В сложной эпидемиологической ситуации, вызванной распространением инфекции коронавируса, система здравоохранения Беларуси несет колоссальную нагрузку. С одной стороны, это связано с резким ростом числа инфицированных лиц, введением особого режима работы с пациентами, имеющими симптомы респираторной инфекции. С другой — с высокими рисками инфицирования медицинских работников и фактическими случаями инфицирования. В связи с этим одна из основных проблем сегодня в государственных организациях здраво­охранения — это перегруженность медицинского персонала в связи с недостаточным количеством работников и увеличившимися объемами работ.

Одновременно с этим в негосударственном секторе здравоохранения уровень нагрузки на медицинских работников снижается в связи с уменьшением количества пациентов по всем направлениям медицинских услуг. Особенно ощутим спад в стоматологии и гинекологии. Уровень доходов частных клиник падает, снижается занятость медицинских работников и, как следствие, их заработок.

Учитывая указанные обстоятельства, в сложившейся ситуации в обоюдных интересах государственного и частного секторов здравоохранения, по нашему мнению, можно было бы воспользоваться новеллой Трудового кодекса — ст. 32-1, которая регулирует временный перевод работников. Согласно данной статье ТК по желанию работника наниматель может перевести его на другую работу, в т. ч. и в другую местность, а также к другому нанимателю (не более чем на 6 месяцев). То есть, опираясь на данную норму, можно рассматривать для реализации на практике следующие варианты:

  • медицинский работник переводится из одной государственной медицинской организации в другую (в пределах одного населенного пункта или в другой населенный пункт);
  • медицинский работник из негосударственной медицинской организации переводится в государственную (в пределах одного населенного пункта или в другой населенный пункт).

Условия временного перевода

При переводе работника к другому нанимателю не нужно заключать новый трудовой договор. Срок такого перевода не может превышать срок действия его трудового договора, если это, например, контракт. Оформление такого перевода оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с указанием причин, срока временного перевода, а также работы, на которую работник переводится, и условий оплаты труда. Работника необходимо ознакомить с приказом под роспись.

Правоотношения организаций здравоохранения реализуются на основании заключенного гражданско-­правового до­говора. В нем отражаются условия труда работника, срок, на который он переводится, оплата труда и т. д. При этом принимающей организации не нужно будет вносить изменения в штатное расписание в связи с работой временного работника, т. е. наличие (введение) штатной единицы в штатном расписании не требуется. Заработная плата работнику будет выплачиваться по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ч. 1 ст. 68 ТК).

При реализации первого варианта оплата труда будет производиться организацией, с которой у работника заключен трудовой договор. При реализации второго варианта в гражданско-­правовом договоре между организациями можно предусмотреть способ и размер оплаты труда работника принимающей организацией путем перечисления финансовых средств частной организации — нанимателю работника.

Расчеты между организациями

Учитывая экономическую ситуацию, которая сопровождает эпидемию коронавируса, на уровне временных нормативных правовых актов можно было бы урегулировать следующие вопросы:

  • при переводе денежных средств по гражданско-­правовому договору о временном переводе работника (с целью оплаты труда работника) не относить данные средства к прибыли частной клиники и, соответственно, не облагать их налогом;
  • подоходный налог с физических лиц удерживать в пользу частной клиники. Это позволит получить хоть ­какую-то прибыль для осуществления хозяйственной деятельности (будет являться государственной поддержкой в сложившейся экономической ситуации).

Таким образом, государственная организация здравоохранения перечисляет денежную сумму на заработную плату работнику в частную клинику — нанимателю работника. Из этой суммы делаются соответствующие отчисления (в ФСЗН, профсоюз и др.) и подоходный налог, который пойдет на осуществление хозяйственной деятельности частной клиники (оплата коммунальных услуг, кредитов, аренды и т. д.).

Заключение

Предложенные меры (при принятии временных нормативных правовых актов), на наш взгляд, способны решить некоторые проблемы, которые возникли (могут возникнуть) в связи с эпидемией COVID‑2019.

В государственных организациях здравоохранения это позволит перераспределить медицинские кадры в соответствии с эпидемической ситуацией, что позволит разгрузить персонал, работающий непосредственно в местах госпитализации пациентов с COVID‑19, обеспечить непрерывную медицинскую помощь пациентам. При этом врачи-­специалисты узких специальностей, у которых в настоящее время имеет место снижение нагрузки, смогут оказать помощь в борьбе с COVID‑19, сохранить основное рабочее место и заработную плату.

В негосударственных организациях здравоохранения это позволит сохранить рабочие места медицинских работников и даст им возможность продолжить трудовую деятельность с получением заработной платы. Организации это позволит покрыть свои расходы, денежные обязательства перед кредитодателями, арендодателями.  


1617 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок