При осуществлении госзакупок для целей строительства необходимо понимать, что относится к закупкам при строительстве, какие работы и услуги будут являться таковыми.
В соответствии с абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 04.05.2019, далее – Закон № 300-З) строительная деятельность (строительство) – это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в т.ч. оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.
Согласно абз. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З объект строительства – одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы.
Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности» утвержден перечень работ и услуг в области строительства.
Справочно: При отнесении тех или иных видов работ и услуг к строительной деятельности в Республике Беларусь также можно руководствоваться соответствующими техническими нормативными правовыми актами в сфере строительства, и общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (секция F (раздел 41-43) и секция М (раздел 71)).
Правовое регулирование госзакупок при строительстве
С 1 июля 2021 г. утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 "О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве" (далее - Указ № 223). Нормами данного Указа, а именно подп. 1.12 п. 1, исключалось применение законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг) при проведении процедур закупок при строительстве.
В связи с истечением срока действия Указа № 223 постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – постановление № 88), которое было принято на основании Указа № 223, также не может применяться при осуществлении государственных закупок при строительстве с 1 июля 2021 г.
С 1 июля 2021 г. госзакупки при строительстве, как указало в своем разъяснении Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ), должны осуществляться в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках) и иными актами законодательства, регулирующими вопросы проведения госзакупок.
Справочно: в соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона о госзакупках под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.
Таким образом, в соответствии с нормами законодательства о госзакупках проводятся только закупки (с 1 июля 2021 г. также госзакупки при строительстве), финансирование которых полностью или частично осуществляется за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.
Это важно!
Закупки при строительстве за счет иных источников финансирования в настоящее время нормативными правовыми актами не регулируются. Порядок осуществления таких закупок организациям следует определять с учетом требований Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (в ред. от 28.02.2021).
С учетом изменения правового регулирования госзакупок при строительстве у ряда организаций возникает вопрос, каким образом осуществлять госзакупки при строительстве, если решение о проведении закупки было принято до 01.07.2021, а процедура закупки проводится в настоящее время. Какими нормативными правовыми актами руководствоваться в данной ситуации?
Согласно нормам Указа № 223 процедура закупки при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении.
Однако с учетом разъяснений МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598К (далее – письмо МАРТ) для целей переходного периода днем принятия решения о проведении процедуры закупки при строительстве необходимо считать день утверждения документации для предварительного квалификационного отбора участников для участия в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) и конкурсной документации для проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), документации для переговоров.
Таким образом, если процедуры закупок при строительстве начаты до 01.07.2021 или в случае, если договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) также заключены до 01.07.2021, то на такие закупки не распространяется действие законодательства о госзакупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., то есть в соответствии с Указом № 223 и постановлением № 88.
Генеральный подрядчик в госзакупках при строительстве
Очень часто выполнение строительных работ осуществляется с привлечением генерального подрядчика (подрядчика). Распространяются ли нормы закона о госзакупках на закупки, проводимые генеральным подрядчиком при строительстве за счет бюджетных средств?
Как уже говорилось ранее, под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.
Руководителю на заметку
Согласно подп. 1.44 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З (в ред. от 01.01.2021) получателями бюджетных средств являются бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств.
Исходя из нормы абз. 2 ст. 1 Закона о госзакупках именно получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком при проведении государственных закупок, и именно такое лицо осуществляет приобретение товаров (работ, услуг) в соответствии с требованиями Закона о госзакупках.
Что касается денежных средств, получаемых генеральным подрядчиком в рамках исполнения договора госзакупки, заключенного по результатам процедуры госзакупки, то, как указано в письме МАРТ, такие средства являются собственными средствами генерального подрядчика и, следовательно, руководствоваться законодательством о госзакупках при приобретении за счет указанных средств товаров (работ, услуг) генеральному подрядчику не требуется.
С чего начать госзакупку при строительстве и ремонте?
Согласно Закону о госзакупках планирование госзакупок осуществляется заказчиком путем формирования, утверждения и ведения годового плана государственных закупок. Годовой план государственных закупок, размещенный в системе ГИАС, является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случая, установленного п. 5 приложения к Закону о госзакупках. В случае, если приобретаемый предмет закупки в годовом плане отсутствует, размещать информацию о проведении госзакупки по данному предмету заказчик не вправе.
Это важно!
До начала осуществления госзакупки при строительстве заказчик в первую очередь обязан обеспечить включение необходимого товара (работы, услуги) в годовой план госзакупок.
Порядок формирования годового плана в части закупок, осуществляемых для строительства объектов, имеет свои особенности. Согласно ч. 4 п. 1 ст. 19 Закона о госзакупках при формировании годового плана товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов,включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.
Справочно: с учетом норм абз. 27 ст. 1 Закона № 300-З при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, благоустройстве объекта, его сносе потребность в товарах (работах, услугах) для конкретного объекта определяется на основании проектной документации.
Для выполнения строительно-монтажных работ по текущему ремонту такая потребность определяется на основании дефектного акта и сметы (п. 9 ст. 51 Закона № 300-З).
Таким образом, если заказчиком запланировано осуществление в течение года закупок одних и тех же товаров (работ, услуг), например, для 3 объектов строительства, то такие закупки необходимо указать в годовом плане отдельно для каждого объекта строительства, то есть 3 раза, с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.
При этом следует отметить, что формирование годового плана государственных закупок зависит от того, что будет приобретаться заказчиком. Так, в зависимости от потребностей заказчика в годовом плане могут быть перечислены как все виды строительных работ по объекту строительства, так и может быть указано их общее название.
Пример заполнения годового плана госзакупок (при планировании строительства нескольких объектов) можно скачать по ссылке в электронной версии данной статьи на ERZ.BY – Журнал - № 7 (103) 2021 и в разделе «Формы документов».
Однако необходимо учитывать, что выполнение работ, оказание услуг может осуществляться как иждивением подрядчика (исполнителя) с использованием материалов последнего, так и с использованием материалов заказчика.
Руководителю на заметку
В случае, если работы (услуги) выполняются иждивением подрядчика (исполнителя), в годовом плане государственных закупок отражаются только планируемые к приобретению работы (услуги). Дополнительно включать в годовой план государственных закупок товары, необходимые для выполнения соответствующих работ (услуг), не требуется.
Если же заказчиком предусмотрено, что материалы для выполнения работ (оказания услуг) будут приобретаться им отдельно и предоставляться подрядчику, то в годовой план государственных закупок отдельными позициями должны включаться и соответствующие работы (услуги), и необходимые для строительства товары.
Пример заполнения годового плана госзакупок (при планировании строительства с отдельной закупкой материалов)
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 19 Закона о госзакупках годовой план государственных закупок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году.
Исключением из данного правила являются случаи, когда срок осуществления государственной закупки превышает срок, на который утверждается годовой план государственных закупок. В таком случае на основании ч. 3 п. 1 ст. 19 Закона о госзакупках в годовой план включается ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость.
В случае проведения госзакупки при строительстве нужно помнить, что если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021г., то на такие закупки не распространяется действиеЗакона о госзакупках и иных нормативных актов, регулирующих проведение госзакупок. А это значит, что в годовой план государственных закупок на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедур закупок с 1 июля 2021 г. в соответствии с Законом о госзакупках.
Подробнее о выборе процедуры госзакупки и особенностях проведения госзакупок при строительстве и ремонте с 1 июля 2021 г. читайте в № 8 (104) журнала «Руководитель. Здравоохранение».