Организуем работу по реализации Декрета № 18

Организации здравоохранения не только оказывают медицинскую помощь, но и задействованы в ряде процессов, направленных на защиту отдельных категорий граждан. Некоторую часть такой деятельности составляет работа с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В чем же заключается данная работа и как ее организовать, расскажем в статье.

Кралько Алексей

кандидат медицинских наук, доцент

995 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Для обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов.

Основные нормы по государственной защите детей содержатся в:

В реализации данных правовых норм задействованы различные государственные органы и организации, в т. ч. организации здравоохранения.

Основные направления деятельности

Анализ законодательства позволяет говорить о том, что организации здравоохранения в целях государственной защиты детей обязаны работать по следующим основным направлениям:

  • участвовать в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении;
  • обеспечивать в установленном порядке круглосуточный прием и содержание несовершеннолетних в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите;
  • организовывать прохождение мед­осмотров родителями таких детей (далее — обязанные лица) для определения наличия либо отсутствия у обязанного лица заболеваний, при которых оно не может выполнять родительские обязанности.

Выявление детей, находящихся в социально опасном положении

В соответствии с ч. 2 п. 1 Декрета № 18 при обнаружении фактов, свидетельствующих о нахождении детей в социально опасном положении, организации здравоохранения должны немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних либо в орган опеки и попечительства или другие уполномоченные государственные организации.

Справочно: более подробная регламентация действий по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, содержится в Положении о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (утв. постановлением № 22).

Организация здравоохранения может выявить неблагоприятную для детей обстановку при:

  • осуществлении патронажа;
  • вызове врача на дом;
  • выездах скорой медицинской помощи;
  • медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде;
  • оказании медицинской помощи или медицинских услуг в других случаях.

Важно
При посещении пациентов на дому медицинские работники должны обращать внимание на критерии и показатели социально опасного положения.

Медицинские работники могут установить следующие показатели социально опасного положения ребенка:

1) родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи или же систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей);

2) родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его здоровью или жизни;

3) родители не контролируют поведение и местонахождение ребенка, вследствие чего ребенок самовольно уходит из дома, бродяжничает или совершает попытку суицида;

4) в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;

5) установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

В случае, если установлено, что ребенок находится в социально опасном положении ввиду того, что родители ведут аморальный образ жизни и оказывают вредное воздействие на детей, комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения ребенка в трехдневный срок может быть принято решение о:

  • признании ребенка нуждающимся в государственной защите;
  • отобрании ребенка у родителей (единственного родителя);
  • установлении ребенку статуса детей, оставшихся без попечения родителей;
  • помещении ребенка на государственное обеспечение.

Справочно: отобрание ребенка осуществляется не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних.

При этом орган опеки и попечительства в исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка вправе принимать решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц.

Руководителю на заметку
К таким случаям относится отказ родителей или законных представителей от проведения ребенку сложного медицинского вмешательства.

Алгоритм действий медработников в данном случае следующий.

Шаг 1. Сообщить информациюв комиссию

При наличии письменного отказа законных представителей от проведения сложного медицинского вмешательства несовершеннолетнему, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии, администрация организации здравоохранения обязана немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних (орган опеки и попечительства, органы внутренних дел) для принятия последующих решений.

Шаг 2. Проинформировать законных представителей

Необходимо проинформировать законных представителей несовершеннолетнего пациента под роспись в медицинской документации о направлении сведений о существующей непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего в органы опеки и попечительства в связи с их отказом от проведения сложного медицинского вмешательства ребенку.

Шаг 3. Проинформировать вышестоящую организацию

Руководитель организации здравоохранения информирует о случае отказа родителей от проведения сложного медицинского вмешательства ребенку и принятых мерах начальника управления здравоохранения облисполкома (председателя комитета по здравоохранению Мингорисполкома).

Выдача заключений ВКК

Наиболее часто от организаций здравоохранения требуется заключение врачебно-­консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности (далее — заключение ВКК).

Копия заключения ВКК необходима для суда, который рассматривает требования о взыскании с родителей расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Важно
В случае вынесения решения об отобрании ребенка (ч. 4 п. 1 Декрета № 18) заключение ВКК должно быть представлено в управление (отдел) образования в 10‑дневный срок.

Организация прохождения медосмотров обязанными лицами

Для организации прохождения мед­осмотров обязанными лицами в организации здравоохранения можно использовать следующий алгоритм работы.

Шаг 1.  Уведомление органа внутренних дел о сопровождении обязанного лица

Явку обязанного лица в организацию здравоохранения для прохождения мед­осмотра обеспечивает орган внутренних дел. При необходимости организация здравоохранения уведомляет орган внутренних дел о сопровождении обязанного лица при прохождении медосмотра.

Шаг 2.   Непосредственное проведение медосмотра

Порядок организации прохождения медосмотров обязанными лицами установлен Инструкцией о порядке организации прохождения медицинских осмотров обязанными лицами (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.07.2009 № 80/222, в ред. от 21.01.2016, далее — Инструкция № 80/222).

Организация здравоохранения обес­печивает прохождение медосмотра обязанным лицом в течение трех рабочих дней, а при необходимости дополнительного медицинского обследования — в течение пяти рабочих дней.

Справочно: в случае, если обязанное лицо в установленный срок не явилось на медосмотр или не прошло мед­осмотр, орган внутренних дел не позднее четырех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или сообщения взыскателя выносит официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает явку обязанного лица в соответствующую организацию здравоохранения, а также сопровождение при прохождении медосмотра.

Таким образом, организации здравоохранения необходимо сообщить о неявке лица для прохождения медосмотра в орган внутренних дел, однако такое информирование осуществляется только по запросу органа внутренних дел о явке (неявке) обязанного лица в организацию здравоохранения (абз. 6 п. 7 Инструкции № 80/222).

Шаг 3.  Выявление противопоказаний к некоторым видам работ

В ходе медосмотра для определения наличия либо отсутствия у обязанного лица заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, одновременно обязанному лицу определяются противопоказанные по состоянию здоровья работы и неблагоприятные производственные факторы для решения вопроса о его трудоустройстве.

Шаг 4.  Выдача соответствующего заключения

Речь идет о выдаче заключения ВКК.

Справочно: выдача заключения ВКК предусмотрена подп. 7.2.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», в ред. от 12.10.2021).

Форма заключения ВКК установлена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.07.2010 № 83 «Об установлении формы заключения врачебно-­консультационной комиссии и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2008 г. № 103».

Руководителю на заметку
Перечень заключений, выдаваемых ВКК, установлен приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12.2021 № 1716 «Об утверждении перечня заключений врачебно-­консультационных комиссий, выдаваемых организациями здравоохранения» (в ред. от 27.05.2022, далее — приказ № 1716).

В соответствии с приказом № 1716 ВКК формулируют заключение следующим образом: «Имеется (отсутствует) заболевание, при котором родитель не может выполнять родительские обязанности».

При этом ВКК руководствуются перечнем заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2010 № 36 «Об утверждении перечня заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 августа 2005 г. № 25»).

Важно
Важность заключения ВКК состоит в том, что расходы на содержание детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья.

Ответственность организации здравоохранения

Персональную ответственность за организацию прохождения медосмотров обязанными лицами несет руководитель организации здравоохранения, а за обес­печение их явки и при необходимости сопровождение в организации здравоохранения — начальник органа внутренних дел.

Поэтому в организации здравоохранения важно грамотно организовать прохождение медосмотров обязанными лицами и межведомственное взаимодействие по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, что имеет конечной целью сохранение их здоровья и благополучия.

Примерный перечень действий руководителя организации здравоохранения по обеспечению организации прохождения медосмотров обязанными лицами

995 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 23.02.2024)

Здесь вы найдете информацию о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам при принятии их на работу в санаторно-курортную организацию и в процессе трудово...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1401
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок