Использование иностранной безвозмездной помощи: основные аспекты

В № 1–3 (2021) мы рассказывали об основных понятиях и правовом регулировании, порядке получения и регистрации иностранной безвозмездной помощи (далее — ИБП) c учетом норм Декрета Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи». В этой публикации рассмотрим особенности использования ИБП, требования, предъявляемые к ее использованию, а также затронем иные вопросы, связанные с использованием такой помощи.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1434 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование вопросов использования ИБП осуществляется на основании:

Пункт 13 Декрета № 3 закрепил принцип, согласно которому получатели (вторичные (последующие) получатели) направляют и используют помощь на цели, для реализации которых зарегистрирована ИБП помощь, и цели, указанные в плане целевого использования ИБП (далее — план).

На заметку
По результатам использования ИБП необходимо представить отчет о ее использовании (п. 13 Декрета № 3).

Декрет № 3 также определяет:

  • цели, на которые можно использовать ИБП;
  • условия, при которых ИБП можно использовать на цели, не определенные Декретом № 3 (п. 1 Декрета № 3);
  • цели, на которые использование ИБП запрещено (п. 2 Декрета № 3);
  • порядок изменения целей использования ИБП и права Межведомственной комиссии по вопросам ИБП (далее — Межведомственная комиссия) при рассмотрении вопроса об изменении целей использования ИБП, освобожденной от налогов, сборов (пошлин) (п. 14 Декрета № 3);
  • условия, при несоблюдении которых запрещается использование ИБП (п. 7 Декрет № 3).

План целевого использования ИБП

Основным документом, в котором непосредственно отражаются виды и размер расходов, а также перечень вторичных (последующих) получателей, является план.

Согласно п. 13 Декрета № 3 план считается документом, в котором отражаются цели использования ИБП.

При необходимости приобретения товаров (выполнения работ, оказания услуг) за счет денежных средств, зарегистрированных в качестве ИБП, а также размещения помощи в виде денежных средств во вклады (депозиты) в банках в плане указываются цель использования приобретаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) и процентов, полученных от размещения денежных средств во вклады (депозиты) в банка.

Сроки использования ИБП

Получатели обязаны приступить к использованию помощи в течение трех месяцев со дня ее регистрации на основании п. 56 Положения о порядке поступления в Республику Беларусь иностранной безвозмездной помощи, ее регистрации, взимания платы за ее регистрацию, учета такой помощи и ее использования, утвержденное постановлением № 502/4) (далее — Положение о поступлении ИБП).

Использовать деньги, поступившие на благотворительный счет, можно после представления банку документов, подтверждающих регистрацию помощи (ч. 1 п. 60 Положения о поступлении ИБП).

На заметку
Получатели (вторичные получатели) при направлении помощи вторичным (последующим) получателям передают им заверенную получателем копию удостоверения и копию плана (выдержки из плана).

Порядок использования ИБП

Порядок использования помощи может быть дифференцирован в зависимости от того, кто выступает в качестве получателя (первичный или вторичный субъект) и в зависимости от предмета ИБП (денежные средства и (или) товары, работы, услуги).

Порядок использования ИБП в виде денежных средств, подлежащих направлению вторичным (последующим) получателям

Согласно п. 60 Положения о поступлении ИБП помощь в виде денежных средств, зачисленная на благотворительный счет, после ее регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Респуб­лики Беларусь (далее — Департамент) направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем — получателем, вторичным (последующим) получателем на цели, указанные в плане, при представлении в банк ряда документов.

Получатель обязан представить:

  • копию удостоверения;
  • копию плана, удостоверенного штампом Департамента;
  • копию документа, подтверждающего внесение (перечисление) денежных средств на благотворительный счет, на котором проставлен штамп Департамента с указанием номера и даты удостоверения, к которому они прилагаются.

При этом вторичный (последующий) получатель должен предъявить:

  • заверенную получателем копию удостоверения;
  • копию выдержки из плана.

Справочно: в платежных инструкциях на перечисление денежных средств, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств с благотворительного счета получатели, вторичные (последующие) получатели указывают номер и дату удостоверения, а также цели использования помощи, виды и размер расходов.

Банки отказывают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в перечислении (выдаче) денежных средств с благотворительных счетов в случаях:

  • непредставления получателями (вторичными (последующими) получателями) документов, предусмотренных в ч. 1 п. 60 Положения о поступлении ИБП;
  • отсутствия (несоответствия) в платежных инструкциях на перечисление денежных средств, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств номера и даты удостоверения, целей использования помощи, видов и размера расходов.

На основании Декрета № 3 обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на денежные средства, зарегистрированные в качестве ИБП, находящиеся на благотворительном счете, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по благотворительным счетам в отношении данных денежных средств не осуществляется.

Исключения согласно п. 16 Декрета № 3 составляют следующие случаи:

  • когда обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на благотворительном счете, производится на основании исполнительного или иного документа, вид взыскания по которому соответствует целевому назначению средств, находящихся на данном благотворительном счете;
  • предусмотренные законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Порядок использования ИБП в форме товаров

Передача вторичным (последующим) получателям помощи в виде товаров производится по акту приема-­передачи, товарно-­транспортной накладной или другому первичному учетному документу, составляемому получателем при передаче помощи юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, а физическим лицам — по ведомости, составленной в произвольной форме, позволяющей подтвердить целевое использование помощи.

Передача помощи в виде транспортного средства вторичному получателю производится по акту приема-­передачи, составляемому в двух экземплярах.

Передача помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, лицам без определенного места жительства, а также лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в т. ч. в связи с вынужденной миграцией, осуществляется при представлении документов, подтверждающих статус указанной категории граждан (удостоверение инвалида, многодетной семьи, пенсионное удостоверение, справка о размере заработной платы и другие), копии которых остаются у юридического лица, индивидуального предпринимателя — получателей для подтверждения целевого использования помощи.

Использование помощи при проведении мероприятий подтверждается организационно-­распорядительными и первичными учетными документами получателя, вторичного (последующего) получателя.

На заметку
В случае неиспользования или невозможности дальнейшего использования зарегистрированной помощи на цели, указанные в плане, получатели обращаются в Департамент с заявлением об изменении цели использования помощи, в т. ч. по завершении срока использования помощи.

В отношении помощи в виде товаров, которые утрачены, уничтожены или повреждены (испорчены), изменение цели использования ИБП не требуется. Списание таких товаров с бухгалтерского учета осуществляется получателем, вторичным (последующим) получателем в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.

Особенности использования отдельных видов товаров (имущества), полученных в качестве ИБП

Особенности использования отдельных видов товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, определены гл. 9 Положения о поступлении ИБП.

Имущество

При заключении сделок, предметом которых является имущество, расположенное на территории Республики Беларусь, существенным условием является указание сведений о предоставлении имущества в качестве помощи.

Справочно: в течение одного месяца со дня регистрации имущества в Департаменте в качестве помощи, но не позднее 6 месяцев со дня подписания документа, предусматривающего содержание сделки, получатели обязаны обратиться за государственной регистрацией этого документа и основанных на нем прав, ограничений (обременений) прав в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Получатель (вторичный (последующий) получатель) не вправе без изменения цели использования помощи осуществлять:

  • сделки с имуществом, влекущие возникновение, переход или прекращение прав, либо предусматривающие возможность перехода прав на него к иным лицам;
  • реконструкцию и другие действия, влекущие изменение технических характеристик и (или) назначения имущества.

Транспортное средство

Транспортное средство, которое зарегистрировано в качестве помощи, подлежит государственной регистрации в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее — ГАИ).

Департамент в течение пяти рабочих дней уведомляет об этом управление ГАИ главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления ГАИ управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов по месту нахождения (жительства) получателя с указанием сведений о транспортном средстве, в т. ч. его идентификационного номера.

При снятии с учета транспортного средства, в отношении которого получено такое уведомление, либо внесении изменений в его регистрационные документы регистрационные, регистрационно-­экзаменационные подразделения управления ГАИ главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления ГАИ управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов, осуществившие указанные действия, в течение пяти рабочих дней информируют об этом Департамент. 

От редакции
Продолжение этой статьи читайте в № 6 (102) журнала «Руководитель. Здравоохранение.»

1434 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок