Мониторинг направлен в первую очередь на предотвращение, профилактику правонарушений в проверяемой сфере.
Единый порядок организации и проведения мониторинга, права и обязанности участников данной формы контроля установлены Указом № 510*.
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (по тексту — Указ № 510)
Основное отличие этой формы контроля (надзора) заключается в том, что при осуществлении мониторинга контролирующие и надзорные органы не используют полномочия, предоставленные им для проведения проверок. Мониторинг заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется для оценки фактического состояния организации здравоохранения и условий ее деятельности на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.
Какие права у проверяющего?
При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе:
- входить на территорию и (или) объекты ОЗ, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты — с согласия ОЗ;
- использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).
Что может быть в результате обнаружения нарушений?
Основное условие, от которого зависит принятие решения по результатам проверки, — это обнаружение нарушений (недостатков), связанных с угрозой национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.
Если нарушения (недостатки) не связаны с данным условием, то:
- должностным лицом контролирующего (надзорного) органа вручаются под роспись рекомендации либо данные рекомендации направляются в течение двух рабочих дней с момента окончания мониторинга или принятия решения руководителем (его заместителем) контролирующего (надзорного) органа о направлении рекомендаций. Рекомендации направляются заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному месту нахождения (месту жительства) субъекта. В указанном случае субъект считается ознакомленным надлежащим образом с рекомендациями, а рекомендации — полученными по истечении трех дней со дня такого направления.
Если нарушения (недостатки) связаны с вышеуказанным условием, то должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в установленном порядке выносится:
- предложение о приостановлении деятельности до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) предложения;
- требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием вынесения такого требования (предписания).
Действия ОЗ при выявленных нарушениях
В случае, если были получены рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), ОЗ имеет право добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган в установленный им срок. В таком случае меры ответственности в отношении ОЗ не применяются, за исключением случаев повторного выявления нарушений (недостатков), выявленных этим контролирующим (надзорным) органом при проведении предыдущего мониторинга.
Если на основании предложения о приостановлении деятельности было принято решение деятельность приостановить, то в таком случае ОЗ должна информировать контролирующий (надзорный) орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения. Если же было принято решение о нецелесообразности приостановления деятельности, то в таком случае контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления.
Как оформляются результаты мониторинга контролирующим (надзорным) органом?
По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка. На основании этой аналитической записки руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:
- учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;
- направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
- применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.
В случае неустранения ОЗ выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) может быть назначена внеплановая проверка.
О том, можно ли и как оспорить результаты проверки, читайте в статье Н. Свентуховской "Общие вопросы проведения государственного контроля".
Резюме
Учитывая, что мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на контроль соблюдения законодательства, можно использовать данную форму проверки с выгодой для своей деятельности. Не стоит ее бояться. Необходимо ответственно подойти к выявленным недостаткам и исправить их в соответствии с правовыми нормами.