Вопросы налогообложения в деятельности организаций здравоохранения с 1 января 2019 г.

В статье рассмотрены изменения, предусмотренные новой редакцией Налогового кодекса Республики Беларусь, в размеры и порядок исчисления и уплаты налогов, применяемых в деятельности организаций здравоохранения, санаториев.

Четверикова Евгения

директор ИООО «ПрайсвотерхаусКуперс»

1039 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 1 января 2019 г. вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь (общей и особенной частей) (Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»).

Организации здравоохранения всех форм собственности, применяющие общую систему налогообложения, являются плательщиками налога на добавленную стоимость, прибыль, имущественных налогов и др. Поэтому в своей работе им важно следить за изменениями в налоговой сфере, чтобы избежать различных штрафных санкций, своевременно и в полном размере уплачивать налоги, правильно применяя доступные льготы.

Налог на добавленную стоимость

Медицинские и санаторно-курортные услуги. Обороты по реализации медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) на территории Республики Беларусь по-прежнему освобождаются от НДС. Однако перечень таких услуг содержится уже не в специальном законодательном акте (Указе Президента), а в самом Налоговом кодексе. При этом он полностью идентичен перечню, который установлен Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 198 (в ред. Указа от 1 декабря 2014 г. № 552).

По-прежнему освобождаются от НДС обороты по реализации путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения организациями, их обособленными подразделениями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, по перечню таких организаций, их обособленных подразделений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2012 г. № 219.

Определение момента фактической реализации при оказании медицинских услуг. До 2019 г. по медицинским услугам при периоде медицинского наблюдения и оказания медицинской помощи пациенту в организации здравоохранения более 60 календарных дней непрерывно момент фактической реализации определялся как последний день каждого месяца оказания таких услуг.

Начиная с 1 января 2019 г. это правило действует при сроке оказания услуг более 30 дней (п. 20 ст. 121 НК).

Пример.
Начало оказания услуг — 15 января 2019 г., окончание оказания услуг — 10 апреля 2019 г. Таким образом, для целей налогового учета момент фактической реализации по этим услугам — 31 января, 28 февраля, 31 марта и 10 апреля.

Налогообложение при сдаче в аренду. Для целей исчисления НДС сдача в аренду имущества в части вознаграждения арендодателя рассматривается в 2019 г. в качестве оборотов по реализации услуг. В части же контрактной стоимости объекта аренды для целей НДС имеют место обороты по реализации товара.

Моментом фактической реализации при сдаче объектов в аренду будет признаваться последний календарный день месяца, к которому относится арендная плата, даже если договором аренды арендная плата предусмотрена за квартал или год.

Налог на прибыль

Инвестиционный вычет. Деятельность организаций здравоохранения часто связана с использованием дорогостоящего медицинского оборудования. Его приобретение требует значительных затрат. Такие затраты могут быть также связаны с приобретением или реконструкцией объектов недвижимости, используемых для оказания услуг.

Налоговый кодекс дает возможность применить особый вычет по таким объектам, тем самым снизив размер налогооблагаемой прибыли. Такой вычет применяется организациями здравоохранения единовременно.

Инвестиционный вычет — это часть первоначальной стоимости основного средства (Основные средства — совокупность приобретенных и (или) созданных материально-вещественных ценностей, сохраняющих неизменную натуральную форму в течение длительного (более одного года) периода времени и используемых для производства товаров (работ, услуг)), используемого в предпринимательской деятельности, или часть сформированной в бухгалтерском учете стоимости модернизации / реконструкции в следующих пределах:

  • по зданиям, сооружениям — не более 15 % от первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);
  • по машинам и оборудованию — не более 30 % от их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).

Справочно: до 2019 г. пределы по инвестиционным вычетам были ниже — 10 % и 20 % соответственно.

Сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации в отчетном периоде, на который приходится месяц:

  • с которого в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности;
  • в котором стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухгалтерском учете первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

При применении инвестиционного вычета существуют ограничения и исключения. Например, вычет не применяется по основным средствам, приобретенными за счет средств, безвозмездно поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, бюджета Союзного государств.

Важно помнить, что если ранее чем по истечении трех лет с момента принятия основных средств к бухгалтерскому учету (увеличения первоначальной стоимости основных средств на стоимость вложений в реконструкцию): происходит отчуждение; передача в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, доверительное управление; осуществляется их использование в деятельности, по которой плательщик не уплачивает налог на прибыль в связи с применением особых режимов налогообложения; поступает компенсация (полностью или частично) расходов по приобретению (созданию) основных средств или стоимости вложений в реконструкцию за счет средств, безвозмездно поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов или бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджета Союзного государства, инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, то плательщик обязан учесть сумму инвестиционного вычета в составе внереализационных доходов, увеличив таким образом налогооблагаемую прибыль.

Нормируемые затраты.Новая редакция Налогового кодекса вводит понятие нормируемых затрат, которые могут учитываться для целей налога на прибыль, и устанавливает их закрытый перечень.

Нормируемые затраты включают в себя особую категорию прочих затрат, перечень которых закреплен Налоговым кодексом и является закрытым (например, представительские расходы, проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам и др.) (ст. 171 НК). По данной категории отнесение на затраты будет возможно в пределах 1 % от выручки.

Налог на недвижимость и земельный налог

Повышающие (понижающие) коэффициенты. В 2019 г., как и ранее, местные Советы депутатов смогут увеличить (уменьшить) ставки налога на недвижимость и земельного налога до 2,5 раз. Однако к 2020 г. коэффициенты должны быть снижены до 2.

Отменено право местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

Объекты налога на недвижимость. Из состава объектов налога на недвижимость исключены объекты сверхнормативного незавершенного строительства, здания сборно-разборные и передвижные.

В новой редакции Налогового кодекса отменяет ограничение на применение в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых превышены сроки строительства, установленные проектной документацией.

Подоходный налог с физических лиц

Дивиденды, начисленные участникам (физическим лицам) белорусской организацией здравоохранения в форме ООО, ОДО, АО являются объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц. Ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 13 %.

Однако новой редакцией НК установлены дополнительные льготные ставки: 6 % — в отношении дивидендов, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между резидентами Беларуси; 0 % — в отношении дивидендов, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между резидентами Беларуси (п. 1, 5, 6 ст. 214 НК).

Представление бухгалтерской отчетности

Кроме изменений в расчете налогов следует также обратить внимание на изменения, которые коснулись представления индивидуальной годовой бухгалтерской отчетности. С 2019 г. бюджетные организации здравоохранения не обязаны представлять годовую индивидуальную отчетность в налоговые органы по месту постановки на учет.

Срок для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов

По новой редакции Налогового кодекса организация здравоохранения может зачесть / вернуть излишне уплаченные налоги, направив в налоговый орган заявление по установленной форме (в письменной или электронной форме) не позднее пяти лет со дня уплаты указанной суммы (ст. 66 НК).

До 2019 г. этот срок составлял три года со дня уплаты.

Размер пеней

Размер пеней за нарушение налогового законодательства ограничен размером неуплаченных налогов. Ранее на практике зачастую размер начисленных пеней за неисполнение налоговых обязательств значительно превышал сумму подлежащих уплате налогов, сборов (пошлин).

Приостановление операций по счетам

Согласно новой редакции Налогового кодекса операции по счетам организации здравоохранения могут быть приостановлены только на сумму неисполненного налогового обязательства / неуплаченных пеней (ст. 56 НК).

Ранее из-за небольшой суммы неуплаченных налогов могли быть приостановлены все операции по счетам организации, и ее деятельность полностью «замораживалась».

Концепция «деловой цели»

Обновленный Налоговый кодекс закладывает основу концепции «деловой цели» в белорусском законодательстве. Так, если основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата / неполная уплата и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), то налоговая база по таким операциям подлежит корректировке по результатам проверки. Это значит, что каждая сделка должна иметь четкую бизнес-цель, экономическое содержание. В противном случае налоговые последствия такой операции могут быть пересмотрены. 

1039 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать»: интервью с директором медицинского центра «КОРДИС» Воронцовой Эллой Вячеславовной

Руководитель. Здравоохранение № 6 (114) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 3891
• • •

«Живите так, чтобы быть кому-то полезным»: интервью с учредителем медицинского центра «F-Clinic» Н. В. Федюкович

Руководитель. Здравоохранение № 9 (105) 2021
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 5939
• • •

Опубликовано новое постановление об утверждении санитарных норм и правил

Постановление Министерства здравоохранения от 01.03.2024 № 41 «Об утверждении санитарных норм и правил» (далее – постановление № 41) устанавливает санитарно-эпидемиологич...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 500
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок