1. Вводится новый вид договора — договор жизненного цикла, предметом которого являются приобретение товаров (работ, услуг), последующее обслуживание, ремонт и (или) эксплуатация в течение срока службы и (или) утилизация приобретенного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Справочно: исполнение договоров жизненного цикла должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, преду-смотренных на эти цели и уточняемых при необходимости ежегодно в договорах.
Заключение договоров жизненного цикла, а также договоров по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пп. 1, 4, 8, 11, 12, 21, 29, 38, 42, 45 и 60 (в части банковских услуг) приложения к Закону, может осуществляться сроком более чем на один год.
Это правило распространяется и на договоры на оказание депозитарных услуг, услуг электросвязи и услуг по предоставлению в пользование каналов связи, услуг по эксплуатации информационных систем (услуг операторов информационных систем), услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования, договоры аренды имущества, договоры на поставку лекарственных средств и медицинских изделий.
При приобретении медицинской техники, а также иных товаров, работ, перечень которых определяется Советом Министров, допускается заключение договора жизненного цикла, в который включается обязательное условие о стоимости товара или работы, стоимости последующего обслуживания, ремонта и (или) эксплуатации в течение срока службы и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, а также об обеспечении исполнения обязательств по такому до-говору.
2. Вместо понятия «ориентировочная стоимость предмета государственной закупки» вводится понятие «предельная стоимость предмета государственной закупки».
В Законе дано определение предельной стоимости предмета госзакупки: это максимальная стоимость предмета госзакупки, включающая предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи.
Введение предельной стоимости предмета госзакупки даст возможность значительно сэкономить бюджетные средства и не позволит участникам процедур закупок необоснованно завышать цены на товары (работы, услуги).
3. Определено, что такое товары для целей госзакупок.
Товары — это вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество, в т.ч. имущественные права, включая предоставляемые по договору аренды (в т.ч. финансовой аренды (лизинга)), а также имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности.
4. У заказчиков появится право продлевать на два месяца очередного календарного года без проведения процедур договоры на закупку товаров ежедневной и еженедельной потребности.
При необходимости такой договор может быть продлен на первые два месяца очередного финансового года путем заключения дополнительного соглашения с увеличением объема (количества) товаров (работ, услуг) в размере не более двухмесячной потребности. Стоимость товаров (работ, услуг) в таком случае изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения. Это касается закупки товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенных в перечень, установленный Советом Министров.
5. Вводится понятие аффилированного лица в госзакупках.
В ст. 161 Закона приведен перечень организаций, которые будут являться аффилированными лицами по отношению к заказчику либо другим участникам процедуры госзакупки.
Целью введения понятия «аффилированные лица» и порядка их исключения из участия в госзакупках является попытка усовершенствовать законодательство о госзакупках для недопущения недобросовестного посредничества и коррупции.
Законом предусмотрено два запрета на участие аффилированных лиц в госзакупках:
1) юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, с учетом ст. 161 Закона не должно быть аффилировано с заказчиком (организатором);
2) юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, являющееся участником-победителем, с учетом ст. 161 Закона не должно быть аффилировано со всеми другими участниками, допущенными к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона).
Механизм исключения из участия в госзакупках аффилированных лиц предлагается реализовывать следующим образом:
- при проведении открытого конкурса, электронного аукциона и запроса ценовых предложений отсутствие аффилированности с заказчиком, организатором будет подтверждаться заявлением участника, подаваемым по форме оператора электронной торговой площадки;
- в закрытом конкурсе, закрытой процедуре запроса ценовых предложений и закупке из одного источника такое заявление участника будет подаваться в письменной форме. При этом заявление должно быть подписано не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения или заключения договора при проведении закупки из одного источника.
Справочно: правила о недопустимости аффилированности участника с заказчиком, организатором применяются как в конкурентных процедурах госзакупок, так и в процедуре закупки из одного источника.
6. Предусматриваются требования к договору о госзакупках.
Так, договор должен содержать условия:
- об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
- о порядке оплаты и приемки заказчиком поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- об их соответствии предмету госзакупки, требованиям к предмету госзакупки и иным условиям договора;
- о распределении прав и обязанностей в связи с исполнением договора в случае его заключения при совместном участии в процедуре госзакупки юридических и (или) физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, на основании соглашения о совместном участии в процедуре госзакупки.
Справочно: если договором предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по нему, в договор также включается обязательное условие о сроках и порядке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, и (или) банковской гарантии.
7. Вводится обязанность заказчика размещать на электронной торговой площадке сведения об исполнении обязательств по оплате.
Такие сведения должны быть размещены не позднее 5 рабочих дней после осуществления оплаты, в т.ч. перечисления аванса, если оплата, в т.ч. перечисление аванса, осуществляется с текущих (расчетных) счетов заказчика.
Справочно: в случае оплаты, в т.ч. перечисления аванса, со счетов единого казначейского счета размещение соответствующих сведений в государственной информационно-аналитической системе обеспечивается операторами государственной информационно-аналитической системы и автоматизированной системы финансовых расчетов Министерства финансов.
8. Предусматривается обязательное участие в госзакупках по перечню товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее 10 % от указанной в годовом плане госзакупок ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности всех товаров (работ, услуг).
9. Расширяются полномочия Совета Министров, в т.ч. в части применения преференциальной поправки. Закрепляются нормы, направленные на дальнейшую цифровизацию, совершенствование и оптимизацию процедур госзакупок, а также на исключение недобросовестного посредничества, злоупотреблений при участии в закупках.