Платные медицинские услуги: разбираем вопросы по ценообразованию
Поможет: на примере практических ситуаций разобраться с вопросами ценообразования при оказании платных медицинских услуг.
Поможет: на примере практических ситуаций разобраться с вопросами ценообразования при оказании платных медицинских услуг.
Несмотря на то, что с 1 июля 2024 г. — даты вступления в силу ряда постановлений Министерства здравоохранения, регулирующих вопросы ценообразования при оказании платных медицинских услуг, — прошло 4 месяца, субъекты хозяйствования все равно сталкиваются с ситуациями, которые вызывают вопросы. Разберем некоторые из них.
Ситуация 1. Получили от поставщика импортные материалы (Япония) по разным ценам. Какую цену применить при расчете тарифов на услугу в части стоимости затрат на приобретение материалов? Можно ли применить средневзвешенную цену, т. е. общие затраты по позиции разделить на количество полученного материала? Например: Дентин = ((35,21 × 5) + (43,52 × 24)) / 29 = 42,09.
В соответствии с п. 17 Инструкции о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.04.2024 № 76, в ред. от 08.08.2024, далее — Инструкция) устанавливаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями тарифы на платные медицинские услуги повышаются на величину затрат юридического лица, индивидуального предпринимателя на приобретение лекарственных препаратов, медицинских изделий по ценам, сформированным в соответствии с законодательством, но не выше оптовых цен, иных расходных материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг, по ценам производителя (импортера).
Учитывая указанную норму, применить средневзвешенную цену нельзя. Сначала необходимо включить в затраты одну партию, а когда она закончится — другую. Все альтернативные, не указанные в Инструкции варианты необходимо согласовывать с Министерством здравоохранения.
Ситуация 2. С учетом того, что Инструкция определяет порядок установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, которые регулируются
Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, правильно ли считать, что при расчете нерегулируемых тарифов в прейскуранте применяется торговая надбавка на расходные материалы, которые мы считаем отдельно от тарифа и помещаем в прейскурант отдельной суммой?
Нет, неправильно. С 1 июля 2024 г. надбавки не применяются. Соответствующее разъяснение дано Министерством здравоохранения Республики Беларусь в письме от 27.06.2024 № 11-18/13138 «О подходах по формированию цен».
Ситуация 3. Как происходит формирование регулируемых тарифов с учетом изменений в Инструкции, вступивших в силу с 15 августа 2024 г.? Каким образом указываются затраты на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий?
Базовый тариф формируется без учета затрат на приобретение лекарственных препаратов. Далее этот тариф утверждается и помещается в прейскурант. Стоимость лекарственных препаратов рассчитывается отдельно.
Есть два способа указания стоимости лекарственных препаратов:
Но в самом прейскуранте должна быть ссылка (лучше всего крупным шрифтом), что это не окончательный тариф, а этот тариф повышается на стоимость фактически используемых материалов (лекарственных препаратов, медицинских изделий).
Ситуация 4. Коэффициент накладных расходов на нерегулируемые медицинские услуги ограничивается значением 2,0 или применяется по фактическому значению, сложившемуся за предыдущий период?
По нерегулируемым медицинским услугам никаких ограничений нет. Если на практике применяется разработанный организацией здравоохранения алгоритм расчета удельного веса накладных расходов, то для расчета тарифов применяется фактический расчетный удельный вес.
Ситуация 5. Можно ли при расчете процента накладных расходов включать в состав затрат амортизационные отчисления от стоимости зданий и сооружений, приобретенных за счет средств бюджета, на площадях которых оказываются гарантированная медицинская помощь и платные услуги?
Да, можно. Ранее этот вопрос был непонятен, но в письме от 11.07.2024 № 11-18/14158 «О разъяснениях по формированию цен» Министерство здравоохранения разъяснило следующее: в бюджетных организациях амортизационные отчисления от стоимости медицинского оборудования, зданий и сооружений и нематериальных активов, приобретенных за счет средств бюджета и используемых для оказания платных медицинских услуг, допускается включать в накладные расходы в размере, рассчитанном по удельному весу в соответствии с утвержденными в организации планируемыми объемными показателями. Если амортизация отдельных видов медицинского оборудования включена в прямые затраты, одновременное ее включение в накладные расходы недопустимо.
Справочно: согласно п. 8 Положения об особенностях формирования и использования внебюджетных средств, полученных от оказания платных медицинских услуг и (или) проведения клинических испытаний лекарственных средств, медицинских изделий, в государственных учреждениях здравоохранения (утв. постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 30.11.2016 № 982, в ред. от 28.04.2022) суммы амортизационных отчислений по основным средствам, приобретенным за счет бюджетных средств и используемым для оказания платных медицинских услуг, включенные в тарифы на платные медицинские услуги и разовые калькуляции, не подлежат восстановлению в бюджет.
