Правильно оформляем получение спонсорской помощи

В условиях распространения короновирусной инфекции COVID-2019 увеличилась нагрузка на государственные организации здравоохранения, связанная с поддержанием необходимого количества лекарственных средств и изделий медицинского назначения, проведением комплекса санитарно-эпидемиологических и профилактических мероприятий. Предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, граждане готовы оказывать поддержку в виде безвозмездного предоставления денежных средств, средств индивидуальной защиты, медицинских изделий и др. Однако, не смотря на возросшую нагрузку в рамках организации процесса оказания медицинской помощи в данных условиях необходимо помнить о правильном оформлении и использовании получаемой безвозмездной помощи.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

22998 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование

Получение безвозмездной (спонсорской) помощи регулируют следующие нормативные правовые акты:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300);
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — постановление № 779).

От кого можно принимать (кто вправе предоставлять)

Безвозмездную (спонсорскую) помощь (далее — спонсорская помощь) на основании Указа № 300 могут оказывать только следующие субъекты:

  • юридические лица Республики Беларусь. Перед получением помощи необходимо убедиться в том, что спонсор обладает статусом юридического лица (т.е. в наличии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица либо признании таковым законодательным актом (п. 1 ст. 44 ГК)) и является резидентом, т.е.  создан в соответствии с законодательством Республики Беларусь и имеет место нахождение в Республике Беларусь (абз. 3 подп. 1.49 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, п. 1 ст. 15 НК,);
  • индивидуальные предприниматели Республики Беларусь (далее — ИП). Физическое лицо, выступающее спонсором, должно быть зарегистрировано в качестве ИП (иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП (п. 1 ст. 22 ГК, п. 1 ст. 19 НК)) в регистрирующих органах Республики Беларусь и иметь намерение или обязанность (например, если предметом спонсорской помощи являются выполняемые ИП работы, услуги) выступать в отношениях по предоставлению спонсорской помощи именно как ИП.

Что можно принимать (предоставлять)

На основании Указа № 300 государственные организации здравоохранения, имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности, вправе принимать в качестве спонсорской помощи:

  • имущество в виде денежных средств, в т. ч. в иностранной валюте;
  • работы, услуги;
  • имущественные права, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

С 15.05.2020 государственные организации здравоохранения не вправе получать в качестве спонсорской помощи товары (имущество), поскольку согласно новой редакции абз. 4 ч. 3 п. 1 данного Указа № 300 приобретение имущества в государственную собственность (за исключением денежных средств) Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» (далее — Указ № 169) исключено из сферы действия Указа № 300.

На какие цели может предоставляться и как использоваться

Предоставление. Спонсорская помощь имеет целевое назначение, т.е. может предоставляться и использоваться в рамках целей, определенных Указом № 300.

Применительно к государственным организациям здравоохранения такими целями могут быть:

  • создание и укрепление материально-технической базы;
  • приобретение лекарственных средств;
  • приобретение изделий медицинского назначения;
  • приобретение медицинской техники;
  • оказание медицинской помощи гражданам Республики Беларусь;
  • содействие деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни (абз. 2, 6 ч. 1 п. 2 Указа № 300).

Выбор цели (целей) зависит от предмета спонсорской помощи.

Спонсорская помощь в виде денежных средств может предоставляться в рамках любой из перечисленных целей, а в виде работ (услуг) — только в рамках последней.

В виде денежных средств спонсорская помощь может предоставляться в рамках нескольких целей. Например, денежные средства могут предоставляться для приобретения организацией здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, создания и укрепления материально-технической базы. В последнем случае — для приобретения мебели, офисной техники и т.п.

На цели, не указанные в п. 2 Указа № 300, спонсорская помощь может предоставляться только по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия (ч. 3 п. 2, абз. 4 п. 4 Указа № 300).

Конкретная цель (цели) предоставления спонсорской помощи обязательно указывается в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (далее — договор).

Использование. Обязанность организации здравоохранения, получившей спонсорскую помощь, использовать ее по целевому назначению вытекает из установленной п. 6 Указа № 300 обязанности получателя такой помощи предоставить спонсору отчет о ее целевом использовании.

Организация здравоохранения — получатель спонсорской помощи обязана вести учет всех операций по использованию полученной помощи (п. 7 Указа № 300).

Справочно: порядок бухгалтерского учета и использования спонсорской помощи, определенный Инструкцией по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи (утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112) не распространяется на бюджетные организации.

Запрещено. Согласно п. 4 Указа № 300 запрещено предоставлять и использовать спонсорскую помощь:

  • на цели, не названные в данном Указе, если Президентом или с его согласия не определено иное;
  • для осуществления запрещенных законодательством деяний, проведения политических и массовых мероприятий, перечисленных в абз. 2 п. 4 Указа № 300;
  • должностными лицами организаций — получателей помощи в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения.

Руководителю на заметку
Использование спонсорской помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 25 базовых величин (ч. 2 ст. 23.84 КоАП).
Использование должностным лицом юридического лица спонсорской помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами (т.е. Указом № 300) влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 базовых величин (ч. 4 ст. 23.84 КоАП).
Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, влечет наложение штрафа на юридическое лицо до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи или без конфискации (ч. 3 ст. 23.84 КоАП).
С 01.01.2020 базовая величина установлена в размере 27 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2019 № 861).

Оформление получения (предоставления) 

Получение (предоставление) спонсорской помощи в соответствии с Указом № 300 осуществляется на основании договора, заключаемого между организацией здравоохранения — получателем помощи и спонсором (абз. 1 ч. 1 п. 5 Указа № 300).

Руководителю на заметку
Использование безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи или без конфискации.
Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 базовых величин (ч. 3, 4 ст. 23.84 КоАП).

Форма договора. Договор заключается в простой письменной форме в двух экземплярах, один остается у получателя спонсорской помощи, другой — у спонсора.

Примерная форма договора утверждена постановлением № 779.

Здесь можно скачать примерную форму договора, а также пример договора (деньги) и пример договора (услуги).

При заключении договора можно использовать примерную форму договора, форму, разработанную организацией здравоохранения — получателем спонсорской помощи, или спонсором. В последних двух случаях формы договоров должны быть разработаны на основании примерной формы договора, утвержденной постановлением № 779, которая содержит условия и сведения, обязательные для включения в договор на основании п. 5 Указа № 300.

Содержание договора. Согласно п. 5 Указа № 300 в договоре в обязательном порядке следует указывать:

  • организацию, индивидуального предпринимателя, предоставляющих спонсорскую помощь, а также получателя такой помощи;
  • размер (сумму, расчет стоимости) оказываемой спонсорской помощи;
  • цель предоставления спонсорской помощи (информация о правильном указании такой цели представлена выше);
  • виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства спонсорской помощи;

Это важно
При предоставлении спонсорской помощи в виде денежных средств в договоре обязательно следует указать вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается (п. 8 Указа № 300).

  • порядок представления организацией здравоохранения — получателем спонсорской помощи отчета о ее целевом использовании спонсору;

Справочно: срок предоставления отчета определяется сторонами. В сложившейся эпидемиологической ситуации его целесообразно определить как «до 31 декабря 2020 г.». По общему правилу отчет составляется в произвольной форме с указанием видов товаров (работ, услуг), которые были приобретены на денежные средства спонсорской помощи, и с представлением документов, подтверждающих приобретение этих товаров (работ, услуг) (копии ТН, ТТН при приобретении товаров; копии актов при приобретении работ, услуг). Аналогичным образом составляется отчет в отношении работ, услуг, выполненных в качестве спонсорской помощи.  Непредставление отчета спонсору является нарушением норм Указа № 300 и договора, однако административная ответственность за это не установлена.

  • сведения об оказании спонсорской помощи в пределах 1 % от выручки, полученной спонсором при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. Это обязательно в случае предоставления такой помощи органами и организациями, перечисленными в п. 9 Указа № 300 (ч. 2 п. 9 Указа № 300). Юридические лица, не указанные в ч. 1 и 4 п. 9 Указа № 300, а также ИП вправе оказывать спонсорскую помощь без ограничения ее размера (п. 10 Указа № 300).

По соглашению сторон договора в него могут включаться и иные условия с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства.

На содержание договора следует обратить особое внимание, если спонсорскую помощь предоставляет ИП с предложением своей формы договора.

Заключение договора. Договор, который не подлежит согласованию в соответствии с п. 9 Указа № 300, считается заключенным с момента его подписания уполномоченными представителями сторон: руководителями получателя спонсорской помощи, действующим на основании уставов представляемых организаций, или иными работниками, уполномоченными на заключение договора безвозмездной (спонсорской) помощи доверенностями, выданными руководителями указанных организаций (ч. 3 п. 5 Указа № 300).

Договоры, заключаемые между организацией здравоохранения и организациями, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь, и (или) ее административно-территориальных единиц, и (или) юридических лиц государственной формы собственности, считаются заключенными с момента их согласования руководителями соответствующих государственных органов, государственных организаций, осуществляющих управление этими долями (акциями) (ч. 3 п. 5, ч. 4 п. 9 Указа № 300).

Договоры, заключаемые с другими государственными организациями, упомянутыми в ч. 1 п. 9 Указа № 300, выступающими в качестве спонсоров, вступают в силу после их согласования с государственными органами и должностными лицами, обозначенными в отмеченной части Указа № 300.  

Инициатива в предоставлении спонсорской помощи

Инициатором предоставления спонсорской помощи организации здравоохранения может быть сам потенциальный спонсор — юридическое лицо, ИП, либо сама организация здравоохранения.

Указ № 300 запрещает требовать предоставления спонсорской помощи (ч. 2 п. 1, п. 14 Указа № 300). Однако можно обратиться к потенциальному спонсору с просьбой о предоставлении такой помощи.

Пример письма о предоставлении спонсорской помощи в виде денежных средств можно скачать по ссылке.  

Спонсорская помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей (ч. 2 п. 1 Указа № 300).

Заключение

Для правильного оформления получения безвозмездной помощи от организаций и ИП руководителю организации здравоохранения в первую очередь следует обратить внимание на два обстоятельства:

  • кто выступает в качестве потенциального спонсора;
  • что планируется получить в качестве безвозмездной помощи.

Если в качестве спонсора будет выступать юридическое лицо или ИП, являющееся резидентом Республики Беларусь, а в качестве предмета спонсорской помощи — денежные средства (в т.ч. иностранная валюта), либо работы, услуги, имущественные права, то между организацией здравоохранения и спонсором заключается договор с учетом требований Указа № 300 и примерной формы договора, утвержденной постановлением № 779.

Отношения по получению (предоставлению) безвозмездной помощи оформляются в ином порядке в любом из следующих случаев:

  • спонсор не является резидентом Республики Беларусь. В таком случае следует руководствоваться Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»;

Справочно:  26.05.2020 на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи». Декрет направлен на совершенствование порядка регистрации, налогообложения, использования иностранной безвозмездной помощи, является временным и вступает в силу в своей основной части через 3 месяца после его официального опубликования. 

  • в качестве спонсора выступает физическое лицо (не ИП). В таком случае можно руководствоваться нормами о дарении (пожертвовании) ст. 543-553 ГК;
  • предметом безвозмездной помощи выступает имущество (основные средства, иное движимое имущество, за исключением денежных средств). В таких случаях следует руководствоваться нормами Указа № 169 о безвозмездном приобретении имущества в государственную собственность и решениями Советов депутатов соответствующего территориального уровня.
22998 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В государственных организациях здравоохранения пройдет эксперимент по нормативному финансированию

27 февраля Совет Министров принял постановление № 128 «О нормативном финансировании расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях в порядке эксперимента...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 144
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок