Министерством здравоохранения вынесен на обсуждение проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения».
Внедряемая Проектом* система профессиональной аттестации позволит мотивировать медицинских, фармацевтических работников на повышение своей квалификационной категории как гаранта уровня мастерства и профессионализма, повысит ответственность каждого медицинского, фармацевтического работника за сохранение категории. Это, в свою очередь, позволит обеспечить качество оказываемой медицинской помощи и сохранение демографической безопасности страны.
* Проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения» (по тексту — Проект).
Рассмотрим некоторые нормы, изложенные в Проекте, которые существенно изменят порядок аттестации медицинских работников (далее — работников).
Обязательность аттестации
Пункт 5 Проекта перечисляет работников, которые подлежат аттестации, включая и средний медицинский персонал, — норма носит обязательный характер. Действующее же постановление № 232* наделяет работника правом на получение квалификационных категорий (работник может как воспользоваться предоставленным правом, так и отказаться от него). Таким образом, можно говорить о том, что согласно Проекту каждый работник должен будет аттестоваться.
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2008 № 232 «О присвоении (снижении, лишении) квалификационных категорий работникам здравоохранения» (по тексту — постановление № 232).
Обязательной будет аттестация на присвоение второй квалификационной категории и на подтверждение имеющейся квалификационной категории.
От прохождения обязательной аттестации будут освобождены:
- работники, проработавшие в соответствующей должности служащего менее года;
- беременные женщины;
- работники, принятые на прежнее место работы после прохождения военной службы по призыву, альтернативной службы, — в течение года после выхода их на работу;
- работники, находящиеся на длительном (более четырех месяцев) излечении, — в течение 6 месяцев после выхода их на работу;
- работники, находящиеся в заграничных командировках более четырех месяцев, — в течение 6 месяцев после возвращения из заграничной командировки;
- лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — в течение года после выхода их на работу.
Кто инициатор аттестации?
Пункт 6 постановления № 232 устанавливает, что присвоение квалификационных категорий проводится по инициативе работника или нанимателя.
Проект предусматривает аттестацию на присвоение более высокой квалификационной категории, подтверждение действующей квалификационной категории только по инициативе работника.
Понижение или лишение квалификационной категории
В настоящее время работники, имеющие квалификационную категорию, могут быть ее лишены либо квалификационная категория им может быть снижена квалификационной комиссией по представлению руководителя организации в случае допущения работником грубых нарушений в профессиональной деятельности.
В соответствии с Проектом по инициативе нанимателя будет проводиться аттестация на подтверждение квалификационной категории в отношении работника, который:
- снизил уровень своей работы, и деятельность которого не соответствует установленным требованиям;
- имеет перерыв в работе на должностях медицинских, фармацевтических работников более трех лет.
В соответствии с Проектом, по результатам аттестации аттестационными комиссиями (аттестационными подкомиссиями) помимо присвоения (подтверждения) квалификационной категории, по которой работник проходит аттестацию, может быть принято одно из следующих решений:
- отказать в присвоении квалификационной категории;
- не подтвердить и снизить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее;
- отменить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее.
Важно! Аттестации на подтверждение категории по инициативе нанимателя не будут подлежать беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 5 лет.
Что необходимо работнику для подтверждения (повышения) квалификационной категории?
После принятия и вступления Проекта в силу требования к подготовке работника, в т.ч. и среднего медицинского персонала, существенно изменятся. Разницу в требованиях к присвоению квалификационной категории можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение требований к среднему медперсоналу
для присвоения квалификационной категории
Помимо приведенных в таблице 1 изменений, обращает на себя внимание факт того, что предусмотренный Проектом стаж работы перед получением квалификационной категории не требует непрерывности перед ее присвоением, как это установлено действующим положением.
Что касается подтверждения действующей категории, то здесь также произойдут значительные перемены (см. таблицу 2).
Таблица 2
Сравнение требований к среднему медперсоналу для подтверждения
квалификационной категории
Содержание профессиональной подготовки
Проектом не предусмотрено разделение требований к содержанию профессиональной подготовки отдельно для врачей и среднего медицинского персонала. Закреплены общие требования
(см. таблицу 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика требований к содержанию объема
профессиональной подготовки
Если в настоящее время достижение необходимого объема профессиональной подготовки для среднего медицинского персонала происходит лишь за счет курсов повышения квалификации или переподготовки, то Проект предусматривает и иные способы получения необходимых часов профессиональной подготовки, указанные в таблице 3.
Особенности действия присвоенных категорий после вступления в силу Проекта
Квалификационные категории, присвоенные работникам до вступления в силу Проекта, будут сохраняться независимо от даты ее присвоения в течение пяти лет со дня вступления в силу Проекта.
Резюме
В обосновании необходимости принятия Проекта указано, что введение в действие Проекта не повлечет негативных социальных финансово-экономических, экологических последствий. Его принятие позволит обеспечить полноту правового регулирования соответствующих общественных отношений, а также совершенствование системы присвоения и последующего действия квалификационных категорий медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения.