Подсказки руководителю в связи с изменениями в госзакупках
Поможет: разобраться и применить новые требования к государственным закупкам.
Поможет: разобраться и применить новые требования к государственным закупкам.
4 февраля 2024 г. вступила в силу часть норм Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее — Закон № 354-З). Остальные нормы вступают в силу с 4 мая и 4 августа 2024 г.
Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при закупках в этот переходный период.
В соответствии с изменениями необходимо разработать и утвердить порядок формирования годового плана.
Выдержка из НПА
Часть 1 п. 1 ст. 19 действующей редакции Закона о госзакупках гласит: «Планирование государственных закупок осуществляется путем формирования, включая утверждение, и ведения годового плана государственных закупок в порядке, установленном заказчиком с учетом требований настоящего Закона».
Это совершенно новое положение, которое до 4 февраля 2024 г. Закон о госзакупках не предусматривал. Порядок формирования годового плана необходимо разработать с нуля. Руководитель должен предусмотреть в нем ответственных за формирование годового плана, свод позиций (при необходимости), выбор кода классификатора, установление ориентировочной стоимости, согласование годового плана, сроков размещения годового плана и т. д.
Выдержка из НПА
Часть 2 п. 2 ст. 19 действующей редакции Закона о госзакупках гласит: «Размещенный в государственной информационно-аналитической системе, а в отношении сведений, составляющих государственные секреты или относящихся к служебной информации ограниченного распространения, — сформированный годовой план государственных закупок является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случаев применения части третьей пункта 1 настоящей статьи и установленных пунктом 5 приложения к настоящему Закону».
Иными словами, запрещено проводить процедуры закупок, если годовой план с внесенными позициями не размещен в государственной информационно-аналитической системе (далее — ГИАС). Если с конкурентными процедурами закупок все понятно — электронно-торговая площадка не даст разместить процедуру закупки без позиций в годовом плане, то при проведении закупки из одного источника заказчики чаще всего законодательство в этом отношении нарушают.
Самое распространенное нарушение — это заключение договора без включенной в ГИАС позиции и включение позиции только при размещении справки. Особенно часто это бывает при проведении процедуры закупки из одного источника, когда изучение конъюнктуры рынка не требуется (ч. 2 п. 3 ст. 49 действующей редакции Закона о госзакупках).
Необходимо внести изменения в регламент работы комиссии по государственным закупкам.
Выдержка из НПА
Часть 2 п. 3 ст. 14 действующей редакции Закона о госзакупках гласит: «Член комиссии обязан незамедлительно сообщить заказчику (организатору) о возникновении обстоятельств, предусмотренных частью первой настоящего пункта. В случае выявления в составе комиссии физических лиц, указанных в части первой настоящего пункта, заказчик (организатор) обязан незамедлительно исключить их из состава комиссии».
Таким образом, установлена обязанность члена комиссии незамедлительно сообщать руководителю о возникновении обстоятельств личной заинтересованности.
В связи с этим в регламенте работы комиссии необходимо определить, каким образом член комиссии сообщает о наличии обстоятельств личной заинтересованности. Желательно предусмотреть данное сообщение в письменной форме. Кроме того, требуется незамедлительно исключить данного члена из комиссии. Уместно включить данные требования в положение о государственных закупках.
Пример
«Члены комиссии незамедлительно сообщают главному врачу в произвольной письменной форме о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на членов комиссии функций. При выявлении обстоятельств личной заинтересованности главный врач приказом исключает такое лицо из состава комиссии».
Однако не стоит забывать, что на основании п. 7 Положения о комиссии по государственным закупкам (утв. постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7) в состав комиссии должно входить не менее пяти человек. Поэтому при исключении члена комиссии при необходимости целесообразно включить в состав комиссии другое лицо.
Выдержка из НПА
Последнее предложение ч. 1 п. 1 ст. 53 действующей редакции Закона о госзакупках гласит: «В случае обжалования действий (бездействия) и (или) решений комиссии и (или) ее членов заказчик (организатор) обеспечивает уведомление об этом соответствующих лиц в течение двух рабочих дней после получения соответствующего уведомления от оператора электронной торговой площадки».
Иными словами, закреплена обязанность руководителя сообщать членам комиссии о случаях обжалования действий (бездействия) и (или) решений комиссии. Уместно предусмотреть в положении о государственных закупках данное требование, а также порядок подготовки отзыва для рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.
Пример
«Председатель комиссии по государственным закупкам совместно с ведущим специалистом по организации закупок подготавливает проект отзыва на жалобу, поданную в уполномоченный орган».
Появилось понятие договора жизненного цикла, который заключается только при проведении открытого (закрытого) конкурса или закупки из одного источника, в т. ч. в связи с признанием процедуры закупки несостоявшейся.
Выдержка из НПА
Абзац 4 ст. 1 действующей редакции Закона о госзакупках гласит: «Договор жизненного цикла — договор, предметом которого являются приобретение товара или работы, последующие обслуживание, ремонт и (или) эксплуатация в течение срока службы и (или) утилизация приобретенного товара или созданного в результате выполнения работы объекта».
Необходимо обратить внимание, что договор жизненного цикла может заключаться только при приобретении медицинской техники, а также иных товаров (работ, услуг), перечень которых определяется Советом Министров.
Действующая редакция Закона о госзакупках дает право при закупке медицинской техники предусмотреть при проведении процедуры закупки гарантийное и сервисное обслуживание в период срока службы медицинской техники. Данная норма, несомненно, облегчит работу учреждений.
Однако не стоит забывать, что при закупке медицинской техники и включении в предмет закупки обслуживания медицинской техники необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке организации технического обслуживания и ремонта медицинской техники (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.10.2006 № 78, далее — постановление № 78).
Это важно
Перед решением о проведении процедуры закупки с заключением договора жизненного цикла необходимо изучить рынок с точки зрения возможности поставки товара и его последующего обслуживания в соответствии с постановлением № 78.
Закреплена возможность продления договоров на первые два месяца очередного финансового года.
Выдержка из НПА
Часть 3 п. 1 ст. 25 действующей редакции Закона о госзакупках гласит: «Срок действия договора, на основании которого осуществляется закупка товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенных в перечень, установленный Советом Министров Республики Беларусь, при необходимости может быть продлен на первые два месяца очередного финансового года путем заключения дополнительного соглашения с увеличением объема (количества) товаров (работ, услуг) в размере не более двухмесячной потребности. Стоимость товаров (работ, услуг) в таком случае изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения».
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности текущий договор может быть продлен с увеличением объема предмета закупки в размере не более двухмесячной потребности.
Стоит обратить внимание, что данная норма распространяется и на договоры, заключенные до вступления в силу Закона № 354-З (абз. 1 ст. 3 Закона № 354-З).
Изменен порядок проведения процедуры закупки из одного источника. Главным изменением является корректировка требований к проведению изучения конъюнктуры рынка.
Выдержка из НПА
Часть 1 п. 3 ст. 49 действующей редакции Закона о госзакупках гласит: «Для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктами 7, 9 (при приобретении товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности государственной закупки которых составляет от 50 до 500 базовых величин включительно), 181, 24, 25, 30, 44, 56 и 60 приложения к настоящему Закону».
Считаем целесообразным в положении о государственных закупках предусмотреть, каким образом проводится закупка из одного источника по иным основаниям (помимо указанных выше).
Пример
«При проведении закупки из одного источника по иным основаниям ведущий специалист по организации закупок направляет запрос о предоставлении коммерческого предложения минимум одному одному участнику».
Обратите внимание, что в действующей редакции Закона о госзакупках не указаны сроки размещения справки о проведении процедуры закупки после ее утверждения. Целесообразно закрепить данный срок в положении о государственных закупках до вступления в силу новой редакции Закона о госзакупках (т. е. до 4 августа 2024 г.), предусматривающей размещение справки о проведении процедуры закупки в течение двух рабочих дней с момента ее утверждения.
Мнение автора
В связи с поэтапным вступлением в силу Закона № 354-З необходимо учитывать только те нормы, которые действуют в период проведения процедуры закупки. Однако стоит заметить, что через шесть месяцев после официального опубликования Закона № 354-З меняются требования к участнику. На основании п. 2 ст. 27 действующей редакции Закона о госзакупках при переходе к повторной процедуре закупки, а также при переходе к процедуре закупки из одного источника не подлежит изменению требование к участнику. По этой причине советуем рассчитать проведение процедуры закупки, чтобы не заключить договор до 4 августа 2024 г., либо начать процедуру закупки после 4 августа 2024 г.