Вопрос, связанный с отменой регулирования цен на медицинские услуги, довольно непростой и чувствительный в социальном плане. Диалог-дискуссия по поводу отмены регулирования цен на стоматологические и диагностические услуги длится уже не один год.
Со стороны медицинского бизнеса ее активными участниками выступают ОО «Белорусский союз предпринимателей», СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства», Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М. С. Кунявского, «Экомедсервис», «Инвитро», а также ряд других частных медицинских компаний; со стороны государственных органов — Министерство здравоохранения, Министерство экономики, Министерство антимонопольного регулирования и торговли.
Так почему же почти 10 лет не удается выработать единое компромиссное решение и продвинуться в решении этого вопроса?
Полагаем, одна из основных причин в том, что в данном вопросе экономика неотделима от политики.
Медицинский бизнес видит в изменении политики ценообразования возможности для бизнеса и экономики — развитие медицинского бизнеса, увеличение налоговых поступлений в госбюджет. При этом в качестве ограничителя критического роста тарифов в случае их либерализации выступает высокая степень конкуренции на рынке медицинских услуг.
Государство видит в существующем регулировании цен на медицинские услуги возможности для продолжения взятого курса социальной политики, направленного на сохранение социально-экономической стабильности, предлагая медицинскому бизнесу предоставить подтверждение того, что действующее тарифное регулирование этому самому бизнесу экономически невыгодно, в частности по причине того, что влечет его убыточность.
Проанализировав обращения упомянутых выше представителей бизнес-союзов в адрес Правительства и Министерства здравоохранения, а также полученные ответы, мы пришли к выводу, что либерализации тарифов на медицинские услуги противостоят тарифы на услуги связи, электроснабжения, водоснабжения, отопление, ставки арендной платы, рост которых многие годы дает фору росту регулируемым тарифам на медицинские услуги в силу покровительства над ними государства. К обстоятельствам, уменьшающим шансы тарифов на медицинские услуги на либерализацию, также можно отнести невысокие темпы роста доходов населения (или их снижение) и ценовую ситуацию в стране в целом на определенном этапе. Вот и выходит, что год от года диалог по либерализации тарифов на медицинские услуги между заинтересованными сторонами не прекращается, но принятие решения по ключевым вопросам прокрастинируется, притом что позиции сторон, в частности бизнес-сообщества, давно определены и они достаточно ясные. Думаем, имеет смысл их рассмотреть, чтобы был понятен предмет текущего диалога заинтересованных сторон.
Варианты предложений по регулируемым тарифам на медицинские услуги
Как известно, в Беларуси действует двойное регулирование тарифов на платные медицинские услуги: путем установления предельных максимальных тарифов, а в рамках их — предельного норматива рентабельности. Иногда к ним добавляют третий элемент — нормы времени на оказание платных медицинских услуг, которые также сковывают возможности частного медицинского бизнеса.
1. Первая позиция заключается в отмене регулирования тарифов на стоматологические и диагностические медицинские услуги путем отмены предельных тарифов и уровня рентабельности. При этом предлагается регулировать тарифы только в случае необходимости, во избежание значительного их роста (более 30 % в месяц), анализируя ситуацию на рынке платных медицинских услуг, на срок не более 90 дней в году, а Министерству здравоохранения — самому регулировать тарифы организаций здравоохранения внутри ведомства. Вместе с тем допускается сохранение регулирования тарифов на услуги по медицинскому освидетельствованию (предложение ОО «Белорусский союз предпринимателей»).
2. Согласно второй позиции следует отменить регулирование тарифов на стоматологические и диагностические услуги путем отмены предельных тарифов, оставив регулирование путем установления предельного уровня рентабельности в размере 30 %.
3. Еще одна актуальная позиция состоит в отмене предельных тарифов, но введении регулирования на все медицинские услуги (даже те, которые уже имеют свободное ценообразование) путем установления предельного уровня рентабельности в размере 30 % (предложение Министерства здравоохранения, озвученное на заседании общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при Министерстве здравоохранения).
Что касается предложения о сохранении регулирования тарифов на медицинские услуги только в отношении государственных организаций здравоохранения и изменении для негосударственных, то еще в 2012 г. Министерство здравоохранения, присоединяясь к мнению Министерства экономики, подчеркнуло, что разные подходы к регулированию тарифов на платные медицинские услуги для субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности при сохранении действующего регулирования тарифов для государственных учреждений здравоохранения приведут к неконтролируемому росту стоимости медицинских услуг, их недоступности для большей части населения республики и оттоку пациентов из «платной коммерческой медицины» в бюджетные организации, что создаст дополнительные очереди в государственных учреждениях здравоохранения. При этом из-за разных условий оплаты труда, увеличения врачебной нагрузки квалифицированные кадры уйдут в частные медицинские центры.
На текущий момент диалог между заинтересованными сторонами продолжается. Как нам видится, приблизить его к результату может активная позиция и участие большей части представителей медицинского бизнес-сообщества. Но готова ли она к этому?..
Денис ЧИМЕРЕНКО,
выпускающий редактор