Модернизация объекта организации здравоохранения: новые подходы в законодательстве
Поможет: разобраться с порядком действий при модернизации объекта организации здравоохранения.
Поможет: разобраться с порядком действий при модернизации объекта организации здравоохранения.
Последовательный процесс совершенствования законодательства, осуществляемый в Республике Беларусь, затронул в т. ч. и сферу строительной деятельности.
23 июля 2024 г. вступил в силу Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — Кодекс), в котором обобщены практически все основополагающие НПА, регламентирующие строительство объектов на всех его стадиях.
Основной новацией Кодекса стало упрощение требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Строительная деятельность (строительство) включает в себя в т. ч. модернизацию объекта (подп. 1.7 п. 1 ст. 78 Кодекса), которая является одним из самых востребованных видов строительных работ.
Модернизация связана с повышением потребительских качеств объектов, инженерных и транспортных коммуникаций, их частей и (или) элементов, приведением эксплуатационных показателей к уровню обязательных для соблюдения требований технических НПА и представляет собой совокупность:
Ранее модернизацию не признавали отдельным видом строительства, ее рассматривали как вид реконструкции. В соответствии с п. 11, абз. 4 п. 13 первоначальной редакции Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства (утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2022 № 66) вид строительной деятельности обозначали с учетом принципа поглощения реконструкцией модернизации, а модернизацией — капитального ремонта. Данное нормативное закрепление запрещало одновременно на одном объекте строительства в рамках одной проектной документации производить возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию и капитальный ремонт.
Соответственно, для осуществления модернизации, как и реконструкции, необходимо было получать разрешительную, предпроектную (предынвестиционную) и проектную документацию.
Данное обстоятельство в некоторой степени затрудняло процесс организации производства работ, т. к. он был существенно отягощен перечнем обязательных административных процедур, которые в свою очередь были времязатратны, а также способствовали проявлению бюрократии и коррупции.
С момента вступления в силу Кодекса модернизация приобрела статус самостоятельного вида строительства и свой, более упрощенный, порядок оформления. Для ее осуществления в настоящее время не нужно получать разрешительную документацию, а предпроектная (предынвестиционная) документация готовится в сокращенном объеме в форме задания на разработку проектной документации (подп. 2.1 п. 2 ст. 66 Кодекса).
Состав разделов и перечень требований, включаемых в задание на проектирование зданий и сооружений, определяется заказчиком с привлечением (при необходимости) специализированной (проектной или инженерной) организации и может уточняться при подготовке договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ. Задание на проектирование включается в конкурсную документацию по выбору проектной организации и подписывается руководителем (представителем) проектной организации — победителя конкурса при заключении договора подряда в подтверждение согласия с указанным заданием.
Проектная документация на модернизацию выполняется в соответствии:
При разработке проектной документации на модернизацию определяется перечень работ. Решение о комплексе подлежащих выполнению работ принимается заказчиком совместно с проектной организацией в зависимости от функциональной и экономической необходимости с учетом результатов обследования и достижения целей, определенных термином «модернизация».
Это важно
Сметная документация включается в состав проектной документации в обязательном порядке.
Определение сметной стоимости строительства (модернизации) объекта и составление сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении осуществляются на основании Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.04.2023 № 39, в ред. от 02.05.2024).
Порядок и сроки согласования проектной документацией определены подп. 3.14.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548, в ред. от 11.12.2024), Регламентом административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 3.14.1 «Согласование проектной документации на строительство, изменений в проектную документацию, требующих ее повторного утверждения» (утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.01.2022 № 9, в ред. от 03.06.2024).
Для согласования проектная документация вместе с заявлением подается в территориальное подразделение архитектуры и градостроительства.
Указанные документы могут быть поданы в письменной форме посредством почтовой связи, нарочным (курьером) либо в ходе приема заинтересованного лица.
Это важно
Административная процедура по согласованию проектной документации осуществляется бесплатно.
Срок осуществления административной процедуры составляет 15 дней, а при необходимости проведения дополнительной проверки с выездом на место, большого объема работ для изучения — 1 месяц.
По результатам осуществления административной процедуры выдается письмо о согласовании проектной документации.
На объекте модернизации допускается производить работы хозспособом (собственными силами организации) или с привлечением одной или нескольких подрядных организаций. При необходимости работы могут выполняться сочетанием двух способов.
В случае привлечения к осуществлению модернизации объекта подрядчика заказчик заключает договор строительного подряда с организацией, имеющей соответствующий аттестат (для объектов 1–4‑го классов сложности).
Это важно
При выполнении работ по модернизации обязательным является осуществление технического надзора.
Главой 25 Кодекса определен порядок приемки в эксплуатацию приемочными комиссиями законченных модернизацией объектов.
В состав приемочных комиссий в обязательном порядке включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика — при наличии договора строительного подряда), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации (при наличии), местного исполнительного и распорядительного органа. Кроме того, в состав приемочных комиссий при необходимости могут быть включены представители других государственных органов, иных организаций по согласованию с этими органами, организациями.
Приемочные комиссии назначаются не позднее чем за 30 дней до начала приемки объекта в эксплуатацию (пп. 1, 3 и 4 ст. 106 Кодекса).
В случае заключения договора строительного подряда подрядчик представляет приемочной комиссии документы в соответствии с приложением 10 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии» (в ред. от 22.07.2024), а заказчик — в соответствии с приложением 11.
Приемка объекта в эксплуатацию после модернизации оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию, который подписывают все члены приемочной комиссии.
Отказ члена приемочной комиссии от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию оформляется письменно не позднее даты окончания работы приемочной комиссии с обоснованием причин отказа.
Это важно
В случае непредставления членом приемочной комиссии письменного отказа от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию с обоснованием причин такого отказа член приемочной комиссии обязан подписать указанный акт.
По окончании работы приемочной комиссии ее председатель представляет акт приемки объекта в эксплуатацию лицу (в орган), назначившему приемочную комиссию, для его утверждения или мотивированное заключение о неготовности объекта к эксплуатации.
Акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается решением (приказом, постановлением, распоряжением) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, в течение 15 дней со дня его подписания членами приемочной комиссии. Решение должно содержать:
Датой приемки объекта в эксплуатацию, началом течения гарантийного срока эксплуатации, а также срока эксплуатации объекта считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию (пп. 1–4, 7 и 8 ст. 114 Кодекса).