Ситуация 6. Оплата труда врачей состоит из двух частей: тарифная часть (установлена в минимальном размере 650 руб.) и премиальная (не фиксированная, зависит от размера выручки от оказанных специалистом услуг и имеет более значимый размер в объеме всей заработной платы). Какой размер заработной платы следует применить в графе 4 (заработная плата на 1,0 ставки в месяц) приложения 2 к Инструкции?
В состав заработной платы включаются все выплаты, определенные в соответствии с коллективным договором, соглашением с нанимателем, трудовым договором (контрактом), иным ЛПА нанимателя и (или) предусмотренные законодательством, т. е. любые выплаты, связанные с выполнением работником своей трудовой функции.
Прямые затраты на основную заработную плату, включаемые в плановую калькуляцию (приложение 2 к Инструкции), планируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно. Порядок планирования рекомендуется закрепить в ЛПА (учетная политика, положение по ценообразованию и др.). Планирование может основываться на фактических данных по заработной плате за период, предшествующий расчету.
Таким образом, необходимо рассчитать удельный вес премиальной части в заработной плате. Рекомендуется для расчета взять, например, средний процент премии, которую фактически начисляли, по прошлому году. И уже этот процент добавлять к тарифной части при калькуляции.
Ситуация 7. При установлении в стоматологии надбавок за работу в ночное время и праздничные дни должны ли соблюдаться предельные максимальные тарифы или надбавки могут применяться сверх предельных тарифов?
Тариф должен быть не более чем предельный максимальный. К предельному максимальному тарифу можно применить предельные максимальные надбавки за оказание платных медицинских услуг в ночное время и в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные нерабочими (п. 5 Инструкции).
Ситуация 8. Надбавка к установленным тарифам на платные медицинские услуги устанавливается за оказание платных медицинских услуг в праздничные дни? За работу в выходные дни надбавки не будет?
Надбавка в размере 50 % устанавливается за оказание платных медицинских услуг в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные нерабочими.
Справочно: в соответствии с п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 26.03.1998 № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» (в ред. от 09.04.2024) в Республике Беларусь объявлены нерабочими днями: 1, 2 и 7 января, 8 марта, по календарю православной конфессии — Радуница, 1 и 9 мая, 3 июля, 7 ноября, 25 декабря.
Таким образом, если праздничный день является рабочим, например, 23 февраля, надбавка в размере 50 % применяться не будет.
Ситуация 9. Пунктом 3 Инструкции установлено, что ее действие распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные медицинские услуги, без уточнения.
Экономические расчеты, подтверждающие уровень тарифов на платные медицинские услуги, утверждаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица, за исключением юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН, в плановой калькуляции тарифов на платные медицинские услуги по форме согласно приложению 1 к Инструкции (п. 9 Инструкции).
Должны ли индивидуальные предприниматели составлять экономические расчеты?
Да, должны. Индивидуальные предприниматели не освобождены от соблюдения предельных максимальных тарифов и уровня рентабельности.
Действительно, если читать п. 9 Инструкции буквально, получается, что индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица, применяющего УСН, могут не утверждать экономические расчеты.
Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в ред. от 12.08.2024) установлена обязанность юридических лиц по составлению экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный данным Указом, за исключением в т. ч. юридических лиц, применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН. В отношении индивидуальных предпринимателей такая обязанность Указом не закреплена.
Однако Инструкция не освобождает индивидуальных предпринимателей от соблюдения уровня рентабельности. А соблюсти уровень рентабельности без составления экономического расчета невозможно.
Вопросы по применению п. 9 Инструкции индивидуальными предпринимателями (и юридическими лицами, применяющими УСН) есть. За разъяснением этого пункта Инструкции настоятельно рекомендуем обратиться в Министерство здравоохранения.
Ситуация 10. Если оптовый поставщик неверно сформировал оптовую цену, заказчику выставлять цену, сформированную по цене приобретения, или правильную?
Если вы заметили ошибку, лучшим вариантом будет сформировать правильную цену и выставить заказчику правильную, т. е. меньшую. В ходе одной из дискуссий с представителями Министерства антимонопольного регулирования и торговли последние приводили примеры, когда контролирующие органы штрафовали и организацию, осуществляющую розничную торговлю (которая получила товар по неправильно сформированной цене), и организацию-оптовика (импортера), поскольку в итоге ошибки произошло завышение цены.
Редакция журнала «Руководитель. Здравоохранение», с использованием материалов семинара от 16.09.2024 «Ценообразование в здравоохранении: правила и требования — 2024», автор и спикер — Владимир СУЗАНСКИЙ, эксперт по бухгалтерскому учету, налогообложению и ценообразованию в здравоохранении