Всё о решении вопросов опеки и попечительства: функции, полномочия, алгоритмы

Организации здравоохранения в некоторых случаях уполномочены решать вопросы, связанные с опекой и попечительством. Данного рода деятельность нередко вызывает у руководителей затруднения. В статье мы попробовали разобраться с теми случаями, когда организации здравоохранения выполняют функции опеки и попечительства.

Кралько Алексей

кандидат медицинских наук, доцент

515 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Опека — это один из видов семейного устройства малолетнего (до 14 лет), оставшегося без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным.

Справочно: суд может признать недееспособным гражданина, который:
• вследствие психического расстройства (заболевания) не может понимать значения своих действий или руководить ими;
• в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК).

Попечительство — вид семейного устройства несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, оставшегося без попечения родителей, либо форма защиты гражданских прав и интересов совершеннолетнего лица, признанного судом ограниченно дееспособным.

Справочно: ограниченно дееспособным признается лицо:
• которое вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами ставит свою семью в тяжелое материальное положение;
• у которого вследствие психического расстройства (заболевания) ограничена способность понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 30 ГК).

В соответствии с п. 2 Положения об органах опеки и попечительства (утв. постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 28.10.1999 № 1676, в ред. от 29.07.2022, далее — Положение) органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы, но при этом соответствующие функции распределены между их структурными подразделениями (в области образования; здравоохра­нения; труда, занятости и социальной защиты; жилищно-­коммунального хозяйства; территориальными центрами социального обслуживания населения).

Это важно
До признания судом совершеннолетнего лица недееспособным за организацию деятельности опеки отвечают организации системы здравоохранения.

После признания судом совершеннолетнего лица недееспособным за данную деятельность отвечают органы и организации системы по труду, занятости и социальной защите.

Функции организации здравоохранения

Руководители организаций здраво­охра­нения должны обеспечить выполнение довольно обширного ряда функций в части опеки и попечительства. Кроме того, дополнительные функции есть у организаций здравоохранения психиатрического профиля.

Мнение автора
Целесообразно отразить обязанности главных врачей по реализации функций по опеке и попечительству в отдельном приказе комитета по здравоохранению г. Минска (главного управления по здравоохранению).

В настоящее время обязанности организаций здравоохранения по вопросам опеки и попечительства можно разделить на три основные группы:

  1. выявление граждан, нуждающихся в опеке;
  2. подготовка необходимых материалов для возбуждения в суде дел по вопросам недееспособности и возбуждение в суде таких дел;
  3. иные вопросы, связанные с опекой и попечительством.

Выявление граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве

Главные врачи организаций здравоохранения должны обеспечить выявление следующих граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве:

  • совершеннолетних лиц, которые страдают психическими расстройствами (заболеваниями) либо злоупотребляют спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, нуждающихся в установлении опеки и попечительства;
  • нуждающихся в установлении опеки несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями);
  • находящихся в связи с заболеванием в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими.

Справочно: в отношении последней группы граждан необходимо обеспечить принятие мер для передачи их под опеку или помещения в соответствующие организации здравоохранения.

Фактически организации здравоохранения должны выявлять указанных выше лиц в процессе своей повседневной деятельности.

Подготовка необходимых материалов

Следующей обязательной составляющей является подготовка материалов для возбуждения в суде дел по вопросам недееспособности и непосредственно возбуждение в суде таких дел.

Так, организации здравоохранения должны обеспечить:

  • подготовку необходимых материалов для возбуждения в суде дел о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными и участия в рассмотрении таких дел;
  • подготовку необходимых материалов для возбуждения в суде дел о признании недееспособного гражданина дееспособным или ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства (заболевания) и участия в рассмотрении таких дел;
  • подготовку необходимых материалов для возбуждения в суде дел об отмене ограничения дееспособности гражданина, который был признан ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства (заболевания), и участия в рассмотрении таких дел;
  • возбуждение в суде дел о признании недееспособным гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, и участие в рассмотрении таких дел;
  • возбуждение в суде дел о признании дееспособным гражданина, который был признан недееспособным вследствие нахождения его в связи с заболеванием в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, и участие в рассмотрении таких дел.

Это важно
Помните, что организация здравоохранения не всегда имеет указанные выше полномочия.

Так, перечень лиц, которые могут подать заявление о признании гражданина недееспособным, содержится в ст. 373 ГПК. Подробные сведения о том, кто может инициировать признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, представлены втабл.

Таблица

Перечень лиц, которые могут подать заявление о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным

Справочно: в заявлении о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания) должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о психическом расстройстве (заболевании), вследствие которого этот гражданин не может понимать значение своих действий или руководить ими.
В заявлении о признании недееспособным гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о состоянии этого гражданина, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, а также подтверждающие необходимость установления над этим гражданином опеки.

Иные вопросы, связанные с опекой и попечительством

С момента признания лиц судом недееспособными или ограниченно дее­способными организации здравоохранения участвуют в следующих мероприятиях.

1. Проведение сверки совместно с территориальным центром социального обслуживания населения.

Сверка представляет собой пофамильную сверку проживающих на территории района совершеннолетних недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан.

Это важно
Такая сверка должна проводиться регулярно (например, один раз в полугодие).

2. Осуществление методического сопровождения специалистов территориальных центров социального обслуживания.

Речь идет о методическом сопровождении по вопросам, связанным со спецификой работы с недееспособными (ограниченно дееспособными) гражданами.

3. Осуществление обязанностей опекуна, попечителя.

Это возможно в отношении совершеннолетних подопечных, находящихся в стационарных учреждениях здраво­охранения (за исключением психиатрических стационаров) при отсутствии опекуна, попечителя.

4. Совместные контрольные обследования.

Представители организации здраво­охранения совместно с управлением по труду и социальной защите, организациями ЖКХ, РОВД, в сельских населенных пунктах — с сельскими исполкомами проводят контрольные обследования условий жизни недееспособных (ограниченных в дееспособности) граждан (как правило, по заранее утвержденному графику).

5. Устройство недееспособного в организации здравоохранения.

В случае отсутствия опекуна у недееспособного лица и наличия у него медицинских показаний организации здравоохранения совместно с территориальным центром социального обслуживания на период сбора документов для помещения недееспособного лица в психоневрологический дом-интернат принимают меры (по необходимости) для устройства данного лица в соответствующие организации здравоохранения.

6. Информирование управления по труду и социальной защите.

При выявлении неисполнения или ненадлежащего исполнения опекуном своих функций по лечению, отказу от оформления группы инвалидности подопечному, при невыполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида организации здравоохранения незамедлительно письменно информируют управление по труду и социальной защите для последующего рассмотрения вопроса на координационном совете и при необходимости ходатайствуют об освобождении опекуна от выполнения соответствующих функций.

Алгоритм для специалистов организации здравоохранения

При выявлении совершеннолетних лиц, которые нуждаются в установлении опеки (попечительства), до момента признания данных лиц судом недееспособными (ограниченно дееспособными) организации здравоохранения действуют по следующему алгоритму.

Шаг 1. Готовим документы и подаем их в суд

На данном этапе представители организации здравоохранения готовят необходимые материалы для возбуждения в суде дел о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными и непосредственно подают их в суд.

Шаг 2. Информируем заинтересованные органы о подаче материалов в суд

Речь идет об информировании управления по труду и социальной защите, территориального центра социального обслуживания населения и других органов о предстоящей подаче материалов для возбуждения в суде дел о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными.

Шаг 3. Направляем сведения в ЖКХ

Необходимо направить сведения о выявлении лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), в управление ЖКХ для выяснения наличия имущества у данных лиц и принятия мер к охране имущественных прав этих лиц и сохранности их имущества.

Шаг 4. Непосредственно участвуем в рассмотрении дела

Представители организаций здравоохранения участвуют в рассмотрении дел в суде о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными, при необходимости привлекая управление по труду и социальной защите, территориальный центр социального обслуживания населения.

Шаг 5. Консультируем опекунов

Специалистам организаций здравоохранения важно проконсультировать кандидатов в опекуны и опекунов по вопросам общения с подопечными с учетом их заболевания.

Шаг 6. Принимаем дополнительное участие (в случае необходимости)

Существует вероятность, что понадобится принять меры к устройству в соответствующие организации здравоохранения лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), вследствие которых у них ограничена способность понимать значение своих действий или руководить ими, и лиц, находящихся в связи с заболеванием в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, в т. ч. до назначения им опекуна или попечителя.

Особенности отдельных организаций здравоохранения

Особенности в части обеспечения функций опеки и попечительства имеют психиатрические организации здраво­охранения.

Так, главные врачи психиатрических организаций здравоохранения должны обеспечить:

  • возбуждение в суде дел (и участие в рассмотрении дел):
    • о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания);
    • о признании недееспособного гражданина дееспособным;
    • о признании недееспособного гражданина ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства (заболевания);
    • об отмене ограничения дееспособности гражданина, который был признан ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства (заболевания);
  • осуществление обязанностей опекуна, попечителя в отношении совершеннолетних подопечных, помещенных в психиатрический стационар на принудительное лечение в соответствии с УК;
  • извещение органа опеки и попечительства по месту жительства (месту пребывания) пациента при выявлении злоупотреблений, допущенных в отношении пациента его законным представителем, и (или) при выявлении фактов невыполнения законным представителем пациента своих обязанностей.

Межведомственное взаимодействие

При осуществлении функций по опеке и попечительству важно обеспечить межведомственное взаимодействие, которое осуществляется координационным советом по вопросам опеки и попечительства над совершеннолетними лицами.

Руководителю на заметку
Примерное положение о координационном совете утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2020 № 368.

При исполкомах созданы территориальные координационные советы.

В рамках межведомственного взаимодействия по вопросам опеки и попечительства главным врачам следует обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, в случае выявления граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства другими органами и организациями, данная информация должна направляться в организацию здраво­охранения по месту жительства гражданина для принятия мер реагирования.

С организациями здравоохранения должны взаимодействовать:

  • отделы внутренних дел;
  • управления по труду, занятости и социальной защите;
  • территориальные центры социального обслуживания населения;
  • структурные подразделения исполкомов в сфере жилищно-­коммунального хозяйства.

Справочно: представители указанных ведомств должны передавать информацию:
• об одиноких и пожилых гражданах, поведение которых позволяет предположить наличие у них психического расстройства;
• о получающих социальные услуги лицах, страдающих психическими расстройствами и нуждающихся в постоянном наблюдении и уходе, для освидетельствования и при наличии показаний — подготовки необходимых документов для лишения (ограничения) в дееспособности.

Во-вторых, главные врачи организаций здравоохранения не должны забывать об информировании территориальных центров социального обслуживания населения на стадии подготовки материалов для возбуждения в суде дел о признании совершеннолетних лиц недееспособными или ограниченно дееспособными.

Целесообразным будет также закрепление медицинского работника или иного специалиста организации здравоохранения за кандидатами в опекуны (попечители) с целью оперативного прохождения ими медицинской комиссии и получения медицинской справки.

515 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Привлечение клиентов. Информационные технологии (Дополнено 23.02.2024)

Здесь вы найдете информацию, которая поможет организовать продвижение и продажи медицинских услуг, привлечь больше клиентов в частную медорганизацию, внедрить информацион...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1613
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок