Какой установлен перечень вложений в аптечку при аварийном контакте?

Длительное время аптечки для оказания экстренной медицинской помощи при аварийной ситуации, сопровождающейся нарушением целостности кожных покровов, попаданием биологического материала на слизистые на рабочем месте, формировались в соответствии с перечнем, который был определен приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.12.1998 № 351 «О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД» (далее — приказ № 351). 

С течением времени подходы к оказанию экстренной медицинской помощи при аварийной ситуации неоднократно менялись. Например, порядок действий при аварийном контакте с биологическим материалом, изложенный в Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Требования к проведению эпидемиологического надзора за вирусными гепатитами в Республике Беларусь», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.11.2011 № 112 (далее — постановление № 112), отличался от порядка, установленного приказом № 351. Кроме того, постановление № 112 предписывало иметь на постоянных рабочих местах, где выполняются манипуляции с нарушением целостности кожных покровов, слизистых или работа с биологическим материалом пациентов, перечень мероприятий на случай аварийного контакта, загрязнения биологическим материалом объектов внешней среды; перечень вложений, входящих в аптечку первой медицинской помощи универсальную. Так как в аптечку первой медицинской помощи не входил спирт этиловый, Министерство здравоохранения рекомендовало универсальную аптечку первой медицинской помощи дополнить 70°-м спиртом (письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.01.2012 № 10-27/17-59).

В 2013 г. постановление № 112 было отменено, в действие были введены Санитарные нормы и правила «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения вирусных гепатитов», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.02.2013 № 11 (далее — постановление № 11). Постановление № 11 установило порядок действий при аварийном контакте с биологическим материалом пациента и требования к наличию на рабочих местах СИЗ и химических средств профилактики.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.12.2023 № 1852 «Об укладках скорой (экстренной, неотложной) медицинской помощи» (далее — приказ № 1852) был установлен перечень вложений в укладку для оказания скорой (экстренной, неотложной) медицинской помощи при аварийном контакте с биологическим материалом, однако приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05.01.2024 № 8 «Об изменении приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 декабря 2023 г. № 1852» этот перечень отменен.

Таким образом, в настоящее время все мероприятия при аварийном контакте с биологическим материалом пациента, загрязнении биологическим материалом объектов внешней среды необходимо проводить в соответствии с постановлением № 11. В частности, необходимо обеспечить наличие на постоянных рабочих местах, где выполняются манипуляции с нарушением целостности кожных покровов, слизистых или работа с биологическим материалом пациентов:

  • СИЗ глаз и органов дыхания;
  • непромокаемого фартука;
  • нарукавников;
  • пакетов для сбора загрязненной санитарно-гигиенической одежды и обуви;
  • раствора 3 %-й перекиси водорода;
  • антисептика;
  • рабочего раствора средства дезинфекции.

Специальных требований к вложениям в аптечку экстренной медицинской помощи при аварийной ситуации не установлено. 


Какие установлены перечни вложений в стандартную педиатрическую аптечку, а также аптечку для оказания неотложной медицинской помощи? Входит ли в перечни лекарственное средство димедрол?

Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.03.2023 № 345 «Об утверждении примерного табеля оснащения сумки-укладки врача-педиатра участкового» (далее — приказ № 345) утвержден примерный табель оснащения сумки-укладки врача-педиатра участкового. В этот табель оснащения внесено 31 наименование лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в т.ч. димедрол (дифенгидрамин). Изменения в приказ № 345 до настоящего времени не вносились. 

Следует понимать, что это примерный табель оснащения сумки-укладки. С учетом условий оказания медицинской помощи населению и его возрастного состава сумка-укладка может дополняться другими лекарственными средствами, в т.ч. с учетом требований клинических протоколов по оказанию неотложной помощи.

Аналогичные подходы применяются к формированию укладки для оказания скорой (экстренной, неотложной) медицинской помощи в соответствии с приказом № 1852. В укладку для оказания скорой (экстренной, неотложной) медицинской помощи димедрол (дифенгидрамин раствор 10 мг/мл в ампулах 1 мл) также входит. При формировании укладок важно не допускать уменьшения перечня вложений, количества лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (подп. 2.2 п. 2 приказа № 1852). Дополнительные вложения в укладки разрешены и должны учитывать специфику оказания медицинской помощи в той или иной организации здравоохранения.

4074 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Каким бы золотым руководителем ты ни был, ты ничего не стоишь, если не работаешь с людьми»: интервью с директором УП «АСБ Санаторий Спутник» (Мядельский р-н) Владимиром Францевичем Сержантом

Руководить работой санатория, поддерживать сервис на высоком уровне — задача не из простых. В чем секрет процветания УП «АСБ Санаторий Спутник», расскажет его директор В...
Руководитель. Здравоохранение № 9 (141) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 187

Привлечение клиентов. Информационные технологии (Дополнено 25.07.2024)

Здесь вы найдете информацию, которая поможет организовать продвижение и продажи медицинских услуг, привлечь больше клиентов в частную медорганизацию, внедрить информацион...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1916
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок