Проведение дезинфекции и стерилизации в организации здравоохранения

Преснякова Светлана

врач-эпидемиолог (заведующий) противоэпидемического отделения государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии Заводского района г. Минска»

752 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нужно ли требовать от санитарки процедурного кабинета знания порядка гигиенической обработки рук по стандарту?

Да. Согласно специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130 (далее — ССЭТ № 130), гигиеническая антисептика кожи рук проводится в т.ч. перед и после контакта с объектами внешней среды, находящимися в окружении пациента, после снятия перчаток, после контакта кожи рук с биологическими жидкостями пациента. 

Это требование применимо и к санитарке процедурного кабинета, поскольку она контактирует с объектами внешней среды, находящимися в окружении пациента, может контактировать с биологическими жидкостями пациента, использует перчатки при проведении уборок.


В каком документе предусмотрены требования к установке бесконтактных кранов в кабинетах стоматологии?

Требования к установке кранов с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением в кабинетах для оказания стоматологической помощи изложены в п. 73 ССЭТ № 130.


Допускается ли в кабинете массажа наличие только искусственного освещения?

Согласно п. 47 ССЭТ № 130 в кабинетах массажа допускается наличие только искусственного освещения. 

В то же время согласно п. 45 ССЭТ № 130 помещения с постоянным пребыванием пациентов, работников организаций должны иметь естественное освещение. К таким помещениям относятся помещения, в которых работник проводит более 50 % рабочего времени или более 2 ч непрерывно (п. 7 ССЭТ № 130).


Нужно ли в журнале учета качества предстерилизационной обработки (журнал ПСО) регистрировать антикоррозионную обработку инструментов? Как правильно это делать?

Санитарно-эпидемиологическим законодательством не установлены требования по регистрации антикоррозионной обработки изделий медицинского назначения. Журнал ПСО имеет утвержденную форму, в которой отсутствует графа по антикоррозионной обработке. Форма и способ регистрации соответствующей обработки могут быть утверждены по усмотрению руководителя организации здравоохранения. 


Каков порядок и последовательность проведения уборок боксированных палат со шлюзом, с отдельным туалетом, отдельным душем? 

Порядок проведения уборок определяется с учетом назначения помещений и (или) отделения и утверждается руководителем организации. Требования к проведению уборок в организациях здравоохранения изложены в гл. 5 ССЭТ № 130.


Каким способом производится обработка щеток и ершей для мытья изделий медицинского назначения?

После использования щетки и ерши для очистки изделий медицинского назначения (за исключением эндоскопического оборудования) в случае их многоразового использования дезинфицируются в специальных емкостях в растворе дезинфектанта, промываются под проточной водой и хранятся в условиях, исключающих их контаминацию. 

Если это эндоскопы для нестерильных медицинских вмешательств, которые подвергаются дезинфекции высокого уровня, то щетки для эндоскопа должны либо быть одноразовыми, либо проходить стерилизацию. 


Должна ли использоваться мебель, выполненная из материалов, устойчивым к моющим и дезинфицирующим средствам, в помещениях ординаторских, сестринских, если к этим помещениям доступа у пациентов нет? 

Да. Мебель в лечебных помещениях, патологоанатомических организациях (бюро, отделениях) должна быть выполнена из материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам. Допустимо использовать специально предназначенные чехлы для мебели, выполненные из материалов, устойчивых к действию моющих и дезинфицирующих средств. Ординаторские и сестринские, расположенные в отделениях организации, относятся к зоне общебольничного режима. 


Какие методы дезинфекции постельного белья можно применить в случае загрязнения его биологическими жидкостями перед сдачей в прачечную сторонней организации?

Для дезинфекции постельного белья могут использоваться как физические, так и химические методы. В соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством дезинфекция белья должна осуществляться в прачечной. Дезинфекция белья или санитарной одежды, загрязненной биологическим материалом, может быть проведена перед стиркой и в процессе стирки. Существуют такие методы, как химический (с использованием дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по применению) и физический (кипячение, глажение при температуре 160‒180 0С). Любой из этих методов подходит.

Лучше всего заключать договор с прачечной, которая помимо стирки проведет и дезинфекцию белья. 

Самое читаемое СОП «Действия медицинского работника при аварийном контакте, загрязнении биологическим материалом поврежденных и неповрежденных кожных покровов, СИЗ, личной одежды и обуви, объектов внешней среды» СОП «Подготовка к эксплуатации, обработка наконечника стоматологического НТКС-300-1-В2»
752 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Нововведения в законодательстве об отходах — 2024

Поможет: держать руку на пульсе изменений в законодательстве об отходах в 2024 г. и организовать деятельность с учетом требований законодательства.
Руководитель. Здравоохранение № 6 (138) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1254
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок