результатов;
- ускорение инновационного развития отрасли здравоохранения на основе создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий и использования лекарственных средств;
- цифровая трансформация здравоохранения, применение интеллектуальных систем для дистанционного мониторинга здоровья, роботизация проведения высокотехнологичных операций;
- поэтапное внедрение новых методов персонифицированной медицины для повышения результативности оказания медицинской помощи;
- внедрение системы медицинской аккредитации организаций здравоохранения;
- строительство и модернизация инфраструктуры организаций здравоохранения, в первую очередь научно-практических центров;
- проведение информационной кампании по продвижению экспорта медицинских услуг;
- реализация программ дополнительного профессионального образования и внедрение образовательных стандартов в сфере медицинского туризма и др.