Проектом Кодекса урегулированы важнейшие общественные отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на охрану здоровья, упорядочено и актуализировано законодательство в области здравоохранения, обеспечена его согласованность, компактность и удобство в применении.
Остановимся на наиболее важных с практической точки зрения моментах проекта Кодекса, связанных с деятельностью среднего медицинского персонала.
Справочно: срок обсуждения проекта Кодекса — с 29 ноября 2024 г. до 1 февраля 2025 г. Место обсуждения — forumpravo.by.
Расширение полномочий средних медицинских работников
В организациях здравоохранения медицинскую помощь пациентам наряду с врачами-специалистами оказывают медицинские работники, имеющие среднее специальное медицинское образование, в объеме и порядке, установленных Министерством здравоохранения (подп. 5.2. п. 5 ст. 92 проекта Кодекса). Допускается, что в исключительных случаях, установленных Министерством здравоохранения, в государственных организациях здравоохранения экспертиза временной нетрудоспособности пациентов может проводиться средним медицинским работником (п. 5 ст. 106 проекта Кодекса).
Право осуществлять медицинскую деятельность
Основные требования, предъявляемые к медицинским, фармацевтическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, профессиональными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном актами законодательства.
Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего образования по направлению образования «Здравоохранение», вправе осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность на должностях служащих медицинских, фармацевтических работников со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием в порядке, установленном Министерством здравоохранения.
Права пациентов
В проекте Кодекса систематизированы и скорректированы права пациентов. Обращает на себя внимание то, что пациенту предоставлено право осуществлять фотосъемку медицинских документов. Это позволит средним медицинским работникам и работникам регистратуры избежать сомнений в правомерности таких действий па-циентов.
Пациенту также предоставлено право знакомиться посредством использования функционала личного электронного кабинета пациента с электронными медицинскими документами, а также сформированными из электронных медицинских документов наборами сведений о состоянии его здоровья, фактах обращения за медицинской помощью. Это позволит сократить количество посещений организации здравоохранения и, как следствие, снизить нагрузку среднего медицинского персонала.
Предоставление информации пациенту
В проекте Кодекса определены особенности предоставления информации о состоянии здоровья пациента. Новой является норма, согласно которой при неблагоприятном прогнозе развития заболевания лечащий врач может ограничить предоставление пациенту информации о характере заболевания, его диагнозе и прогнозе, если имеются основания ожидать ухудшения состояния психического здоровья пациента вследствие предоставления ему этой информации.
В этом случае информация о характере заболевания, диагнозе и прогнозе предоставляется совершеннолетним членам семьи пациента или законным представителям (п. 3 ст. 84 проекта Кодекса). Поскольку прием ведется лечащим врачом совместно с медицинской сестрой, ей также стоит знать о правах врача, чтобы их действия были согласованными.
Понятие врачебной тайны
Расширено понятие врачебной тайны. В новой формулировке под врачебной тайной понимается:
- информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья;
- сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству;
- сведения о применении вспомогательных репродуктивных технологий, а также о личности пациента при применении в отношении него вспомогательных репродуктивных технологий, донора половых клеток;
- иные сведения, в т.ч. личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи;
- в случае смерти — информация о результатах патологоанатомического исследования.
Информация, составляющая врачебную тайну, подлежит охране, в т.ч. средними медицинскими работниками. Расшифровка понятия «врачебная тайна» поможет лучше понимать, какая именно информация не подлежит разглашению.
Обязательство для волонтеров
Обязанность сохранять врачебную тайну наравне с работниками здравоохранения распространена на волонтеров, привлекаемых к участию в оказании медико-социальной и паллиативной медицинской помощи, пропаганде и развитии донорства крови, ее компонентов на основании безвозмездных гражданско-правовых договоров, и иных лиц, которым в установленном Кодексом порядке стали известны сведения, составляющие врачебную тайну (п. 13 ст. 84 проекта Кодекса).
В связи с этим главной медицинской сестре целесообразно будет информировать данных лиц о наличии у них обязанности сохранять врачебную тайну.
Перечень запретов для медицинских работников
Права и обязанности медицинских, фармацевтических работников в представленной редакции проекта Кодекса остались прежними. Вместе с тем законодатель посчитал нужным добавить в статью, посвященную обязанностям, перечень запретов для медицинских и фармацевтических работников. Так, не допускаются:
- нарушение прав, свобод и законных интересов пациентов, их законных представителей;
- дискриминация пациентов;
- предоставление пациентам недостоверной и (или) неполной информации о лекарственных препаратах, медицинских изделиях, биомедицинских клеточных продуктах;
- грубое, нетактичное, невнимательное отношение к пациентам, их законным представителям.
Данные требования подчеркивают исключительную важность соблюдения прав пациента медицинскими и фармацевтическими работниками. Главной медицинской сестре важно будет донести до подчиненного персонала, что данные требования должны соблюдаться в обязательном порядке.
Страхование жизни, здоровья и имущества медицинских работников
Статьей 91 проекта Кодекса предусмотрено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества медицинских работников государственных организаций здравоохранения, университетских клиник за счет средств республиканского бюджета. В случае гибели (смерти) медицинского работника, наступившей вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением служебной деятельности, семье погибшего (умершего) медицинского работника (его наследникам) выплачивается единовременная страховая сумма в размере 10-летней суммы заработной платы погибшего (умершего). Данная страховая сумма выплачивается по указанным основаниям также в случае смерти медицинского работника, наступившей в течение одного года после прекращения им трудовых отношений.
Конкретные страховые выплаты предусмотрены и при установлении медицинскому работнику инвалидности, а также при получении тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекших инвалидности, наступивших вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением служебной деятельности.
Страховые выплаты положены медицинскому работнику и в случае уничтожения или повреждения его имущества вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением служебной деятельности.
Данные меры позволят средним медицинским работникам чувствовать себя более социально защищенными при взаимодействии с пациентами.
Новые термины и понятия
С учетом последних тенденций в общественном здравоохранении законодатель немалое внимание уделил вопросам безопасности оказания медицинской помощи. Определен термин «безопасность оказания медицинской помощи», под которым понимается отсутствие предотвратимого вреда, рисков его возникновения и (или) степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических работников, окружающей среде при осуществлении медицинской деятельности (подп. 1.3. п. 1 ст. 1 проекта Кодекса).
Введен термин «безопасность здоровья населения» — состояние защищенности населения от чрезмерного возникновения и распространения заболеваний, обеспеченное социально-экономическими и экологическими условиями, а также деятельностью государственных органов и организаций всех форм собственности, ведущими к повышению уровня демографической безопасности и обеспечению устойчивого развития общества (гл. 24 проекта Кодекса).
Сохранены требования текущего законодательства по безопасности лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Применение цифровых технологий
Интересным новшеством является более детальное регулирование применения телемедицинских технологий. В рамках цифрового развития здравоохранения наряду с созданием, развитием, сопровождением и эксплуатацией цифровой информационной системы здравоохранения предусмотрены новые направления:
- автоматизация протоколов лечения и сбора данных о па-циентах;
- развитие инструментов дистанционного мониторинга пациентов, состояния здоровья населения, санитарно-эпидемиологического благополучия, систем поддержки принятия клинических решений и предиктивной аналитики;
- разработка и внедрение решений, основанных на применении технологий искусственного интеллекта и других инновационных подходов и решений (3d-печать, умные носимые устройства, виртуальная реальность и др.), накопление больших медицинских данных для обучения алгоритмам искусственного интеллекта, автоматизация сбора операционных показателей деятельности организации здравоохранения;
- внедрение веб-приложений и мобильных приложений в повсе-дневную практику медицинского работника;
- анализ мирового опыта внедрения цифровых решений и цифровой трансформации здравоохранения.
Информационные системы здравоохранения призваны помогать в деятельности не только врача, но и медицинской сестры.
Объекты санитарно-эпидемиологического контроля
Проектом Кодекса установлен исчерпывающий перечень объектов, к которым применяются санитарно-эпидемиологические требования. Поскольку медицинские сестры напрямую связаны с обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в организации здравоохранения, главной медицинской сестре и медицинским сестрам важно знать, что санитарно-эпидемиологические требования будут предъявляться:
- к содержанию и эксплуатации оборудования;
- обращению с отходами производства;
- условиям труда работающих;
- обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
- обеспечению безопасности и безвредности воздействия неионизирующих излучений и других физических факторов;
- организации и выполнению работ и оказанию услуг, включающих применение средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, оборудования, материалов, содержанию и эксплуатации объектов дезинфекционной деятельности, а также оценке эффективности, безопасности и безвредности таких работ и услуг;
- проведению дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации;
- организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- проведению профилактических прививок;
- проведению обязательных медицинских осмотров;
- осуществлению производственного контроля;
- организации и условиям проведения лабораторных (диагностических) исследований.
Заключение
Проанализировав проект Кодекса, можно утверждать, что в нем содержится ограниченное число специфических норм, регулирующих деятельность медицинских сестер. Понимая общий формат и структуру документа, мы все же предлагаем обсудить целесообразность более детальной регламентации вопросов оказания медицинской помощи больницами сестринского ухода и фельдшерско-акушерскими пунктами. Кроме того, по аналогии с правомочиями лечащего врача было бы закономерно установить правомочия медицинской сестры и фельдшера. Особенно актуально это в отношении объема оказываемой медицинской помощи.
От редакции
В следующих выпусках журнала «Главная медицинская сестра» мы продолжим обсуждать проект Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении.