Вопросы санитарно-эпидемиологического законодательства
Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы по теме соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые поступили в редакцию журнала «Главная медицинская сестра».
Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы по теме соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые поступили в редакцию журнала «Главная медицинская сестра».
По каким параметрам, с какой периодичностью, в соответствии с какой нормативной документацией должен проводиться контроль качества воды, в т.ч. на легионеллез? Питьевая вода для пациентов и сотрудников используется заказанная бутилированная. Водопроводная вода (холодная и горячая) поступает из централизованной системы водоснабжения.
Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации источников и систем питьевого водоснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2018 № 914, установлены требования к содержанию и эксплуатации источников, централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, в т.ч. требования к организации зон санитарной охраны источников централизованных систем питьевого водоснабжения, а также требования к контролю показателей безопасности питьевой воды.
Питьевая вода должна соответствовать установленным гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводных сетей централизованных систем питьевого водоснабжения и в нецентрализованных системах питьевого водоснабжения. Контроль показателей безопасности питьевой воды осуществляется в т.ч. путем проведения лабораторных исследований по микробиологическим и органолептическим показателям безопасности в точках водоразбора внутренних водопроводных сетей, если иное не определено актами законодательства. Контроль осуществляется субъектами хозяйствования, эксплуатирующими эти водопроводные сети, не реже одного раза в год.
Кроме того, следует обратить внимание на выполнение Гигиенического норматива «Показатели безопасности питьевой воды», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2021 № 37, в части проведения исследований на легионеллез образцов воды из систем горячего и холодного водоснабжения в отделениях реанимации и интенсивной терапии больничных организаций здравоохранения. Периодичность исследований на наличие Legionella pneumophila в рамках программы производственного контроля — не реже одного раза в год.
Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, этапов производства (контрольных критических точек) и других объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для здоровья и жизни человека, среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных и инструментальных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные и инструментальные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных и инструментальных исследований и испытаний) является обязательным компонентом программы производственного контроля, которая должна быть разработана в каждой организации.
Какие СИЗ должна использовать медицинская сестра при проведении вакцинации, чем этот вопрос регламентирован?
В целом порядок использования СИЗ установлен специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130 (далее — ССЭТ № 130). Детализированная информация, касающаяся необходимости использования СИЗ при проведении профилактических прививок, в ССЭТ № 130 не указана. Поэтому считаем целесообразным обеспечить разработку в организации здравоохранения локального правового акта (алгоритм, СОП), регламентирующего данный вопрос.
Обращаем также внимание на необходимость использования СИЗ органов дыхания, нестерильных и стерильных перчаток по эпидемическим показаниям. Кроме того, при проведении вакцинации должны соблюдаться правила асептики при вскрытии ампулы, разведении лиофилизированного ИЛС, извлечении дозы из флакона и при обработке инъекционного поля.
Как часто следует проводить дезинфекцию воздуха (кварцевание) в кабинете приема терапевта: ежедневно перед сменой или только при проведении генеральной уборки?
После проведения уборки при необходимости проводятся дезинфекция воздушной среды и проветривание. Необходимость их проведения, в т.ч. кратность, определяется видом уборки (в ССЭТ № 130 указано на проведение дезинфекции воздушной среды при описании этапов проведения генеральной уборки), инструкцией производителя к соответствующему оборудованию (к примеру, при использовании рециркуляторов может иметь место непрерывный режим), наименованием осуществляемых медицинских манипуляций, степенью риска передачи инфекции с воздушным или контактно-пылевым механизмом передачи, эпидемическими показаниями и др.
В целом порядок проведения уборок, включающий в т.ч. необходимость обеззараживания воздушной среды, утверждается руководителем организации и определяется с учетом назначения помещений и (или) отделения.
Нужно ли структурным подразделениям организации здравоохранения закладывать в бикс тест-упаковку с целью контроля качества стерилизации?
Согласно санитарно-эпидемиологическому законодательству тестовая упаковка используется с целью контроля качества стерилизации всего объема стерилизуемых материалов перед каждым циклом стерилизации и применяется в работе только оператора стерилизационного оборудования. Место размещения тестовой упаковки должно быть наиболее труднодоступным для стерилизующих факторов. Принцип размещения следующий: в паровом стерилизаторе — возле водостока или передней дверцы,
в воздушном и газовом стерилизаторах — в центре камеры. По результатам расшифровки индикаторов, размещаемых внутри тестовой упаковки, оператор делает заключение о качестве обработки всей партии стерилизуемых объектов и возможности (невозможности) дальнейшего использования материалов. В структурных подразделениях, применяющих стерильные материалы данной партии, проводится контроль качества обработки каждой конкретной упаковки с материалами с помощью химических тестов, размещенных в каждой упаковке снаружи и внутри.
Упаковку изделий медицинского назначения (медицинские инструменты, перевязочный материал) в крафт-бумагу для дальнейшей стерилизации нужно производить в нестерильных перчатках?
Нестерильные медицинские перчатки используются при контакте с кровью и неповрежденными слизистыми оболочками пациента, подозрении на наличие у пациента заболеваний кожных покровов, постановке или удалении периферических венозных катетеров, внутривенном введении лекарственных средств, при заборе крови, разъединении систем для внутривенного вливания, обследовании органов полости таза и влагалища, проведении диагностических эндоскопических медицинских вмешательств (фиброгастроскопия, колоноскопия, бронхоскопия и др.) и по эпидемическим показаниям. В иных случаях использование нестерильных перчаток не предусмотрено.
В прачечной районной больницы имеется три непроходные машины и одна проходная. Каков порядок действий при стирке?
Общий порядок действий изложен в приказе Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2023 № 1613 «О порядке обращения белья в организациях здравоохранения». Организация работы по стирке белья и санитарной одежды работников в конкретной организации здравоохранения зависит от многих факторов (к примеру, степени загрязненности белья, имеющихся структурных подразделений и их оснащенности, кратности смены белья, его среднесуточного оборота, используемых моющих и дезинфицирующих средств и др.). С целью надлежащей организации технологического процесса разрабатываются соответствующие технологические карты. Детализированный порядок также может быть прописан в локальных правовых актах организации здравоохранения (алгоритмы, СОП, программа производственного контроля).
Каков порядок стирки инфицированного белья: стирать все вместе, по очереди или в отдельной машине?
Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2023 № 1613 «О порядке обращения белья в организациях здравоохранения» отдельные стиральные машины выделяются для стирки:
Белье III степени загрязненности должно стираться в разные загрузки с бельем I и II степеней загрязненности. Белье III степени загрязненности, а также белье II степени загрязненности из инфекционных отделений, в т.ч. туберкулезных, дерматовенерологических и обсервационных, отделений гнойной хирургии, палат для пациентов — носителей мультирезистентных штаммов микроорганизмов, должно перед стиркой и (или) в процессе стирки подвергаться дезинфекции.
Запрещена совместная стирка:
Справочно:
• белье I степени загрязненности — новые изделия, не бывшие в использовании, а также белье после ремонта;
• белье II степени загрязненности — белье, имеющее общие загрязнения (без видимых биологических загрязнений);
• белье III степени загрязненности — белье, загрязненное биологическими выделениями (кровь, гной, мокрота, моча, каловые массы и др.).
Как сушить одеяло, если на его маркировке указана стирка без отжима?
Одеяла с синтетическим наполнением и шерстяные одеяла подвергаются дезинфекции в случаях, определенных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, стирке — при наличии видимых загрязнений.
Особенности, указанные производителем одеял, должны быть учтены специалистами (технологами) либо, при их отсутствии, иными заинтересованными лицами при разработке технологических карт на каждый этап обработки.