С 16.04.2020 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 13.04.2020 № 125 (далее — Указ № 125), которым внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2019 № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее — Указ № 40).
Указ № 125 разработан в рамках реализации комплекса мер по повышению экономической эффективности функционирования системы здравоохранения. В нем нашли отражение одобренные Главой государства нормы, решающие некоторые проблемные вопросы в сфере здравоохранения.
Справочно: в статье приводятся ссылки на подпункты Указа № 40 с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом № 125.
О процедуре закупки из одного источника
Главным нововведением Указа № 125 является предоставление заказчикам (организаторам) возможности осуществлять государственные закупки (далее — госзакупки) услуг по ремонту высокотехнологичной медицинской техники (далее — медтехника), а также запасных частей и (или) расходных материалов для такого ремонта (далее — запасные части) с применением процедуры закупки из одного источника (подп. 1.6 п. 1 Указа № 40). Однако данная норма распространяется только на медтехнику, указанную в перечне, которым Указ № 125 дополнил Указ № 40. В этот перечень включена следующая медтехника:
- системы радиологические диагностические: томографы магнитно-резонансные, томографы рентгеновские компьютерные, томографы позитронно-эмиссионные, томографы конусно-лучевые компьютерные, гамма-камеры, аппараты рентгеновские ангиографические, аппараты рентгеновские денситометрические, аппараты рентгеновские диагностические, аппараты рентгеновские маммографические, аппараты рентгеновские флюорографические, аппараты рентгеновские передвижные;
- системы радиологические терапевтические: аппараты для лучевой терапии (брахитерапии), линейные ускорители, системы рентгенотерапевтические, аппараты гамматерапевтические для дистанционной лучевой терапии;
- литотрипторы.
В перечень включена основная номенклатура медтехники, техническое обслуживание и ремонт которой осуществляются единственным исполнителем таких услуг, как правило, представителем производителя, который является также поставщиком запасных частей для ремонта медтехники. Проведение конкурентных процедур в таких случаях нецелесообразно по причине отсутствия конкуренции в данном сегменте рынка. При этом стоимость простоя медтехники значительно превышает возможную экономию от проведения конкурентных процедур закупок.
С целью сокращения сроков восстановления работоспособности медтехники проведение процедур госзакупок услуг по ее ремонту целесообразно осуществлять непосредственно заказчиками.
Процедуры закупок запасных частей заказчики могут проводить самостоятельно или с привлечением организатора — в зависимости от стоимости и номенклатуры запасных частей:
- дорогостоящие запасные части к рентгендиагностическому и радиотерапевтическому оборудованию, которые испытывают наибольшую нагрузку при эксплуатации и наиболее подвержены выходу из строя, могут приобретаться через организатора по заблаговременно проведенным процедурам;
- иные запасные части, на закупку которых не проведена процедура закупки организатором, целесообразно приобретать самим заказчиком в соответствии с дефектным актом организации, осуществляющей техническое обслуживание и (или) ремонт медицинской техники.
Рассмотренные дополнения в Указ № 40 позволяют решить следующие проблемы.
В соответствии с приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» закупки услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий, в т. ч. рентгеновского, электродиагностического и электротерапевтического медицинского оборудования, осуществляются с применением электронных аукционов.
При проведении электронного аукциона срок для подготовки и подачи предложений участниками должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на электронной торговой площадке либо не менее 10 календарных дней, если ориентировочная стоимость предмета госзакупки не превышает 3000 базовых величин (абз. 4 п. 1 ст. 23 Закона о государственных закупках). При этом большинство электронных аукционов признаются несостоявшимися по причине подачи менее двух предложений, вследствие чего требуется проведение повторного электронного аукциона. Последний, как правило, также является нерезультативным, что дает основания перейти к процедуре закупки из одного источника.
Таким образом, процедуры госзакупок услуг по ремонту медтехники и запасных частей, проводимые в формате электронного аукциона, требуют больших временных затрат и приводят к длительным срокам простоя оборудования. В то же время в случае выхода из строя медтехники, особенно высокотехнологичного дорогостоящего оборудования, необходимо восстановить его работоспособность в короткие сроки.
Указ № 125 предоставил возможность применять процедуру закупки из одного источника при закупке услуг по ремонту медтехники по прилагаемому перечню, а также запасных частей без проведения электронного аукциона и повторного электронного аукциона.
Еще одно нововведение Указа № 125 связано с предоставлением права УП «Белмедтехника» и РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» провести по согласованию с Министерством здравоохранения процедуру закупки из одного источника в случае признания несостоявшейся процедуры закупки медицинских изделий, запасных частей к ним, лекарственных средств и лечебного питания, в т. ч. при централизации госзакупок (подп. 1.7 п. 1 Указа № 40).
Об увеличении периода для проведения госзакупок
Указ № 125 установил возможность заказчиков осуществлять госзакупки в течение срока, превышающего один год. Иными словами, объявление процедуры закупки и финансирование исполнения договоров госзакупки можно осуществлять в различные финансовые периоды. Такие случаи имеют место:
- при осуществлении госзакупок с поквартальной поставкой. При этом в случае начала процедур после 1 января текущего года с учетом времени на проведение процедуры закупки поставки третьей и четвертой партий медицинских изделий и лекарственных средств будут осуществляться в следующем финансовом году;
- при закупках высокотехнологичного медицинского оборудования с длительным технологическим процессом изготовления;
- при закупках медицинских изделий для оснащения строящихся объектов здравоохранения, которые должны быть введены в эксплуатацию в середине финансового года, когда начало процедур после 1 января не позволит своевременно провести процедуру закупки, осуществить поставку оборудования и его монтаж.
Справочно: после 01.07.2019 определенное законодательством время на проведение процедур госзакупок составляет 70–90 дней. Анализ хода проведения процедур закупок медицинских изделий через организатора показал, что в среднем время проведения процедур составило 90–125 дней (для сравнения: в 2017 г. — 201 день) без учета сроков поставки (как правило, это 60 дней, а в случае закупки и монтажа дорогостоящего высокотехнологичного оборудования — до 180 дней). Таким образом, более 30 % процедур закупок, объявляемых в текущем году, завершаются поставкой товара в следующем финансовом году.
Для повышения эффективности использования финансовых средств с учетом упомянутых выше случаев Указ № 125 разрешает организаторам объявлять процедуры госзакупок в IV квартале года, предшествующего финансовому. Однако это можно делать только на сумму, не превышающую объем фактически использованных заказчиком на эти цели средств по соответствующим разделам бюджета в I–III кварталах текущего года (подп. 1.8 п. 1 Указа № 40).
Возможность заблаговременного проведения процедур закупок предоставляется только организаторам, поскольку они не являются распорядителями бюджетных финансовых средств и заключают договоры с участниками — победителями процедур закупок, участниками процедуры закупки из одного источника на условиях оплаты по факту поставки либо аккредитивной формы оплаты, т. е. без привлечения средств заказчика. Бюджетные средства на финансирование заключенных договоров госзакупки будут направляться заказчиками после утверждения бюджета в установленном законодательством порядке. Объемы средств на указанные цели будут корректироваться после утверждения республиканского и местных бюджетов.
В то же время для обеспечения гласности закупок и проведения их организатором в IV квартале текущего года план госзакупок на очередной финансовый год подлежит размещению заказчиками в государственной информационно-аналитической системе управления госзакупками (подп. 1.8 п. 1 Указа № 40).
Электронные торговые площадки и оператор Государственной информационно-аналитической системы управления госзакупками ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» будут уведомлены о необходимости доработки программного обеспечения с целью предоставления возможности заказчикам в IV квартале разместить два плана закупок — на текущий и следующий финансовый годы.
О заключении дополнительных соглашений
Указом № 40 РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и областным предприятиям «Фармация» предоставлено право заключать дополнительные соглашения к действующим договорам на поставку лекарственных средств и (или) лечебного питания, если по результатам каждой последующей процедуры закупки победителем окажется участник, с которым уже заключен такой договор.
Указом № 125 такой порядок заключения дополнительных соглашений распространен на оформление договорных отношений по результатам всех видов процедур госзакупок, в т. ч. с участником процедуры закупки из одного источника (подп. 1.5 п. 1 Указа № 40).
Заключение такого дополнительного соглашения к договору госзакупки позволяет сократить сроки заключения договоров и существенно ускорить их исполнение, а также сократить расходы на оплату сбора за совершение таможенных операций. Также это становится стимулом для самостоятельного участия в процедурах госзакупок производителей (т. е. без посреднических структур).
О корректировке терминов
С 01.07.2019 вступила в силу новая редакция Закона о государственных закупках, согласно которой под госзакупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки. Согласно этому скорректировано приведенное в Указе № 40 определение понятия «государственная закупка».
В связи с корректировкой понятия «государственная закупка» скорректированы приведенные в Указе № 40 определения терминов «организатор» и «централизация государственных закупок».
В соответствии с нормами Указа № 40 организаторы имеют право заключать от своего имени договоры с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника), выполняют от имени заказчика часть его функций не только по организации и проведению процедур госзакупок, но и по заключению и исполнению договора госзакупки, т. е. по осуществлению госзакупки. Процедура же госзакупки длится от принятия решения о ее проведении до заключения договора либо ее отмены или признания несостоявшейся.
С внесенными в Указ № 40 изменениями можно быстро ознакомиться по ссылке.
Заключение
Таким образом, принятие Указа № 125 позволило поддержать ритмичность поставок медицинских изделий и лекарственных средств, сократить сроки восстановления работоспособности высокотехнологичного медицинского оборудования в случае его выхода из строя, что особенно актуально в настоящее время в связи с реализацией комплекса мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019‑nCoV.