Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления населения с этими нормами. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».
Здравоохранение имеет свои правовые источники, в которых государство устанавливает обязательные для пациентов, медицинского персонала, должностных и иных лиц правила поведения, за неисполнение которых может наступить правовая ответственность.
В юридическом отношении выделяют несколько источников права. Среди них — международные договоры, нормативные правовые акты, правовые обычаи, юридические прецеденты.
В Республике Беларусь на середину 2020 г. принято около 300 тысяч нормативных правовых актов, среди них — более 2800 законов. Конечно, не все эти акты являются источниками медицинского права.
Справочно
В настоящее время в Республике Беларусь имеется более 2400 приказов Министерства здравоохранения, более 2300 постановлений — всего около 5700 источников, включая письма Министерства здравоохранения, направляемые нижестоящим организациям.
Иерархия источников права в здравоохранении
Множество действующих актов, в т.ч. в сфере здравоохранения, обуславливает необходимость определения субординации (иерархии) актов для того, чтобы знать, какому акту отдать предпочтение при его реализации, когда в них содержатся схожие положения.
Иерархия (правовая пирамида) актов строится с учетом места и роли того или иного органа (должностного лица) в системе власти.
Определяя иерархию нормативных правовых актов, следует иметь в виду, что заключениями Конституционного Суда Респуб-лики Беларусь нормативный акт любого государственного органа может быть признан неконституционным и в силу этого не подлежащим применению судами и иными органами, т.е. заключения Конституционного Суда по своей юридической силе идут вслед за Конституцией. Конституционный Суд ранее выносил свои решения по вопросам, касающимся оказания платных медицинских услуг, открытия аптечных киосков и др.
Система законодательства в здравоохранении
В сфере здравоохранения важную роль играют нормы административного права. Ими определяются вопросы, связанные с организацией здравоохранения. Вместе с нормами гражданского права эти нормы определяют правовой статус учреждений здравоохранения.
В актах административного законодательства предусматриваются права и обязанности граждан, касающиеся оказания медицинской помощи. Они могут быть связаны не только с получением медицинской помощи, но и с реализацией права на труд, с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия. Так, некоторые лица, отдельные категории работников обязаны делать профилактические прививки, осуществлять лечебные и карантинные мероприятия.
В Гражданском, Уголовном, Трудовом кодексах, Кодексе об административных правонарушениях и других содержатся нормы о юридической ответственности лиц, допустивших нарушения в области здравоохранения.
Если нарушаются нормы специального законодательства в здравоохранении, влекущие за собой причинение вреда, то правовая ответственность наступает в соответствии с нормами общего законодательства.
ПРИМЕР
Женщина, находясь на 15 неделе беременности, решила ее прервать по своему желанию (не имея на то ни медицинских, ни социальных показаний). Врач выполнил пациентке аборт в учреждении здравоохранения, в результате чего произошла перфорация матки и разрыв петли кишечника. Начался гнойный перитонит, и женщина скончалась. При доказанности вины врача его действия будут трактованы по ст. 156 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
При сопоставлении норм обнаруживаются противоречия между ними или несогласованность. В этой связи необходимо руководствоваться следующими правилами: кодекс по своей юридической силе выше закона, новый акт обладает приоритетом по отношению к ранее принятому, специальный акт (например, закон о социальной защите инвалидов) обладает большей юридической силой, чем общий.
Справочно
По согласию женщины в организациях здравоохранения после консультации с врачом-специалистом <…> может быть проведено искусственное прерывание беременности (аборт) при сроке беременности не более 12 недель (ст. 27 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении»).
Санкции по ст. 156 УК — наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения со штрафом или без штрафа.
Оказание медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства
На основании ст. 5 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» закреплено право иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (получивших разрешение на постоянное проживание и вид на жительство), на доступное медицинское обслуживание (в т.ч. платное и бесплатное, экстренное и плановое) наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами Республики Беларусь и международными договорами Респуб-лики Беларусь. Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и п. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
В свою очередь, Республика Беларусь заключила ряд международных договоров, которые регулируют вопросы по оказанию медицинской помощи.
Так, в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Социалистической Республикой Вьетнам о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 16.04.2002 экстренная неотложная медицинская помощь гражданам Вьетнама, временно или постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, оказывается в объеме, достаточном для возвращения пациента на родину без опасных последствий для его здоровья. Специализированная плановая медицинская помощь оказывается гражданам Вьетнама на платной основе по расценкам страны, согласно законодательству Республики Беларусь.
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Сирийской Арабской Республики о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 09.12.2003 медицинская помощь гражданам Сирии, пребывающим на территории Республики Беларусь, оказывается на основании медицинского страхования. В тех случаях, когда граждане Сирии, пребывающие на территории Республики Беларусь, не обеспечены медицинским страхованием, все расходы по оказанию медицинской помощи оплачиваются за счет средств этих граждан.
Для граждан Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины скорая и неотложная медицинская помощь является беспрепятственной и бесплатной. Оказание плановой медицинской помощи иностранным гражданам данных государств осуществляется на платной основе с проведением взаиморасчетов по договорным ценам или действующим прейскурантам согласно законодательству Республики Беларусь.
Резюме
В силу множественности актов, регулирующих отношения в сфере здравоохранения, необходимости их упорядочения было бы полезно осуществить их кодификацию — принять Медицинский кодекс. В нем следовало бы решить весь комплекс вопросов, относящихся к медицинской деятельности, к правовому статусу пациентов, медицинского персонала, учреждений здравоохранения. Он должен быть ориентирован на международно-правовые стандарты в области здравоохранения и прав человека.