Отменят ли в 2019 г. регулирование цен на медицинские услуги?

Чимеренко Денис

выпускающий редактор журнала «Руководитель. Здравоохранение»

1283 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В связи с проявляемым читателями журнала «Руководитель. Здравоохранение» интересом к теме отмены регулирования тарифов на стоматологические и диагностические медицинские услуги мы обобщили вопросы читателей и обратились в Министерство здравоохранения за ответами. Для понимания интересующей читателей информации по данной теме сначала приведем направленные в Мин­здрав вопросы, затем письмо, содержащее ответ Министерства, и комментарий к полученному ответу.

Направленные в Минздрав вопросы

В Министерство было направлено 6 вопросов:

  1. Достигнут ли на текущий момент консенсус между Министерством здравоохранения и бизнес-союзами по варианту отмены регулирования тарифов на медицинские услуги? Если достигнут, то по какому варианту (полная отмена регулирования, регулирование только размера максимальной рентабельности, др.)? Если не достигнут, то какой вариант считает приемлемым Министерство здравоохранения и почему не согласно с вариантом, который предлагают бизнес-союзы?
  2. Какова вероятность того, что до окончания текущего года будут внесены изменения в законодательство, касающиеся регулирования тарифов на медицинские услуги, или по крайней мере в Правительство будет внесено согласованное предложение о внесении таких изменений?
  3. Достаточно ли инициативы Министерства здравоохранения для отмены регулирования тарифов на медицинские услуги или хотя бы отмены их двойного регулирования? Имеются ли возражения Правительства по данному вопросу? Если имеются, то в чем они заключаются?
  4. Как частные организации здравоохранения могут содействовать достижению консенсуса по вопросу отмены регулирования тарифов на медицинские услуги и скорейшему его решению?
  5. В 2014 и 2016 гг. из перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения, исключены консультации врачей-специалистов и профилактические и обязательные медицинские осмотры граждан соответственно. Привело ли это к резкому и существенному росту цен на данные услуги, в связи с чем можно опасаться такой же ситуации в отношении рассматриваемых медицинских услуг?
  6. На каком этапе в настоящее время находится рассмотрение вопроса об отмене тарифов на медицинские услуги?

Ответ Минздрава

Далее приводим извлечение основной части ответа Минздрава, полученного нами в начале мая.


<Извлечение>

<…>

В ходе состоявшейся в МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь) консультации по вопросу сокращения перечня товаров (работ, услуг), на которые осуществляется ценовое регулирование в Республике Беларусь, с участием представителей Минздрава и подчиненных ему организаций достигнуто единое мнение о том, что полная отмена регулирования тарифов на платные медицинские услуги одномоментно может привести к резкому увеличению тарифов на данные услуги, что вызовет негативную реакцию населения и, как следствие, невыполнение целевого параметра прироста индекса потребительских цен, установленного на 2019 год.

МАРТ предложило определить перечень отдельных видов регулируемых медицинских услуг, наиболее востребованных и в то же время конкурентных в настоящее время (далее — перечень), для проведения анализа состояния конкуренции на данных товарных рынках с целью принятия решения о сохранении или отмене регулирования на данные виды услуг.

Стоит отметить, что МАРТ настаивает на поэтапном изучении ситуации на рынке отдельных видов услуг.

По мнению МАРТ, решению вопроса о сохранении или отмене регулирования на медицинские услуги будет способствовать своевременное представление полной и раскрытой информации субъектами как частной, так и государственной формы собственности при определении перечня и проведении анализа состояния конкуренции.

Заместитель Министра                       Подпись               Б.Н. Андросюк


Комментарий

Проанализируем полученный ответ в сопоставлении с направленными вопросами.

По первому вопросу. Из содержания ответа можно сделать вывод о том, что Мин­здрав и МАРТ едины во мнении о невозможности полной и одновременной отмены регулирования тарифов на все стоматологические и диагностические услуги. При этом, учитывая предложение бизнес-союзов, заключающееся в отмене регулирования и предельных тарифов, и уровня рентабельности, надо полагать, что позиция министерств касается одновременно обеих указанных составляющих, хотя в ответе на это прямо и не указано. В то же время о возможности поэтапной отмены также не упоминается.

Также можно сделать вывод, что недопущение роста уровня цен на медицинские услуги важнее роста налоговых поступлений в госбюджет вследствие роста объемов выручки организаций здравоохранения от увеличения цен на услуги.

Дополнительно хотели бы отметить, что для потребителя имеет значение именно конечная цена медицинской услуги, а не уровень рентабельности, заложенный в цену, хоть и влияющий на ее конечный размер, но в большей степени имеющий значение для организации здравоохранения как исполнителя услуги. Поэтому поэтапная отмена регулирования хотя бы уровня рентабельности (или как минимум увеличение ее уровня) на стоматологические и диагностические услуги (все или некоторые) с последующим анализом изменения уровня цен могла бы стать компромиссным промежуточным вариантом на пути к полной отмене. Ведь в таком случае даже если бы цены на медицинские услуги и увеличились, то в пределах максимально установленных тарифов. При этом у государства оставалась бы возможность регулировать предельный размер тарифов. Такой подход можно было бы применить в качестве правового эксперимента на территории определенной области или города. Подход «либо все, либо ничего», как показывают годы обсуждений этих вопросов, не позволяет перейти к реализации конкретных практических мер.

С другой стороны, можно понять и позицию госорганов. Ведь важные управленческие решения как на уровне управления организацией, так и на уровне государственного управления должны быть взвешенными, обоснованными, базироваться на прогнозируемых последствиях и учитывать принятую стратегию развития.

В то же время есть высказывание «слона нужно есть по частям», также есть доказавшие свою практическую применимость методики нахождения компромисса даже между представителями сторон вооруженного конфликта (например, изложенные в книге Адама Кахане «В команде с врагом. Как работать с теми, кого вы недолюбливаете, с кем не согласны или кому не доверяете» — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 192 с. (с анализом книги можно ознакомиться в журнале РЗ № 9 (2018), с. 49)). На текущий же момент и «слон» цел, и заметного сближения позиций участников диалога не наблюдается.

По второму вопросу. Из ответа можно сделать вывод, что в 2019 г. не будет отменено регулирование цен на все стоматологические и диагностические услуги. О поэтапной отмене тоже не упоминается — говорится лишь о поэтапном изучении ситуации на рынке отдельных видов услуг.

Учитывая, что до конца текущего года осталось 6 месяцев, поэтапное изучение ситуации на рынке отдельных видов услуг вряд ли завершится в течение этого периода с принятием окончательного решения и внесением изменений в законодательство. В связи с этим вероятность того, что будет отменено регулирование цен даже на отдельные виды медицинских услуг, также ничтожно мала.

По третьему вопросу. Из содержания письма можно сделать вывод, что недостаточно инициативы одного Минздрава по вопросу отмены регулирования тарифов на медицинские услуги. Согласно законодательству Минздрав регулирует цены на медицинские услуги по согласованию с МАРТ. А экономический блок Правительства мыслит критериями принятых экономических показателей, стратегий социально-экономического развития (т. е. в масштабах экономики всей страны) и экономических интересов в первую очередь субъектов государственных монополий, оказывающих услуги населению.

По четвертому вопросу. В письме Минздрава содержится прямой ответ на данный вопрос: отмене регулирования на медицинские услуги будет способствовать своевременное представление полной и раскрытой информации субъектами как частной, так и государственной формы собственности при определении перечня и проведении анализа состояния конкуренции. То есть, по сути, речь идет о раскрытии коммерческой тайны. В то же время, в каком объеме (от какого количества организаций) необходима эта информация, чтобы быть репрезентативной, не ясно.

По пятому вопросу. Прямого ответа на этот вопрос письмо Минздрава не содержит. Однако, учитывая, что ни в ответе Минздрава, ни в Интернете (в т. ч. на сайте ems.by) не упоминается о негативных последствиях такой отмены, можно сделать вероятностный вывод о том, что такой анализ не проводился либо проводился, но резкого и (или) существенного роста цен на консультации врачей-специалистов и профилактические и обязательные медицинские осмотры граждан не было.

По шестому вопросу. Ответом на данный вопрос, по сути, является содержание всего письма Минздрава. 

1283 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Комментарий к приказу Минздрава об обращении белья в организациях здравоохранения

С 1 мая 2024 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2023 № 1613 «О порядке обращения белья в организациях здравоохранения».
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 269
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок