Новое в медицинском освидетельствовании граждан, направляемых в ЛТП

Обязательная составляющая направления граждан в лечебно-трудовые профилактории (по тексту — ЛТП) — проведение медицинского освидетельствования. Нормативными правовыми актами внесен ряд изменений в части организации работы специализированной комиссии, порядка проведения освидетельствования и др.

Короткевич Татьяна

заместитель директора по организационно-методической работе РНПЦ психического здоровья, кандидат медицинских наук, доцент

1885 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 10.12.2020 № 70-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них”» (вступил в силу 30.12.2020) постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.03.2021 № 18 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.05.2020 № 50» (далее — постановление № 18) изменен порядок работы специальной медицинской комиссии организации здравоохранения, оказывающей наркологическую помощь, по проведению медицинского освидетельствования лиц, направляемых в ЛТП.

Кто может быть направлен в ЛТП?

Статьей 4 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (в ред. от 10.12.2020) (далее — Закон) предусмотрено направление в ЛТП следующих категорий граждан:

  • больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее — наркотические средства), были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств;
  • лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, которые дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств;
  • трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, которые были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, в отношении которых постоянно действующей комиссией по координации работы по содействию занятости населения, созданной районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией) (далее — постоянно действующая космиссия) принято решение о необходимости направления в ЛТП и которым по результатам медицинского освидетельствования установлен диагноз «хронический алкоголизм», «наркомания» или «токсикомания».

Справочно: перечень заболеваний, препятствующих нахождению граждан в лечебно-трудовых профилакториях, утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.05.2020 № 50 (в ред. от 24.03.2021) (далее — постановление № 50).

Медицинское освидетельствование

Инструкцией о порядке работы специальной медицинской комиссии организации здравоохранения, оказывающей наркологическую помощь, по проведению медицинского освидетельствования лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории, утвержденной постановлением № 50 (далее — Инструкция), уточнено понятие термина «медицинское освидетельствование».

Это важно!
«Медицинское освидетельствование» — установление или подтверждение наличия либо отсутствия у лица, направляемого в ЛТП, заболевания хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (далее — синдром зависимости) и (или) установление наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП.

Основанием для проведения медицинского освидетельствования согласно п. 6 Инструкции является мотивированное постановление начальника территориального органа внутренних дел или лица, его замещающего, о направлении лица на медицинское освидетельствование (далее — мотивированное постановление).

Цели медицинского освидетельствования отдельных категорий граждан 

Статьей 5 Закона и п. 5 Инструкции определены цели проведения медицинского освидетельствования каждой категории граждан, которые могут быть направлены в ЛТП.

Это важно!
До вступления в силу изменений Закона медицинское освидетельствование граждан, направляемых в ЛТП, во всех случаях проводилось для установления наличия либо отсутствия синдрома зависимости и наличия заболеваний, препятствующих нахождению в ЛТП.

Четкое определение целей медицинского освидетельствования позволит сократить количество необходимых медицинских сведений, т.к. при разрешении единственного вопроса о наличии либо отсутствии синдрома зависимости сбор медицинских сведений о соматическом состоянии пациента для оценки наличия / отсутствия противопоказаний к направлению в ЛТП избыточен.

Порядок работы комиссии для проведения медицинского освидетельствования

Пунктом 4 Инструкции уточняется состав комиссии для проведения медицинского освидетельствования.

Это важно!
В состав комиссии входят врач — психиатр-нарколог (председатель комиссии), врач-невролог, врач-терапевт или врач общей практики, секретарь и регистратор.

В зависимости от целей к проведению медицинского освидетельствования могут привлекаться иные врачи-специалисты:

  • врачи — психиатры-наркологи;
  • врачи иных специальностей (врач-инфекционист, врач-онколог, врач-гематолог, врач-эндокринолог, врач-офтальмолог, врач-уролог и др.).

Таким образом, имеется возможность привлекать к работе комиссии различных врачей-специалистов в соответствии с целями проводимого медицинского освидетельствования.

Инструкцией определен перечень медицинских документов, предоставляемых на рассмотрение комиссии и относящиеся к предмету медицинского освидетельствования, в зависимости от его целей.

Так, при проведении медицинского освидетельствования граждан в целях установления либо отсутствия заболеваний, препятствующих нахождению в ЛТП, к мотивированному постановлению прилагаются материалы, относящиеся к предмету медицинского освидетельствования:

  • медицинская справка о состоянии здоровья из психиатрического (психоневрологического) диспансера (кабинета), подтверждающая отсутствие (наличие) диспансерного наблюдения врача — психиатра-нарколога, с указанием в графе «Перенесенные заболевания
    (иные анамнестические сведения)» перенесенных психических расстройств (заболеваний);
  • медицинская справка о состоянии здоровья из наркологического диспансера (кабинета), подтверждающая отсутствие (наличие) диспансерного наблюдения врача — психиатра-нарколога, с указанием в графе «Перенесенные заболевания (иные анамнестические сведения)» перенесенных психических и поведенческих расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ (или медицинская карта амбулаторного больного).

Это важно!
При проведении медицинского освидетельствования граждан в целях подтверждения наличия либо отсутствия у них синдрома зависимости данные материалы не являются необходимыми.

По результатам работы и анализа представленных документов комиссия выносит медицинское заключение.

Медицинское заключение комиссии

Постановлением № 18 внесены изменения в форму медицинского заключения комиссии, что предоставляет возможность оформить его в объеме, достаточном для достижения целей медицинского освидетельствования.

На заметку руководителю
В медицинском заключении по результатам медицинского освидетельствования должна быть отражена информация, которая соответствует целям медицинского освидетельствования в объеме, достаточном для ответа на вопросы, указанные в мотивированном постановлении.

По результатам медицинского освидетельствования могут быть вынесены следующие решения (в зависимости от его целей):

  • у гражданина имеется (отсутствует) синдром зависимости;
  • у гражданина имеется (отсутствует) заболевание, препятствующее его нахождению в ЛТП;
  • у гражданина имеется (отсутствует) синдром зависимости и имеется (отсутствует) заболевание, препятствующее его нахождению в ЛТП.

Организация здравоохранения, в которой было проведено медицинское освидетельствование граждан, обязана в течение пяти рабочих дней направить в территориальный орган внутренних дел, вынесший мотивированное постановление о направлении на медицинское освидетельствование гражданина, медицинское заключение о:

  • наличии либо отсутствии у гражданина синдрома зависимости;
  • наличии либо отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП;
  • наличии либо отсутствии у гражданина синдрома зависимости и наличии либо отсутствии заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП.

Таким образом, внесение в Инструкцию изменений позволило упорядочить работу специальной комиссии по проведению медицинского освидетельствования организаций здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, в соответствии с нормами действующего законодательства.

1885 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Медицинские услуги. Права потребителей медицинских услуг (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о требованиях законодательства о защите прав потребителей к исполнителям платных медицинских услуг, о порядке и способах оказания медицинских...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2814
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок