Административные процедуры: обжалование решений и рекомендации для руководителя
Поможет: не допускать нарушений при организации и осуществлении административных процедур.
Поможет: не допускать нарушений при организации и осуществлении административных процедур.
В прошлых номерах журнала мы подробно рассмотрели вопросы осуществления административных процедур в организациях здравоохранения.
В данной статье изучим порядок обжалования административных решений, а также рассмотрим типичные нарушения законодательства об административных процедурах и дадим рекомендации руководителю.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон) заинтересованное лицо обладает правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.
Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров относится рассмотрение таких жалоб (далее — орган, рассматривающий жалобу).
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами (ч. 1 п. 3 ст. 30 Закона).
Это важно
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке либо в случае отсутствия органа, рассматривающего жалобу.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся процессуальные нарушения законодательства об административных процедурах.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 15 Закона в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, за исключением случаев, когда такие документы и (или) сведения находятся у заинтересованного лица.
К сожалению, на практике заинтересованные лица во многих случаях по-прежнему вынуждены собирать самостоятельно все необходимые документы и (или) сведения. При этом работники уполномоченных органов нередко ссылаются на то, что заявители сами высказали желание собрать все необходимые документы, хотя зачастую это вынужденное желание.
Наиболее распространенными нарушениями при проведении приема заинтересованных лиц являются:
Справочно: требование по обеспечению работы в удобное для граждан время установлено Директивой Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»; запрет отмены приема — п. 4 ст. 6 Закона.
Порядок исчисления сроков осуществления административных процедур определен п. 3 ст. 12 Закона.
В отличие, например, от гражданского законодательства, процессуальные сроки по законодательству об административных процедурах начинают исчисляться не со следующего дня, а в день подачи заявления. Это во многом объясняется тем фактом, что административные процедуры осуществляются в очень краткие сроки, в т. ч. и в день подачи заявления. Окончанием срока осуществления административной процедуры является день исполнения административного решения.
Нередко несоблюдение установленных сроков маскируется посредством просьбы, адресованной заинтересованному лицу, не ставить дату на заявлении, что позволяет несколько растянуть срок его рассмотрения. Причины невыполнения установленных сроков могут быть различными: большая загруженность, несвоевременное представление информации по запросу иными организациями, ошибочное исчисление сроков и др.
Основания для отказа в приеме заявления об осуществлении административной процедуры указаны в ст. 17 Закона.
Вместе с тем встречаются ситуации, когда работники уполномоченных органов отказываются принимать заявления по надуманным причинам (например, отсутствие специалиста, происходящие изменения законодательства, якобы неправильно составленное заявление и др.). Наиболее часто за подобными действиями скрывается незнание того, как работать с тем или иным заявлением, или нежелание принимать по нему решение. Этому способствует и тот факт, что решение об отказе в приеме заявления по общему правилу принимается в устной форме и, соответственно, работнику уполномоченного органа нет необходимости документально фиксировать причины отказа.
Подобные действия не основаны на законодательстве и могут повлечь применение к виновным лицам соответствующих мер дисциплинарной ответственности.
Административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в ее осуществлении принимается в письменной форме, в т. ч. посредством внесения записей в регистры, реестры, протоколы, банки данных, иные документы или информационные ресурсы.
Административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица принимается в устной форме, за исключением случаев, указанных в ч. 3 п. 1 ст. 26 Закона.
На практике имеют место случаи, когда решение об отказе в осуществлении административной процедуры принимается в устной форме, а также ситуации, когда работники уполномоченных органов отказываются оформлять в письменном виде отказ в приеме заявления, несмотря на соответствующую просьбу заинтересованного лица. Подобные действия ограничивают возможности для защиты заинтересованным лицом своих прав, являются прямым нарушением законодательства и могут повлечь применение мер дисциплинарной ответственности к виновным.
Наиболее распространенными нарушениями являются:
Это важно
В соответствии со ст. 10.19 КоАП за нарушение законодательства об административных процедурах предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 4 БВ.
Допускаемые нарушения в последующем могут послужить причинами для административных жалоб, а также стать предметом судебного рассмотрения, в связи с чем рекомендуем следующее.
1. Назначить лиц, ответственных:
Справочно: на практике указанные обязанности чаще всего возлагаются на заместителя руководителя организации здравоохранения.
2. Обеспечить проведение необходимой и достаточной разъяснительной работы с ответственными лицами, осуществляющими административные процедуры в организации здравоохранения, а также с заинтересованными лицами, обращающимися по указанным вопросам в организацию здравоохранения.
Порядок информирования ответственных лиц (лиц, выполняющих функции ответственных лиц в случае их временного отсутствия) включает:
Порядок информирования заинтересованных лиц включает размещение в организации здравоохранения в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом), а также на сайте (при его наличии) информации:
Справочно: информация, относящаяся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, не размещается.
На информационных табличках, размещаемых при входе в помещение, в котором проводится прием заинтересованных лиц, либо на рабочем месте или на одежде работника, осуществляющего прием, должна быть размещена информация о занимаемой должности, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) указанного работника.
По решению руководителя в организации здравоохранения могут создаваться справочно-информационные и (или) консультационные службы либо определяться работники, ответственные за справочно-информационное обслуживание или предварительное консультирование заинтересованных лиц.
Справочно: требования о размещении (в т. ч. на сайтах организаций) общедоступной информации об осуществлении административных процедур и перечень такой информации установлены ст. 221 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», Положением о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 645).
3. Осуществлять внутренний контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере, включая рассмотрение данных вопросов на оперативных совещаниях, медицинских советах и т. д.
Организация здравоохранения в пределах своей компетенции обязана осуществлять контроль за осуществлением административных процедур.
Руководитель организации здравоохранения или уполномоченные им работники регулярно, но не реже одного раза в квартал, должны анализировать замечания и предложения заинтересованных лиц, касающиеся осуществления административных процедур в организации здравоохранения, в целях оптимизации ее деятельности и устранения имеющихся в ее работе недостатков.
От редакции
Читайте по теме:
Соколовская Т. Порядок организации осуществления административных процедур в отношении граждан.