Готовимся к проведению мониторинга в организации здравоохранения
Поможет: ознакомиться с нарушениями, выявляемыми в ходе мониторинга деятельности организаций здравоохранения, во избежание подобных нарушений в деятельности своей организации.
Поможет: ознакомиться с нарушениями, выявляемыми в ходе мониторинга деятельности организаций здравоохранения, во избежание подобных нарушений в деятельности своей организации.
Условия проведения мониторинга, порядок действий, варианты принятия решений по результатам его проведения определены Положением о порядке проведения мониторинга (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 № 332).
Согласно Положению о порядке проведения мониторинга мониторингом является форма контроля (надзора), которая заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей. Она применяется контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.
Проведение мониторингов в организациях здравоохранения осуществляется в целях:
Наиболее распространенным основанием для проведения мониторинга организаций частной формы собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, является приказ Министерства здравоохранения.
Руководителю организации здравоохранения для недопущения нарушений, выразившихся в осуществлении лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии, необходимо установить контроль за соблюдением сроков внесения изменений в лицензию в случае:
Следует обратить внимание на соответствие работников требованиям лицензионного законодательства по отдельным видам деятельности, а именно: наличию документа о повышении квалификации по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, а также стажа работы в должности.
Руководителю организации здравоохранения необходимо организовать и контролировать неукоснительное соблюдение требований по ведению, заполнению и хранению медицинской документации, в т. ч. первичной медицинской документации.
В качестве примера приведем некоторые нарушения, выявленные в ходе мониторинга стоматологической организации:
В организации здравоохранения обязательно наличие аптечки для оказания первой медицинской помощи при анафилактическом шоке и иных вспомогательных наборов.
Важной точкой контроля является недопущение причинения вреда пациенту. При проведении мониторингов были установлены факты:
Руководителям организаций здравоохранения нужно помнить, что требования к проведению оценки качества медицинской помощи и ведению соответствующей документации предусмотрены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.05.2021 № 55 «Об оценке качества медицинской помощи и медицинских экспертиз, экспертизе качества медицинской помощи» (в ред. от 13.08.2024). В связи с эти нелишним будет проверить наличие приказа (а при отсутствии — издать его) о проведении оценки качества и непосредственно осуществлять контроль качества.
Руководителю организации здравоохранения необходимо исключить факты нарушений, связанные с использованием медицинской техники и лекарственных средств, изделий медицинского назначения, не зарегистрированных и (или) не разрешенных для медицинского применения (использования) в Республике Беларусь.
Очень важно уделить внимание своевременному техническому обслуживанию медицинской техники, наличию в штате работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора со сторонней организацией на их техническое обслуживание и ремонт.
Правила внутреннего трудового распорядка — ЛПА, регулирующий в соответствии с ТК, иными актами законодательства о труде трудовой распорядок у нанимателя, в т. ч. порядок приема и увольнения работников, основные обязанности сторон трудового договора, режим рабочего времени и времени отдыха, применяемые к работникам виды поощрений за труд и меры дисциплинарного взыскания.
Поскольку ПВТР направлены на создание условий, способствующих укреплению трудовой дисциплины, эффективному труду, рациональному использованию рабочего времени, необходимо в организации здравоохранения проверить наличие приказа (а при отсутствии — издать его), утверждающего ПВТР.
В данном направлении необходимо также:
Справочно: личные дела работников, принятых на работу до 2 июня 2024 г., формируются и хранятся согласно постановлению Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников». Со 2 июня 2024 г. вступило в силу постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.05.2024 № 29 «О формировании, ведении и хранении личных дел работников». Соответственно, с указанной даты личные дела работников подлежат формированию, ведению и хранению в соответствии с данным постановлением.
Руководителю организации здравоохранения необходимо обратить внимание, что при проведении мониторингов был выявлен ряд нарушений, связанных с неисполнением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нарушением является, в частности, непроведение санитарно-гигиенической экспертизы с выдачей санитарно-гигиенического заключения на работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, оказываемые организацией здравоохранения, или же проведение такой экспертизы с нарушением установленных сроков.
В некоторых случаях программа производственного контроля не соответствовала требованиямп. 15 санитарных правил 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.12.2003 № 183), а также иных актов законодательства в сфере санитарно-противоэпидемических мероприятий.
В ходе мониторинга организаций здравоохранения были выявлены и иные нарушения, такие как:
Это важно
Решение о приостановлении действия лицензии может быть принято отдельно по каждому из обособленных подразделений, в т.ч. филиалов, лицензиата.
В случае неустранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган принимает решение о прекращении ее действия. При этом действие лицензии прекращается со дня, следующего за днем истечения срока приостановления действия лицензии.
Законодательство о лицензировании также предусматривает ответственность за продолжение осуществления лицензируемого вида деятельности в период приостановления действия лицензии. В таком случае лицензирующий орган принимает решение о прекращении ее действия, при этом действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии.