Как осуществлять закупки товаров (работ, услуг) при строительстве с 1 июля 2019 г.?

В статье рассмотрены основные положения Указа Президента Республики Беларусь от 7 июня 2019 г. № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», касающиеся организаций здравоохранения, как заказчиков.

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

2338 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

7 июня 2019 г. Президент Беларуси подписал Указ № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223), который вступает в силу с 1 июля 2019 г.

Это означает, что спустя 6 месяцев после истечения срока действия Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380) в правовом регулировании закупок при строительстве возвращается подход, согласно которому такие закупки исключаются из сферы действия Закона о государственных закупках.

Цитата
Законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 июля 2021 г. при проведении процедур закупок при строительстве (подп. 1.12 п. 1 Указа № 223).

Как и предшественники — Указ № 380 и действовавший до него Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», — Указ № 223 определяет виды процедур закупок при строительстве и случаи обязательного проведения каждого из них; случаи, когда организация здравоохранения, как заказчик, вправе по своему усмотрению выбрать один из видов процедур закупок, определенных в Указе № 223, а также ситуации, когда можно процедуры закупок не проводить; субъектов, которые не могут выступать участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (далее — предмет закупки).

Указ № 223, как и Указ № 380, предусматривает проведение четырех видов процедур закупок: подрядные торги, торги, переговоры, биржевые торги.

В отличие от предшественников Указ № 223 содержит перечень основных терминов и их определения, помещенные в отдельное приложение к данному Указу: работа; услуга; строительство; техническая модернизация; аварийно–восстановительный ремонт капитальных строений (зданий, сооружений); процедура закупки; закупка товаров при строительстве; вид товаров; преференциальная поправка; участник; участник-победитель; эксперт, экспертная организация; частный партнер.

В каких случаях необходимо применять Указ № 223?

Указ № 223 обязателен для применения в случаях, когда организация здравоохранения, как заказчик, осуществляет закупку предмета закупки с привлечением полностью либо частично средств:

  • республиканского бюджета;
  • местного бюджета;
  • государственного внебюджетного фонда;
  • внешнего государственного займа и внешнего займа, привлеченных под гарантии Правительства;
  • кредита белорусского банка, привлеченного под гарантии Правительства, облисполкома и Минского горисполкома (п. 1 Указа № 223).

Справочно: строительство — деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству, технической модернизации, сносу объекта, включающая оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (ч. 7 приложения 2 к Указу № 223).

В каких случаях Указ № 223 не применяется?

1. Прежде всего, это случаи, когда организация здравоохранения осуществляет строительство объекта полностью не за счет средств, перечисленных выше.

2. Также действие Указа № 223 не распространяется на закупку предмета закупки, если организация здравоохранения начала процедуру закупки до 1 июля 2019 г. или до этой даты заключила договор по результатам проведенной процедуры закупки.

Справочно: процедура закупки считается начатой со дня принятия решения руководителем организации здравоохранения, как заказчика, о ее проведении.

В этих случаях проведение процедур закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2019 г. (ч. 2 п. 6 Указа № 223).

3. Сам Указ № 223 предоставляет право организации здравоохранения как заказчику без осуществления процедур закупок при строительстве в соответствии с данным Указом и процедур государственных закупок в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг) определять организации при приобретении предмета закупки для осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций. Однако закупки в таких случаях необходимо предварительно согласовывать с государственным органом (организацией), которому организация здравоохранения подчинена либо в состав (систему) которого входит. А если такой государственный орган (организация) отсутствует, то по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту своего нахождения (абз. 6 подп. 1.8 п. 1 Указа № 223).

4. Указ № 223 также не распространяется на государственные закупки медицинских изделий, осуществляемые в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп. 1.2 п. 1 Указа № 223), в частности Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2019 г. № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».

Когда обязательно проведение подрядных торгов?

Процедура закупки путем подрядных торгов проводится, когда предметом закупки являются работы, услуги (подп. 1.1 п. 1 Указа № 223).

Проведение подрядных торгов является обязательным в следующих случаях:

1) при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин (на 11 июня 2019 г. это 153 тыс. руб. С 1 января 2019 г. базовая величина установлена в размере 25,5 руб. постановлением Правительства от 27 декабря 2018 г. № 956) и более, за исключением случаев, перечисленных в подп. 1.6 и 1.8 п. 1 Указа № 223 (подп. 1.4 п. 1 Указа № 223);

2) при строительстве объектов, по которым обязательным является проведение подрядных торгов в соответствии с подп. 1.4 п. Указа № 223, в случае размещения необходимых для строительства заказов на:

  • разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
  • выполнение проектных и изыскательских работ;
  • оказание инженерных услуг стоимостью 3 тыс. базовых величин и более;
  • выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. базовых величин и более (абз. 2, 3, 5, 6 подп. 1.5 п. 1 Указа № 223).

Когда обязательно проведение торгов?

Процедура закупки путем торгов (в т. ч. биржевых торгов) проводится, когда предметом закупки являются товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 223).

Проведение торгов является обязательным при строительстве объектов, по которым обязательно проведение подрядных торгов в соответствии с подп. 1.4 п. Указа № 223, в случае размещения необходимых для строительства заказов на закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. базовых величин и более (абз. 4 подп. 1.5 п. 1 Указа № 223).

Когда не обязательно проводить подрядные торги, торги, биржевые торги?

Случаи, когда подрядные торги, торги, биржевые торги проводить не обязательно, определены в подп. 1.6 п. 1 Указа № 223. Применительно к организациям здравоохранения как заказчикам, таковыми являются случаи, когда:

1) подрядные торги, торги либо биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-­победитель не определен или отказался от заключения договора;

2) заключаются договоры на:

  • выполнение работ по текущему ремонту;
  • внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика;
  • выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных в проектной, в т. ч. сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в т. ч. сметную, документацию в порядке, установленном законодательством;
  • аренду техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ.

В перечисленных случаях Указ № 223 предоставляет заказчику право самостоятельно выбрать вид процедуры закупки при закупке:

  • работ, услуг — подрядные торги либо переговоры;
  • товаров — торги, переговоры либо биржевые торги (подп. 1.7 п. 1 Указа № 223).

Кто не может выступать участником процедур закупок при строительстве?

Участниками процедур закупок при строительстве в соответствии с Указом № 223 не могут выступать:

Справочно: к организациям, указанным в абз. 2, 3, 5–8 п. 2 ст. 57 упомянутого Закона, относятся: лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве; лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве; юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо; юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в т. ч. признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации; организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве; учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.

Заключение

Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве должно определить Правительство. Ему же поручено до 1 июля 2019 г. обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с Указом № 223 и принять иные меры по его реализации.

Указ № 223 предоставил Правительству право устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и государств — членов Евразийского экономического союза, а также разъяснять вопросы применения данного Указа. 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
С 1 июля вступает в силу новое постановление о госзакупках.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (рег. № 5/46639 от 17 июня 2019 г.).
О чем?
Постановление определяет электронные торговые площадки для проведения открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений; пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки для применения процедуры запроса ценовых предложений (для товаров — более 300, но не более 1000 базовых величин; для работ (услуг) — более 300, но не более 3000 базовых величин); размеры преференциальных поправок и случаи их неприменения; случаи, когда допускается изменение условий договора; перечни товаров (работ, услуг): государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов; с участием субъектов малого и среднего предпринимательства; ежедневной и (или) еженедельной потребности и др.
Действие постановления не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления его в силу.
Вступает в силу: с 1 июля 2019 г.
Анонс: комментарий к постановлению читайте в журнале «Руководитель. Здравоохранение», № 7 (2019).

2338 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Особенности работы с обращениями (видеоматериалы)

Работа с обращениями граждан — это важный аспект деятельности любой организации, особенно в сфере государственного управления и общественных услуг. В условиях цифровиза...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 143
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок