Нововведения в проведении процедуры закупки из одного источника с 13 марта 2020 года

Что изменилось с 13.03.2020 в требованиях к способам изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника? Какие новые сведения необходимо указывать в справке о проведенной процедуре закупки из одного источника?

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

2401 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 13.03.2020 вступило в силу постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Респуб­лики Беларусь от 24.02.2020 № 16 (далее — постановление № 16), которое внесло важные изменения в порядок проведения закупки товаров (работ, услуг) из одного источника.

Напомним, закупка товаров (работ, услуг) из одного источника — это вид процедуры государственной закупки, который организация здравоохранения как заказчик вправе применить в случаях, предусмотренных приложением к Закону о государственных закупках. В частности:

  • при признании несостоявшейся проведенной (в т. ч. повторно) процедуры закупки в виде электронного аукциона, запроса ценовых предложений, открытого (закрытого) конкурса (п. 7 приложения; абз. 3 п. 2 ст. 27 Закона о государственных закупках);
  • при приобретении товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин (п. 9 приложения);
  • в случае возникновения потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в т. ч. чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов про­цедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно (п. 5 приложения).

При проведении закупки из одного источника организация здравоохранения предлагает заключить договор одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) либо нескольким (если предмет государственной закупки разделен на части (лоты)).

Для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) организация здравоохранения обязана провести изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, т. е. в соответствии с постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее — постановление № 30), в которое и внесены изменения постановлением № 16.

Изменен перечень способов изучения конъюнктуры рынка

До 13.03.2020 организация здравоохранения имела право и одновременно была обязана проводить изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, способами, перечисленными в подп. 1.1 п. 1 постановления № 30.

Если процедура закупки из одного источника проводилась на основании п. 7 приложения к Закону о государственных закупках, то организация здравоохранения была обязана:

  • направить запросы о предоставлении сведений участникам процедуры государственной закупки, признанной несостоявшейся (абз. 3 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления № 30);
  • направить запросы о предоставлении сведений, кроме обозначенных выше участников, не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в сети Интернет (абз. 2 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления № 30);
  • изучать информацию о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс--листах, а также информацию, размещенную потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в сети Интернет, электронных торговых площадках (абз. 4 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления № 30).

С 13.03.2020 постановление № 16 в дополнение к перечисленным способам изучения конъюнктуры рынка предоставило право организации здравоохранения как заказчику (при проведении процедуры закупки из одного источника в соответствии с п. 7 приложения к Закону о государственных закупках) размещать запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок.

Справочно: электронными торговыми площадками являются:

Если процедура закупки из одного источника проводилась на основании п. 9 приложения к Закону о государственных закупках для приобретения товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 базовых величин включительно, то в дополнение к способам изучения конъюнктуры рынка, предусмотренным абз. 2 и 4 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления № 30, организация здравоохранения была обязана разместить запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок (абз. 5 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления № 30). В данном случае это обязательно и после 13.03.2020.

Другим важным нововведением постановления № 16 является то, что в случае размещения запросов о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок при проведении процедуры закупки из одного источника в соответствии с п. 7 и 9 приложения к Закону о государственных закупках организация здравоохранения вправе не направлять запросы о предоставлении сведений, предусмотренные абз. 2 и 3 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления № 30, а также не изучать информацию, предусмотренную абз. 4 ч. 1 указанного подпункта. То есть достаточно разместить запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок.

Изменен объем сведений в справке о проведении процедуры закупки из одного источника

В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 49 Закона о государственных закупках по результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчик не позднее пяти рабочих дней со дня заключения договора составляет и утверждает справку. Утверждает справку руководитель организации здравоохранения или уполномоченный им заместитель.

Сведения, которые должны быть отражены в справке, условно разделим на три группы:

1. Сведения, предусмотренные абз. 2–7 ч. 2 п. 3 ст. 49 Закона о государственных закупках:

  • наименование вида процедуры государственной закупки и основание для его выбора;
  • наименование предмета государственной закупки, его объем (количество);
  • наименование и код предмета государственной закупки в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;
  • наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) — для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) заказчика (организатора);
  • сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка, в т. ч. наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), — для физического лица, в т. ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) каждого потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены предлагаемых ими товаров (работ, услуг);
  • наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), — для физического лица, в т. ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор.

2. Сведения, установленные абз. 2–4 подп. 1.4 п. 1 постановления № 30 до 13.03.2020, обязательные и после этой даты:

  • сведения о соответствии поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор государственной закупки, требованиям к участникам, установленным заказчиком в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о государственных закупках;
  • указание источника финансирования государственной закупки;
  • ориентировочная стоимость предмета государственной закупки.

3) Сведения, которыми подп. 1.4 п. 1 постановления № 30 дополнен постановлением № 16 с 13.03.2020:

  • наименование страны происхождения товара (работы, услуги);
  • дата заключения договора государственной закупки и его номер (при наличии);
  • цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), являющегося предметом договора государственной закупки, в т. ч. цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству и тариф за единицу работы или услуги, если при описании предмета государственной закупки заказчик руководствовался правилами aбз. 3 п. 4 ст. 21 Закона о государственных закупках;
  • цена договора государственной закупки в белорусских руб­лях (в отношении договоров государственных закупок, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок в иностранной валюте, — в белорусских руб­лях по курсу Национального банка на дату заключения договора государственной закупки).

Напомним, на сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен реализована возможность проведения процедуры закупки из одного источника в электронном виде. На текущий момент организация здравоохранения вправе воспользоваться такой возможностью, но не обязана. При проведении процедуры закупки из одного источника в электронном формате она завершается формированием заказчиком справки о проведении процедуры госзакупки с использованием функционала автоматического формирования документа на основании ранее размещенных докумен­тов и сведений.

Дополнительно по темепосмотреть
Другие статьи авторапосмотреть

2401 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Производственный контроль, требования и практические советы (видеоматериалы)

Производственный контроль — контроль, обеспечиваемый производителем продукции (товаров), работ и услуг, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодате...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 120
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок