Непрерывное профессиональное развитие медицинской сестры — руководителя: система дополнительного образования

Готовность медицинской сестры — руководителя к внедрению современных инновационных технологий, постоянное совершенствование знаний и умений с акцентом на самообразование являются необходимыми профессиональными компетенциями руководителя сестринского дела. В настоящей статье мы познакомимся с основными направлениями развития дополнительного сестринского образования, а также рассмотрим модель современного руководителя сестринского дела.

Денисова Светлана

руководитель курса «Организация сестринского дела», старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»

537 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Подготовка высококвалифицированных и компетентных руководителей сестринского дела как субъектов новой генерации профессионалов и эффективной модернизации здравоохранения — это важнейшее условие непрерывного профессионального развития медицинских сестер — руководителей.

Модель современного руководителя сестринского дела

Рассматривая вопросы кадровой подготовки специалистов в рамках реализации Концепции сестринского дела Республики Беларусь на 2021‒2025 годы, важно отметить, что в настоящее время особенно актуальна необходимость подготовки руководителя сестринского дела нового типа, а именно руководителя, отвечающего следующим требованиям:

  • высококвалифицированного;
  • предприимчивого;
  • настроенного на профессиональное развитие в течение всей профессиональной деятельности;
  • конкурентоспособного;
  • готового использовать сформированные компетенции в любой ситуации, требующей принятия быстрого и адекватного решения.

При реализации данной задачи крайне важно учитывать:

  • фундаментальные основания модернизации нашего общества;
  • структуру отечественного здравоохранения;
  • общенациональные и региональные потребности в руководителях сестринского дела.

Модель современного руководителя, в т.ч. сестринского дела, включает в себя как минимум шесть базовых характеристик:

  1. открытость и готовность к инновациям и изменениям;
  2. способность принять в качестве ценности имеющийся в коллективе плюрализм мнений, быть к нему достаточно терпимым, толерантным;
  3. стремление выразить себя, свою индивидуальность как определенную общественно значимую ценность;
  4. глубинная нацеленность на будущее, а не на прошлое;
  5. готовность к мобильности — культурной, социальной и профессиональной;
  6. внутреннее мотивированное стремление к качественному образованию и высокому профессиональному статусу, подтвержденному дипломом отечественного учреждения образования.

Данные характеристики наиболее полно выражают нацеленность современного руководителя на непрерывное профессиональное развитие.

Компетентность руководителя сестринского дела предполагает, что такой работник умеет опираться на инновационный потенциал своих коллег, генерировать их идеи для достижения важнейших перспективных целей организации здравоохранения.

Опора высококвалифицированного специалиста на современные организационные и корпоративные принципы способствует формированию позитивной мотивации у подчиненных, «заражает» их целями более высокого уровня — уровня организации в целом. Такая форма организационной деятельности предполагает, что высококвалифицированный специалист, выполняя руководящие функции в отношении сестринского персонала организации здравоохранения, постоянно наделяет аналогичными полномочиями и своих коллег в структурных подразделениях.

Развитие дополнительного сестринского образования

Дополнительное образование взрослых согласно ст. 240 Кодекса об образовании* — это вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя и удовлетворение его познавательных потребностей.

* Кодекс Республики Беларусь об образовании (по тексту — Кодекс об образовании)

Современная система непрерывного дополнительного образования руководителей сестринского дела состоит в том, что на смену обычному высококвалифицированному работнику приходит специалист, который является субъектом новой корпоративной культуры современного здравоохранения. Только после определенного этапа подготовки такие специалисты могут стать реальными эффективными проводниками новых идей, принципов и профессиональных позиций сестринского дела.

Решение задач непрерывного дополнительного образования специалистов сестринского дела предполагает создание организационных, социальных и экономических условий для того, чтобы каждый обучающийся смог выработать у себя такие профессиональные компетенции, которые позволят ему в будущем на своем рабочем месте синтезировать творчество и высокоинтенсивный производительный труд.

Чтобы соответствовать современным требованиям здравоохранения, система непрерывного дополнительного образования объективно нацелена на формирование профессиональных знаний и умений специалиста как личности и субъекта организации здравоохранения, стремящегося постоянно вносить позитивные и результативные изменения в практическую деятельность организации.

Новые образовательные задачи, стоящие перед непрерывным дополнительным образованием, позволяют формировать у руководителей сестринского дела профессионально-коммуникативные компетенции, которые неразрывно связаны с их умением:

  • слушать и воспринимать информацию;
  • находить адекватные решения новых, инновационных проблем;
  • разрабатывать эффективные алгоритмы командной работы;
  • предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, быть открытыми для своих подчиненных в достижении поставленных перед организацией здравоохранения целей.

Подготовка компетентных руководителей сестринского дела — важнейшее требование последипломной подготовки медицинских сестер — руководителей, которая осуществляется на кафедре общественного здоровья и здравоохранения государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (далее — БелМАПО).

В настоящее время подготовка руководителей, которые в своей деятельности реализуют современные эффективные модели управления, находится в центре внимания профессорско-преподавательского состава кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО.

Во время проведения лекционных и практических занятий, тематических дискуссий со слушателями особое внимание уделяется практико-ориентированному аспекту подготовки руководителя сестринского дела с ориентацией на основные управленческие функции.

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО главные медицинские сестры и кадровый резерв сестринских руководителей проходят курсы повышения квалификации один раз в 5 лет, что является крайне недостаточным.

Одна из ведущих тенденций современного образования — это переход от конструкций «образование на всю жизнь» и «образование через всю жизнь» к постоянному профессиональному развитию в течение всей профессиональной деятельности.

Другими словами, система непрерывного дополнительного образования руководителей сестринского дела нацелена на подготовку руководителей нового типа, удовлетворяющих требованиям современной системы здравоохранения.

Для реализации непрерывного профессионального развития на кафедре общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО для руководителей сестринского дела:

1) продолжается проведение курсов повышения квалификации в соответствии с Кодексом об образовании и постановлением № 954* по современным программам подготовки от 40 до 80 ч в очном и дистанционном форматах;

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «О вопросах дополнительного образования взрослых» (по тексту — постановление № 954)

2) организован новый образовательный проект, состоящий из трех интерактивных образовательных модулей:

  • ежемесячный вебинар в режиме онлайн (в рамках Школы главной медицинской сестры);
  • рубрики для организаторов сестринского дела в специализированных медицинских изданиях;
  • Telegram-канал «Главная медицинская сестра Республики Беларусь» с ежедневным обновлением информации для руководителей сестринского дела.

В настоящее время на кафедре ведется активная подготовка к реализации проекта по совершенствованию работы в команде «главный врач — заместитель главного врача по медицинской части — главная медицинская сестра».

Новый проект позволит сформировать у специалистов необходимые профессиональные навыки и компетенции, такие как:

  • поддержание традиций отечественного здравоохранения как основы для развития новых и сохранения существующих ценностей в каждой организации здравоохранения;
  • стимулирование инноваций, творческого подхода у работников при решении практических задач;
  • формирование и выстраивание активных связей в командной работе;
  • последовательное развитие и профессиональный рост всех работников организации здравоохранения.

Решение современных задач дополнительного образования организаторов сестринского дела предполагает постоянное не только практико-ориентированное обучение специалистов на курсах повышения квалификации, но и самообразование, участие в образовательных проектах, позволяющих получать непрерывное профессиональное развитие и синтезировать профессиональные навыки и умения для выполнения главных задач системы здравоохранения Республики Беларусь.

Таким образом, переход на непрерывное медицинское образование предполагает изменение роли специалистов в профессиональном развитии. При этом непрерывное медицинское образование базируется на активном участии специалистов в формировании индивидуальной образовательной траектории по направлениям профессионального развития.

537 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
• • •

Комментарий Минздрава к постановлению «О клинических базах и специальностях клинической ординатуры» от 1 февраля 2024 г. № 23

В соответствии со статьей 61 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года № 2435-XII «О здравоохранении» с 2 февраля 2024 г. введена форма профессиональной подготовки...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 113
• • •

Как организовать инфекционный контроль в стационаре

Для того чтобы предупредить возникновение в больнице инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — ИСМП), следует сработать на опережение. Имеет смысл прово...
Главная медицинская сестра № 11 (35) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1223
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок