В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами. Как правило, это отношения «врач — пациент» и «медсестра — пациент».
Историческая справка
Знаменитый венгерский психиатр, невропатолог и психотерапевт Иштван Харди (1922‒2023) отмечал, что основой лечебной деятельности является взаимодействие между тремя звеньями — врачом, медсестрой и пациентом. Он выделял 6 типов медсестер:
1) сестра-рутинер (механически выполняет свои обязанности);
2) сестра, играющая заученную роль (работает сознательно, но играет определенную роль);
3) нервная сестра (проявляет нервозность в работе);
4) сестра с мужеподобным, сильным характером (проявляет определенную строгость);
5) сестра материнского типа (душевная и заботливая);
6) сестра-специалист (проявляет любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности).
Но рабочий процесс, а точнее, его оптимизация отчасти зависит и от того, как построена коммуникация «медсестра — врач».
Коммуникация «медсестра — врач»
Медсестра и врач — доминантная пара, влияющая на все процессы в отделении. Медсестра, как правило, общается с пациентами на протяжении суток, она призвана создавать лечебно-охранительный режим, без которого невозможно выздоровление пациентов.