7 июня 2019 г. Президент Беларуси подписал Указ № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223), который вступает в силу с 1 июля 2019 г.
Это означает, что спустя 6 месяцев после истечения срока действия Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380) в правовом регулировании закупок при строительстве возвращается подход, согласно которому такие закупки исключаются из сферы действия Закона о государственных закупках.
Цитата
Законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 июля 2021 г. при проведении процедур закупок при строительстве (подп. 1.12 п. 1 Указа № 223).
Как и предшественники — Указ № 380 и действовавший до него Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», — Указ № 223 определяет виды процедур закупок при строительстве и случаи обязательного проведения каждого из них; случаи, когда организация здравоохранения, как заказчик, вправе по своему усмотрению выбрать один из видов процедур закупок, определенных в Указе № 223, а также ситуации, когда можно процедуры закупок не проводить; субъектов, которые не могут выступать участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (далее — предмет закупки).
Указ № 223, как и Указ № 380, предусматривает проведение четырех видов процедур закупок: подрядные торги, торги, переговоры, биржевые торги.
В отличие от предшественников Указ № 223 содержит перечень основных терминов и их определения, помещенные в отдельное приложение к данному Указу: работа; услуга; строительство; техническая модернизация; аварийно–восстановительный ремонт капитальных строений (зданий, сооружений); процедура закупки; закупка товаров при строительстве; вид товаров; преференциальная поправка; участник; участник-победитель; эксперт, экспертная организация; частный партнер.
В каких случаях необходимо применять Указ № 223?
Указ № 223 обязателен для применения в случаях, когда организация здравоохранения, как заказчик, осуществляет закупку предмета закупки с привлечением полностью либо частично средств:
- республиканского бюджета;
- местного бюджета;
- государственного внебюджетного фонда;
- внешнего государственного займа и внешнего займа, привлеченных под гарантии Правительства;
- кредита белорусского банка, привлеченного под гарантии Правительства, облисполкома и Минского горисполкома (п. 1 Указа № 223).
Справочно: строительство — деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству, технической модернизации, сносу объекта, включающая оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (ч. 7 приложения 2 к Указу № 223).
В каких случаях Указ № 223 не применяется?
1. Прежде всего, это случаи, когда организация здравоохранения осуществляет строительство объекта полностью не за счет средств, перечисленных выше.
2. Также действие Указа № 223 не распространяется на закупку предмета закупки, если организация здравоохранения начала процедуру закупки до 1 июля 2019 г. или до этой даты заключила договор по результатам проведенной процедуры закупки.
Справочно: процедура закупки считается начатой со дня принятия решения руководителем организации здравоохранения, как заказчика, о ее проведении.
В этих случаях проведение процедур закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2019 г. (ч. 2 п. 6 Указа № 223).
3. Сам Указ № 223 предоставляет право организации здравоохранения как заказчику без осуществления процедур закупок при строительстве в соответствии с данным Указом и процедур государственных закупок в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг) определять организации при приобретении предмета закупки для осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций. Однако закупки в таких случаях необходимо предварительно согласовывать с государственным органом (организацией), которому организация здравоохранения подчинена либо в состав (систему) которого входит. А если такой государственный орган (организация) отсутствует, то по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту своего нахождения (абз. 6 подп. 1.8 п. 1 Указа № 223).
4. Указ № 223 также не распространяется на государственные закупки медицинских изделий, осуществляемые в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп. 1.2 п. 1 Указа № 223), в частности Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2019 г. № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».
Когда обязательно проведение подрядных торгов?
Процедура закупки путем подрядных торгов проводится, когда предметом закупки являются работы, услуги (подп. 1.1 п. 1 Указа № 223).
Проведение подрядных торгов является обязательным в следующих случаях:
1) при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин (на 11 июня 2019 г. это 153 тыс. руб. С 1 января 2019 г. базовая величина установлена в размере 25,5 руб. постановлением Правительства от 27 декабря 2018 г. № 956) и более, за исключением случаев, перечисленных в подп. 1.6 и 1.8 п. 1 Указа № 223 (подп. 1.4 п. 1 Указа № 223);
2) при строительстве объектов, по которым обязательным является проведение подрядных торгов в соответствии с подп. 1.4 п. Указа № 223, в случае размещения необходимых для строительства заказов на:
- разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
- выполнение проектных и изыскательских работ;
- оказание инженерных услуг стоимостью 3 тыс. базовых величин и более;
- выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. базовых величин и более (абз. 2, 3, 5, 6 подп. 1.5 п. 1 Указа № 223).
Когда обязательно проведение торгов?
Процедура закупки путем торгов (в т. ч. биржевых торгов) проводится, когда предметом закупки являются товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 223).
Проведение торгов является обязательным при строительстве объектов, по которым обязательно проведение подрядных торгов в соответствии с подп. 1.4 п. Указа № 223, в случае размещения необходимых для строительства заказов на закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. базовых величин и более (абз. 4 подп. 1.5 п. 1 Указа № 223).
Когда не обязательно проводить подрядные торги, торги, биржевые торги?
Случаи, когда подрядные торги, торги, биржевые торги проводить не обязательно, определены в подп. 1.6 п. 1 Указа № 223. Применительно к организациям здравоохранения как заказчикам, таковыми являются случаи, когда:
1) подрядные торги, торги либо биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора;
2) заключаются договоры на:
- выполнение работ по текущему ремонту;
- внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика;
- выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных в проектной, в т. ч. сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в т. ч. сметную, документацию в порядке, установленном законодательством;
- аренду техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ.
В перечисленных случаях Указ № 223 предоставляет заказчику право самостоятельно выбрать вид процедуры закупки при закупке:
Кто не может выступать участником процедур закупок при строительстве?
Участниками процедур закупок при строительстве в соответствии с Указом № 223 не могут выступать:
Справочно: к организациям, указанным в абз. 2, 3, 5–8 п. 2 ст. 57 упомянутого Закона, относятся: лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве; лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве; юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо; юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в т. ч. признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации; организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве; учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.
Заключение
Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве должно определить Правительство. Ему же поручено до 1 июля 2019 г. обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с Указом № 223 и принять иные меры по его реализации.
Указ № 223 предоставил Правительству право устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и государств — членов Евразийского экономического союза, а также разъяснять вопросы применения данного Указа.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
С 1 июля вступает в силу новое постановление о госзакупках.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (рег. № 5/46639 от 17 июня 2019 г.).
О чем?
Постановление определяет электронные торговые площадки для проведения открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений; пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки для применения процедуры запроса ценовых предложений (для товаров — более 300, но не более 1000 базовых величин; для работ (услуг) — более 300, но не более 3000 базовых величин); размеры преференциальных поправок и случаи их неприменения; случаи, когда допускается изменение условий договора; перечни товаров (работ, услуг): государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов; с участием субъектов малого и среднего предпринимательства; ежедневной и (или) еженедельной потребности и др.
Действие постановления не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления его в силу.
Вступает в силу: с 1 июля 2019 г.
Анонс: комментарий к постановлению читайте в журнале «Руководитель. Здравоохранение», № 7 (2019).