Как указано в обосновании к проекту Закона, Генеральная Ассамблея ООН настоятельно призывает правительства и все другие заинтересованные стороны содействовать добровольческой деятельности по искоренению нищеты и обеспечению устойчивых средств к существованию, признавая ту роль, которую добровольцы могут играть в улучшении доступа к занятости, образованию, здравоохранению, социальной защите и общественным благам.
Нацеленность волонтерской деятельности на решение серьезных общественно значимых вопросов предопределяет важность обеспечения ее адекватного правового регулирования.
Термины и их определения
В законопроекте дается определение, в частности следующих терминов:
- волонтер — физическое лицо, которое непосредственно осуществляет волонтерскую деятельность;
- волонтерская деятельность — добровольная и безвозмездная деятельность, осуществляемая для достижения общественно полезных целей в виде выполнения работ и (либо) оказания услуг в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
- волонтерская организация — некоммерческая организация, основной целью (одной из основных целей) деятельности которой является достижение общественно полезных целей, привлекающая к своей деятельности на постоянной или временной основе волонтеров, которые действуют от ее имени и по ее поручению, и осуществляющая руководство их деятельностью;
- получатель волонтерской помощи — физическое или юридическое лицо, социальная группа, общество в целом, которые используют помощь волонтеров и (или) в интересах которых осуществляется волонтерская деятельность.
Кто может быть волонтером?
По общему правилу, установленному законопроектом волонтерскую деятельность могут осуществлять физические лица, достигшие 18 лет, а также не достигшие 18 лет и объявленные полностью дееспособными.
Однако только 18-летним разрешено осуществлять волонтерскую деятельность в организациях здравоохранениях, других организациях, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую, фармацевтическую деятельность.
Направления волонтерской деятельности
Законопроектом предусмотрено, что волонтерская деятельность может осуществляться, в частности в следующих направлениях:
- содействие деятельности в области охраны здоровья населения, в том числе пропаганды здорового образа жизни, включая профилактику заболеваний, а также содействие улучшению морально-психологического состояния граждан;
- оказание различных видов помощи лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (инвалидам, одиноким и одинокопроживающим пожилым гражданам, ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории других государств, в том числе инвалидам боевых действий на территории других государств, ветеранам труда, ветеранам Вооруженных сил, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, неполным семьям, другим категориям граждан), включая содействие в их социальной интеграции;
- содействие укреплению престижа семьи в обществе, защите материнства, отцовства и детства.
Оформление отношений с волонтерами
Согласно законопроекту на волонтерскую деятельность не распространяются требования законодательства о труде и занятости населения, а также законодательства о предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.
Волонтерская деятельность может осуществляться как на основе гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение работ и (либо) оказание услуг для достижения общественно полезных целей в интересах получателя волонтерской помощи, заключаемого между волонтером и волонтерской организацией либо получателем волонтерской помощи (далее – договор волонтерства), так и без заключения такого договора.
Договор волонтерства может предусматривать предоставление волонтеру материального обеспечения в виде получения питания, форменной либо специальной одежды, оборудования (снаряжения), средств индивидуальной защиты, обеспечения транспортом (проезд до места назначения и обратно), жилым помещением и иными помещениями (гостевыми домиками, номерами в санаториях, профилакториях, домах отдыха, кемпингах, гостиницах, передвижными объектами), возмещение расходов, связанных с осуществлением волонтерской деятельности, а также предоставление иных гарантий.
Не допускается подмена трудовых отношений осуществлением волонтерской деятельности. Запрещается заключение договора волонтерства с целью уклонения от заключения трудового договора.
Права и обязанности волонтера
К правам волонтера законопроект, в частности отнес право:
- допуск в учреждения образования, социального обслуживания, организации здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и иные для осуществления волонтерской деятельности по согласованию с руководителями этих учреждений (организаций);
- на здоровые и безопасные условия при осуществлении волонтерской деятельности, в том числе сохранение психического здоровья;
- преимущества при зачислении в учреждения высшего образования для получения высшего образования I ступени в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
К обязанностям волонтера законопроект, в частности отнес обязанность:
- при необходимости обеспечивать получение профилактических прививок, прохождение медицинских осмотров, других мероприятий по медицинской профилактике, непосредственно связанных с осуществлением волонтерской деятельности, в порядке, установленном законодательством, а также представлять медицинскую справку о состоянии здоровья, выданную в установленном порядке;
- соблюдать нормы этики и принципы общечеловеческой морали, не допускать действий и поступков, порочащих его репутацию как волонтера, а также репутацию волонтерской организации, привлекающей волонтера;
- бережно относиться к материальным ценностям, переданным ему в процессе осуществления волонтерской деятельности, и возвратить их по окончании работы;
Права и обязанности получателя волонтерской помощи
Среди прав получателя волонтерской помощи законопроект упоминает, в частности следующие:
- выбор волонтеров и волонтерских организаций;
- получение полной и достоверной информации о целях, направлениях и содержании (условиях и характере) волонтерской деятельности, в том числе о волонтерских организациях и волонтерах;
- другие права, предусмотренные договором волонтерства (в случае его заключения) либо вытекающие из существа волонтерских правоотношений и не противоречащие законодательству.
Получатель волонтерской помощи обязан:
- предоставлять волонтерам и волонтерским организациям полную и достоверную информацию, необходимую для осуществления волонтерской деятельности;
- не создавать риска для жизни и здоровья волонтеров при осуществлении волонтерской деятельности;
- при необходимости обеспечивать организацию обучения, подготовки волонтеров, в том числе по вопросам безопасности жизнедеятельности, для повышения качественного уровня волонтерской деятельности, если получатель волонтерской помощи является юридическим лицом;
- выдавать рекомендательные письма волонтеру, если получатель волонтерской помощи является юридическим лицом;
- осуществлять учет времени осуществления волонтерской деятельности волонтером для целей выдачи рекомендательных писем, если получатель волонтерской помощи является юридическим лицом.
Ответственность за вред, причиненный при осуществлении волонтерской деятельности
Волонтерская организация несет ответственность за вред, причиненный волонтером при осуществлении волонтерской деятельности третьему лицу, а также самому волонтеру вследствие неосторожности. В иных случаях ответственность несет волонтер, если иное не предусмотрено договором волонтерства (в случае его заключения).
Источник: Правовой форум Беларуси.
Новость подготовлена журналом «Руководитель. Здравоохранение».