Редакция: Александр, мы с вами уже обсудили, почему так важен запуск проекта, но все-таки расскажите, какое значение имеет его реализация в масштабе всей страны?
Александр Стефанин: Реализация пилотного проекта — серьезный шаг на пути комплексного решения вопросов, касающихся качества жизни детей с нарушениями развития. Ведь проблемы существуют не только в части диагностики. Увеличение роста аутистических заболеваний отражается и на иных социальных сферах, например таких, как образование.
Ред.: То есть решение задач, поставленных перед проектом, важно не только для здравоохранения?
А. С.: Да, безусловно. К примеру, в настоящее время в Республике Беларусь, как и в большинстве стран мира, существует проблема инклюзивного профессионального образования и последующего инклюзивного трудоустройства подростков и взрослых с РАС.
Ред.: Это обусловлено особенностями данной группы населения?
А. С.: Именно так. В частности, для данной категории граждан характерной является первичная сохранность интеллекта. Однако по мере взросления из-за особенностей их сенсорного восприятия и способностей к социальному взаимодействию у таких людей могут возникнуть вторичные нарушения интеллекта различной степени выраженности. Тем не менее для детей и взрослых с РАС свойственны те особенности их интеллектуального функционирования, которые могут быть успешно реализованы в определенных отраслях профессиональной деятельности, что доказывает мировая практика.
Ред.: Например?
А. С.: Чаще всего люди с аутистическими нарушениями становятся наиболее успешными в научной сфере и творчестве. Примерами могут служить Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин и Вольфганг Амадей Моцарт.
Ред.: Скажите, какова вероятность, что успешная реализация проекта в здравоохранении как-то повлияет на иные социальные сферы?
А. С.: Я бы сказал, что все движется и развивается параллельно. На сегодняшний день в Республике Беларусь уже действует программа инклюзивного дошкольного и школьного образования детей с РАС.
Ред.: Что уже сделано в рамках данной программы?
А. С.: Существуют интегрированные группы и классы, в которых создана специальная среда для особенных детей. Обучение осуществляется по специализированным программам, с каждым годом становится все больше специалистов педагогического профиля, прошедших повышение квалификации по работе с детьми с различными особенностями психофизического развития.
Основная проблема на данном этапе состоит в том, что в какой-то момент социальная и профессиональная маршрутизация детей с РАС фактически обрывается.
Ред.: Есть ли решение данной проблемы?
А. С.: Да, безусловно, это следующий этап формирования особой социальной среды в нашей стране. Речь идет как о диагностике заболевания (зона ответственности системы здравоохранения), так и о создании в системе образования специальных программ и возможностей.
Ред.: Получается, что каждая организация здравоохранения участвует не просто в пилотном проекте, а в разрешении данной проблемы в целом?
А. С.: Получается, что так. С течением времени ситуация должна приобретать только положительную динамику. В сфере здравоохранения — в части точности и оптимизации диагностики, в сфере образования — формирования резерва мест в учреждениях образования.
В части трудоустройства людей с ограниченными возможностями нужно разрешать проблему посредством создания определенных стимулов, льгот для работодателей и т. д. Это в свою очередь может положительно отразиться на бюджете страны.
Ред.: Мы верим в то, что проект обязательно принесет плоды и станет значимым вкладом в дальнейшее разрешение такой важной и сложной социальной задачи.