C 10 февраля 2019 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2019 г. № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее — Указ № 40).
Данный документ, по сути, пролонгирует еще на два года сформировавшийся за последние годы особый порядок закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания (далее — медицинские товары) за счет средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых учреждениям здравоохранения на очередной финансовый год.
Указ № 40 вступил в силу в феврале, однако распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г. Речь в данном случае идет об отношениях между организаторами и заказчиками по поставке лекарственных средств и медицинских изделий после 1 января 2019 г.
С 1 января 2019 г. истек срок действия одноименного Указа Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 46, а также решений облисполкомов и Минского горисполкома, определявших на основании Указа № 46 организаторов централизованных закупок и перечни медицинских товаров, закупаемых централизованно у организаторов. В связи с этим организации здравоохранения с 1 января 2019 г. до издания нормативного правового акта по назначению организаторов могли осуществлять закупки медицинских изделий самостоятельно с соблюдением общих требований законодательства о государственных закупках.
После принятия на основании Указа № 40 и вступления в силу решений облисполкомов и Минского горисполкома, которыми будут определены организаторы и соответствующие перечни медицинских товаров, организации здравоохранения снова будут обязаны осуществлять государственные закупки медицинских товаров по указанным перечням у тех же организаторов.
Что касается Министерства здравоохранения, то 11 февраля 2019 г. им издан соответствующий приказ и доведен до организаций здравоохранения, подчиненных Министерству.
Случаи, когда организации здравоохранения вправе самостоятельно осуществлять государственные закупки медицинских изделий, включенных в соответствующий перечень, также определяются указанными государственными органами.
Что нового привнес
Указ № 40?
1. В самостоятельный предмет закупки выделены запасные части к медицинским изделиям. Их, как и сами медицинские изделия, нужно будет закупать через УП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия на условиях, предусмотренных соответствующим перечнем (например, при их стоимости свыше определенной в перечне суммы).
2. Государственные органы — Управление делами Президента Республики Беларусь, министерства, облисполкомы и Минский горисполком наделены правом определять для подчиненных (входящих в их систему) организаций здравоохранения не только перечни товаров, подлежащих государственной закупке через организатора, но и минимальное значение ориентировочной стоимости годовой потребности их государственной закупки, при котором закупка должна осуществляться через организатора.
3. Расчет размера комиссионного вознаграждения организаторам по договорам комиссии осуществляется органом, определившим организатора, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Данный порядок должен быть разработан в двухмесячный срок с даты опубликования Указа.
Что сохранилось с изданием
Указа № 40?
1. Организаторы остались те же: УП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия — при закупке медицинских изделий, запасных частей к ним; РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и его областные предприятия — при закупке лекарственных средств и лечебного питания; РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (далее — Центр) — при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, за исключением произведенных Центром.
2. Сохранилась схема осуществления централизованных государственных закупок через организаторов.
Организатор на основании планов годовых закупок и полученных от учреждений здравоохранения заявок на закупку проводит в порядке, установленном законодательством о государственных закупках, процедуры государственных закупок; заключает от своего имени с участниками-победителями договоры на поставку медицинских товаров. Заказчики приобретают у организатора по договорам комиссии или поставки медицинские товары за счет бюджетных средств без проведения процедур государственных закупок.
Государственные закупки с применением процедуры закупки из одного источника технических средств социальной реабилитации, произведенных Центром, заказчики приобретают у этого Центра.
3. Сохранены положения в части заключения между УП «Белмедтехника» (его дочерними предприятиями) договоров комиссии с заказчиками и согласования размера комиссионного вознаграждения при закупке медицинских изделий для строящихся объектов учреждений здравоохранения и согласования размера комиссионного вознаграждения.
Заключение
Таким образом, с изданием Указа № 40 в 2019–2020 годах сохраняется механизм осуществления государственных закупок медицинских товаров с привлечением организатора для проведения процедур государственных закупок и осуществления поставок медицинских изделий и лекарственных средств, что в целом позволяет:
- проводить государственные закупки медицинских товаров исходя из годовой потребности нескольких заказчиков, что сокращает расходы по проведению процедур закупок;
- уменьшить расходы учреждений здравоохранения, связанные с доставкой, хранением, таможенным оформлением и т. д., за счет поставки медицинских товаров крупными партиями по годовым договорам для нескольких заказчиков;
- освободить государственные учреждения здравоохранения от выполнения не свойственных данным организациям функций, а именно: проведения процедур закупок, торгово-закупочной и внешнеэкономической деятельности, таможенного оформления закупаемых медицинских изделий и т. д.;
- использовать складские помещения организаторов, что обеспечивает, в свою очередь, ритмичность поставок медицинских товаров в учреждения здравоохранения.
по теме