Вопросы санитарно-эпидемиологического законодательства

Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы по теме соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые поступили в редакцию журнала «Главная медицинская сестра».

Новицкая Екатерина

врач-эпидемиолог отделения надзора за организациями здравоохранения отдела эпидемиологии государственного учреждения «Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

323 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

По каким параметрам, с какой периодичностью, в соответствии с какой нормативной документацией должен проводиться контроль качества воды, в т.ч. на легионеллез? Питьевая вода для пациентов и сотрудников используется заказанная бутилированная. Водопроводная вода (холодная и горячая) поступает из централизованной системы водоснабжения.

Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации источников и систем питьевого водоснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2018 № 914, установлены требования к содержанию и эксплуатации источников, централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, в т.ч. требования к организации зон санитарной охраны источников централизованных систем питьевого водоснабжения, а также требования к контролю показателей безопасности питьевой воды.

Питьевая вода должна соответствовать установленным гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводных сетей централизованных систем питьевого водоснабжения и в нецентрализованных системах питьевого водоснабжения. Контроль показателей безопасности питьевой воды осуществляется в т.ч. путем проведения лабораторных исследований по микробиологическим и органолептическим показателям безопасности в точках водоразбора внутренних водопроводных сетей, если иное не определено актами законодательства. Контроль осуществляется субъектами хозяйствования, эксплуатирующими эти водопроводные сети, не реже одного раза в год.

Кроме того, следует обратить внимание на выполнение Гигиенического норматива «Показатели безопасности питьевой воды», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2021 № 37, в части проведения исследований на легионеллез образцов воды из систем горячего и холодного водоснабжения в отделениях реанимации и интенсивной терапии больничных организаций здравоохранения. Периодичность исследований на наличие Legionella pneumophila в рамках программы производственного контроля — не реже одного раза в год.

Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, этапов производства (контрольных критических точек) и других объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для здоровья и жизни человека, среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных и инструментальных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные и инструментальные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных и инструментальных исследований и испытаний) является обязательным компонентом программы производственного контроля, которая должна быть разработана в каждой организации.


Какие СИЗ должна использовать медицинская сестра при проведении вакцинации, чем этот вопрос регламентирован?

В целом порядок использования СИЗ установлен специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2020 № 130 (далее — ССЭТ № 130). Детализированная информация, касающаяся необходимости использования СИЗ при проведении профилактических прививок, в ССЭТ № 130 не указана. Поэтому считаем целесообразным обеспечить разработку в организации здравоохранения локального правового акта (алгоритм, СОП), регламентирующего данный вопрос.

Обращаем также внимание на необходимость использования СИЗ органов дыхания, нестерильных и стерильных перчаток по эпидемическим показаниям. Кроме того, при проведении вакцинации должны соблюдаться правила асептики при вскрытии ампулы, разведении лиофилизированного ИЛС, извлечении дозы из флакона и при обработке инъекционного поля.


Как часто следует проводить дезинфекцию воздуха (кварцевание) в кабинете приема терапевта: ежедневно перед сменой или только при проведении генеральной уборки?

После проведения уборки при необходимости проводятся дезинфекция воздушной среды и проветривание. Необходимость их проведения, в т.ч. кратность, определяется видом уборки (в ССЭТ № 130 указано на проведение дезинфекции воздушной среды при описании этапов проведения генеральной уборки), инструкцией производителя к соответствующему оборудованию (к примеру, при использовании рециркуляторов может иметь место непрерывный режим), наименованием осуществляемых медицинских манипуляций, степенью риска передачи инфекции с воздушным или контактно-пылевым механизмом передачи, эпидемическими показаниями и др. 

В целом порядок проведения уборок, включающий в т.ч. необходимость обеззараживания воздушной среды, утверждается руководителем организации и определяется с учетом назначения помещений и (или) отделения.


Нужно ли структурным подразделениям организации здравоохранения закладывать в бикс тест-упаковку с целью контроля качества стерилизации?

Согласно санитарно-эпидемиологическому законодательству тестовая упаковка используется с целью контроля качества стерилизации всего объема стерилизуемых материалов перед каждым циклом стерилизации и применяется в работе только оператора стерилизационного оборудования. Место размещения тестовой упаковки должно быть наиболее труднодоступным для стерилизующих факторов. Принцип размещения следующий: в паровом стерилизаторе — возле водостока или передней дверцы, 

в воздушном и газовом стерилизаторах — в центре камеры. По результатам расшифровки индикаторов, размещаемых внутри тестовой упаковки, оператор делает заключение о качестве обработки всей партии стерилизуемых объектов и возможности (невозможности) дальнейшего использования материалов. В структурных подразделениях, применяющих стерильные материалы данной партии, проводится контроль качества обработки каждой конкретной упаковки с материалами с помощью химических тестов, размещенных в каждой упаковке снаружи и внутри.


Упаковку изделий медицинского назначения (медицинские инструменты, перевязочный материал) в крафт-бумагу для дальнейшей стерилизации нужно производить в нестерильных перчатках? 

Нестерильные медицинские перчатки используются при контакте с кровью и неповрежденными слизистыми оболочками пациента, подозрении на наличие у пациента заболеваний кожных покровов, постановке или удалении периферических венозных катетеров, внутривенном введении лекарственных средств, при заборе крови, разъединении систем для внутривенного вливания, обследовании органов полости таза и влагалища, проведении диагностических эндоскопических медицинских вмешательств (фиброгастроскопия, колоноскопия, бронхоскопия и др.) и по эпидемическим показаниям. В иных случаях использование нестерильных перчаток не предусмотрено.


В прачечной районной больницы имеется три непроходные машины и одна проходная. Каков порядок действий при стирке?

Общий порядок действий изложен в приказе Министерства здравоохранения Рес­публики Беларусь от 08.11.2023 № 1613 «О порядке обращения белья в организациях здравоохранения». Организация работы по стирке белья и санитарной одежды работников в конкретной организации здравоохранения зависит от многих факторов (к примеру, степени загрязненности белья, имеющихся структурных подразделений и их оснащенности, кратности смены белья, его среднесуточного оборота, используемых моющих и дезинфицирующих средств и др.). С целью надлежащей организации технологического процесса разрабатываются соответствующие технологические карты. Детализированный порядок также может быть прописан в локальных правовых актах организации здравоохранения (алгоритмы, СОП, программа производственного контроля).


Каков порядок стирки инфицированного белья: стирать все вместе, по очереди или в отдельной машине?

Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2023 № 1613 «О порядке обращения белья в организациях здравоохранения» отдельные стиральные машины выделяются для стирки:

  • детского белья, в т.ч. из отделений (палат) для новорожденных, акушерских отделений, пеленок (салфеток) для кормления;
  • белья отделений инфекционного профиля, отделений гнойной хирургии.

Белье III степени загрязненности должно стираться в разные загрузки с бельем I и II степеней загрязненности. Белье III степени загрязненности, а также белье II степени загрязненности из инфекционных отделений, в т.ч. туберкулезных, дерматовенерологических и обсервационных, отделений гнойной хирургии, палат для пациентов — носителей мультирезистентных штаммов микроорганизмов, должно перед стиркой и (или) в процессе стирки подвергаться дезинфекции.

Запрещена совместная стирка:

  • личной одежды пациентов и белья организаций здравоохранения;
  • санитарной одежды (спецодежды) работников и иного белья. 

Справочно:
• белье I степени загрязненности — новые изделия, не бывшие в использовании, а также белье после ремонта;
• белье II степени загрязненности — белье, имеющее общие загрязнения (без видимых биологических загрязнений);
• белье III степени загрязненности — белье, загрязненное биологическими выделениями (кровь, гной, мокрота, моча, каловые массы и др.).


Как сушить одеяло, если на его маркировке указана стирка без отжима?

Одеяла с синтетическим наполнением и шерстяные одеяла подвергаются дезинфекции в случаях, определенных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, стирке — при наличии видимых загрязнений.

Особенности, указанные производителем одеял, должны быть учтены специалистами (технологами) либо, при их отсутствии, иными заинтересованными лицами при разработке технологических карт на каждый этап обработки.

Самое читаемое Санитарно-эпидемиологическое законодательство: актуальные вопросы СОП «Действия медицинского работника при аварийном контакте, загрязнении биологическим материалом поврежденных и неповрежденных кожных покровов, СИЗ, личной одежды и обуви, объектов внешней среды»
323 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Основные ошибки при проведении дезинфекции и стерилизации в организациях здравоохранения (видеоматериалы)

Стерилизация и дезинфекция — это не просто процедуры, это гарантия безопасности пациентов и сотрудников. А с вступлением в силу нового приказа Министерства здравоохранени...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 348
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок