В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами. Как правило, это отношения «врач — пациент» и «медсестра — пациент».
Историческая справка
Знаменитый венгерский психиатр, невропатолог и психотерапевт Иштван Харди (1922‒2023) отмечал, что основой лечебной деятельности является взаимодействие между тремя звеньями — врачом, медсестрой и пациентом. Он выделял 6 типов медсестер:
1) сестра-рутинер (механически выполняет свои обязанности);
2) сестра, играющая заученную роль (работает сознательно, но играет определенную роль);
3) нервная сестра (проявляет нервозность в работе);
4) сестра с мужеподобным, сильным характером (проявляет определенную строгость);
5) сестра материнского типа (душевная и заботливая);
6) сестра-специалист (проявляет любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности).
Но рабочий процесс, а точнее, его оптимизация отчасти зависит и от того, как построена коммуникация «медсестра — врач».
Коммуникация «медсестра — врач»
Медсестра и врач — доминантная пара, влияющая на все процессы в отделении. Медсестра, как правило, общается с пациентами на протяжении суток, она призвана создавать лечебно-охранительный режим, без которого невозможно выздоровление пациентов.
Кроме того, современные тенденции меняют давно сложившиеся стереотипы, и в настоящее время медсестра выполняет роль настоящего ассистента врача, его помощника и партнера.
Участие в процессе лечения
Участие медсестры в процессе лечения может быть двух типов:
1) медсестра выполняет вспомогательные функции, обеспечивает работу врача, действует инициативно, как игрок команды, нацелена на результат, переживает за пациента, вовлечена целиком в терапевтический процесс как необходимое и ответственное звено;
2) медсестра поддерживает пассивные, отстраненные отношения с пациентом, не переживает за результат лечения, не чувствует своей ответственности, требует постоянного контроля со стороны врача, назначения врача выполняет буквально, для галочки, часто не в полном объеме.
Какие принципы использовать для оптимизации
При взаимодействии медсестры непосредственно с врачом можно использовать ряд принципов взаимного поведения.
Принцип четкого разграничения функций. Данный принцип базируется на разграничении и четкой регламентации обязанностей медсестры. Важно, чтобы ее обязанности не пересекались с обязанностями врача.
Справочно: случай, когда врач взялся за объем работы медсестры, либо медсестра, переступив границы, позволила себе выполнить компетенции врача, рассматривается как посягательство на сферу компетенции коллеги.
К минусам применения этого принципа можно отнести то, что медсестра не чувствует ответственности за результат лечения в целом, что дает ей возможность самоустраниться от терапевтических задач как таковых, а заниматься только механической работой. Пациенты фиксируют такого медицинского работника как некую тень, которая молча и бездумно осуществляет процедуры, назначенные врачом.
Справочно: поведение медсестры, которая ограничивается только механическим выполнением своих функций, бывает формальным и безучастным, она не занимается психологическим подбадриванием пациента, его информационным сопровождением.
Пример
На вопрос пациента: «От чего помогает этот укол?», — обычно следует ответ: «Спросите у врача, он же назначил».
Принцип «принеси-подай». Этот принцип основан на четком функциональном ограничении, т.е. медсестра из всего круга своих обязанностей выполняет только те, на которые указал врач.
Справочно: принцип «принеси-подай» фактически снимает с медсестры ответственность за свои действия, т.к. за все отвечает врач.
В таком случае медсестра отвечает лишь за качество выполненного поручения, да и то только перед врачом, а не перед пациентом. Это обесценивает опыт медсестры и блокирует ее инициативность и самостоятельность, а любые попытки медсестры давать советы врачу обычно приводят к конфликтам.
Принцип партнерства. Данный принцип построен на том, что медсестра имеет определенную самостоятельность.
Самостоятельность выражается в том, что медсестра имеет возможность варьировать свое поведение в зависимости от ситуации. Часто врач просто не в состоянии подойти к пациенту, которому стало хуже, он может быть на срочном вызове либо проводить реанимационные мероприятия. В этом случае медсестра обязана правильно оценить ситуацию и оказать максимальную помощь.
Справочно: в идеале медсестра должна работать в «опережающем отражении», т.е. взаимодействовать с врачом так, словно она читает его следующее действие или распоряжение без слов.
Медсестра в рамках этого принципа должна вести себя активно. Разумеется, ее активность не должна быть чрезмерной.
Пример
Некоторые медсестры любят включаться в диалог врача и пациента и давать определенные советы.
Внедрение этих принципов в работу автоматически поднимает статус медсестры. Для пары «врач — медсестра» важно быть сработанными, в таком случае их совместная деятельность приводит к достижению хороших результатов без лишних затрат энергии.
В процессе взаимодействия очень важно доверять друг другу. Профессиональное доверие — фундамент синергетического взаимодействия.
Каким образом можно обеспечить профессиональное доверие и взаимодействие:
- быть готовым разделить работу в случае возникновения критической ситуации;
- поддерживать и признавать мастерство друг друга.
Коммуникация «медсестра — пациент»
В основе оказания медицинской помощи лежит доверие между пациентом и медицинским работником. Поэтому принципиально важным является создание психологически благоприятной среды, содействующей привлечению и удержанию пациентов в рамках программ оказания специализированной медицинской помощи.
Справочно: искусство беседы и психологическое воздействие как врача, так и медицинской сестры на пациента — одна из составляющих успешного лечения.
Одно из условий для установления взаимопонимания с пациентом — ощущение поддержки. Если пациент осознает, что ему намерены помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе.
К другим условиям взаимодействия с пациентом относятся:
- уважение как признание ценности человека как личности;
- сочувствие;
- понимание.
Эффективность деонтологии
Состояние душевного комфорта пациента — это главный критерий деонтологии.
Историческая справка
Старейшее и, вероятно, основное положение медицинской этики в латинской формулировке звучит так: primum nоn nosere (прежде всего — не навреди).
Медсестры могут столкнуться с ситуацией, когда лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочном действии лекарств, негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов, несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.
В этом случае и для медсестры, и для врача важно умение говорить с пациентом.
Что важно при разговоре с пациентом
Согласно законодательству пациент имеет право:
- получать информацию о своем здоровье;
- соглашаться на лечение или отказываться от него (положение об информированном согласии пациента);
- требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью.
Это важно
Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия семьи в реализации лечебных программ.
Пациенту надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Ведь 60 % вероятности неблагоприятного исхода операции одновременно означает 40 % вероятности выздоровления. Однако правду говорить необходимо: ведь только взвесив все «за» и «против», человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения.
Результативность коммуникаций
Выстроенные с использованием указанных выше принципов коммуникации влияют:
- на взаимоотношения в коллективе;
- четкое знание и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей каждым медицинским работником;
- снижение вероятности упущений в работе и дублирования обязанностей.
Справочно: главной медицинской сестре важно терпимо относиться к личностным и характерологическим особенностям своих коллег и пациентов.
Что касается пациентов, то построение грамотной коммуникации — одна из составляющих успешного осуществления диагностических и лечебных мероприятий, качественного ухода за пациентами. Необходимым является установление с ними контакта и доверительных отношений.
Заключение
Многим рабочим процессам способствуют здоровый психологический климат в учреждении здравоохранения, атмосфера внимания, заботы, хорошие деловые, основанные на взаимном уважении и доверии отношения между работниками и т.д. В связи с этим главной медицинской сестре при построении коммуникаций важно учитывать все рекомендации и донести их до среднего медицинского персонала.