Последствия включения в прейскурант тарифа на медицинские услуги с учетом стоимости медицинских товаров

Пацай Виктор

партнер «Юридической компании ЮКОН»

1073 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Как известно, в перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, далее — МАРТ) включены:

Установление и применение тарифов на перечисленные услуги государственными и негосударственными организациями здравоохранения, индивидуальными предпринимателями (далее — организации здравоохранения) осуществляется в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги» от 3 февраля 2015 г. № 14 (далее — постановление № 14) и утвержденной им Инструкцией с соблюдением установленных предельных максимальных тарифов на указанные услуги, предельного норматива рентабельности и предельных максимальных надбавок.

Организации здравоохранения должны устанавливать тарифы на указанные медицинские услуги без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, которые оплачиваются заказчиками дополнительно. Установленные тарифы помещаются в прейскуранты (п. 9, 11 Инструкции).

В постановлении № 14 и Инструкции буквально не указано, в каком виде организации здравоохранения должны включать в свои прейскуранты цены на регулируемые медуслуги. То есть некоторые полагают, что, поскольку форма прейскуранта законодательством не установлена и нет буквального указания на то, в каком виде цены на медицинские услуги должны отражаться в прейскуранте, их можно указывать так, как это будет удобно организации здравоохранения или потребителю.

Однако это не так. В подтверждение этому рассмотрим одно судебное дело.

Обстоятельства дела

По результатам проверки, проведенной должностными лицами МАРТ в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) в негосударственной организации здравоохранения, было установлено, что в данной организации тарифы на предлагаемые регулируемые медуслуги были включены в прейскурант с учетом стоимости применяемых изделий медицинского назначения. Увидев в этом нарушение п. 9, 11 Инструкции, должностное лицо МАРТ составило протокол об административном правонарушении и направило материалы дела в суд для рассмотрения вопроса о привлечении должностного лица организации здравоохранения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.4 КоАП.

Справочно: ч. 1 ст. 12.4 КоАП предусмотрена административная ответственность должностного лица юридического лица или индивидуального предпринимателя в виде штрафа в размере до 40 базовых величин за нарушение порядка формирования и (или) применения цен (тарифов).

Постановлением экономического суда области от 19 ноября 2018 г. должностное лицо организации здравоохранения признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.4 КоАП, и на него наложен штраф в размере 8 базовых величин (196 руб.).

Не согласившись с постановлением суда, женщина (должностное лицо) обратилась с жалобой в вышестоящую инстанцию.

Содержание и доводы жалобы

В жалобе женщина просила постановление экономического суда отменить и производство по делу прекратить, полагая неправильным применение органом, ведущим административный процесс, норм законодательства, ссылаясь на проведение проверки в нарушение п. 1 Указа № 510; на отсутствие установленной законодательством формы прейскуранта на медицинские услуги; на отсутствие в п. 11 Инструкции запрета на помещение в прейскурант цен с учетом стоимости изделий медицинского назначения; на положения Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей».

Решение экономического суда области по жалобе

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав лицо, в отношении которого ведется административный процесс, и представителей органа, ведущего административный процесс, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 9 Инструкции тарифы на платные медицинские услуги устанавливаются юридическими лицами без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, которые оплачиваются заказчиками дополнительно. Согласно п. 11 Инструкции установленные юридическими лицами тарифы на платные медицинские услуги помещаются в прейскуранты.

То есть в прейскурант должны помещаться утвержденные юридическим лицом тарифы, а помещение в прейскурант утвержденного тарифа с учетом стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов не соответствует требованиям Инструкции. Возможность помещения в прейскурант каких-либо иных, не утвержденных юридическим лицом тарифов (цен) не предусмотрено и иными актами законодательства.

Доводы о проведении проверки в нарушение п. 1 Указа № 510 не нашли своего подтверждения исходя из норм Указа, фактических обстоятельств и материалов дела.

Постановление экономического суда области оставлено без изменения, а жалоба — без удовлетворения. 

Правительство обновило перечень медицинских противопоказаний к владению оружием
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2019 г. № 92 «Об утверждении перечня заболеваний и физических недостатков граждан, при наличии которых противопоказано владение оружием» (рег. № 5/46160 от 14 февраля 2019 г.).
О чем?
Постановление утвердило перечень заболеваний и физических недостатков граждан, при наличии которых противопоказано владение оружием, взамен аналогичного перечня, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2012 г. № 709.
Министерству здравоохранения поручено определить условия, при соблюдении которых возможно владение оружием гражданами при наличии заболеваний и физических недостатков, указанных в подп. 1.4, 1.7, 1.12, 1.13 п. 1 и подп. 4.2 п. 4 утвержденного перечня, а также принять меры по реализации постановления до его вступления в силу.
Вступает в силу с 16 апреля 2019 г.


1073 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Вступил в силу Закон от 25 октября 2023 года “Об изменении законов по вопросам здравоохранения”

Основная задача, на которую направлен данный Закон – это обеспечение обеспечению качества и доступности медицинской помощи.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 109
5

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 25.01.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2042
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок