Последствия нарушений при формировании комиссии по государственным закупкам

В статье рассмотрены нарушения, связанные с несоблюдением требований к формированию состава комиссии заказчика по проведению государственных закупок, а также последствия таких нарушений. Рассмотренные в статье нарушения и их последствия будут актуальны и после вступления в силу с 1 июля 2019 г. новой редакции Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) и Положения о комиссии по государственным закупкам, утвержденного постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 января 2019 г. № 7 (далее — Положение о комиссии заказчика № 7).

Потехин Евгений

юрист

985 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

На текущий момент организации здравоохранения при организации и проведении государственных закупок товаров (работ, услуг) обязаны руководствоваться действующей редакцией Закона о госзакупках, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 778). С 1 января 2019 г. требования указанных нормативных правовых актов распространяются также на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве.

Одно из требований законодательства о государственных закупках — это формирование организацией здравоохранения, как заказчиком, комиссии для организации и проведения открытого и закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 19 Закона о госзакупках) (далее — комиссия заказчика). В новой редакции Закона о госзакупках данное требование сохраняется в отношении всех названных видов процедур закупок.

В настоящее время требования к составу комиссии заказчика определены Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений (утверждено постановлением № 778) (далее — Положение о комиссии заказчика № 778).

Как показывает практика рассмотрения комиссией по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок (создана приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 11 сентября 2017 г. № 149) Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее — комиссия МАРТ) жалоб на решения комиссий заказчиков, основанием для отмены процедуры закупки может быть любое нарушение порядка ее проведения, даже если оно не повлияло на результат проведения процедуры закупки. Это относится и к соблюдению требований к составу комиссии по закупкам организации здравоохранения, как заказчика.

Последствия, связанные с реализацией полномочий комиссии МАРТ

Согласно действующей редакции Закона о госзакупках комиссия МАРТ вправе принять одно либо несколько из следующих решений в отношении заказчика:

  • обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие законодательству о государственных закупках;
  • отменить незаконное решение;
  • распорядиться о прекращении процедуры государственной закупки и обязать заказчика провести повторную процедуру государственной закупки или процедуру закупки из одного источника;
  • признать жалобу необоснованной;
  • разрешить заключение договора (п. 6 ст. 55 действующей редакции Закона о госзакупках).

Последствия несоблюдения требования к секретарю комиссии

Рассмотрев жалобу участника на неправомерный выбор победителя процедуры закупки (протокол от 12 января 2017 г. № 5), комиссия МАРТ установила, что лицо, являющееся секретарем комиссии заказчика, подписывает протоколы как лицо, ответственное за их составление, не являясь при этом членом комиссии.

Это важно.
Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь (секретари) комиссии назначаются из числа членов комиссии при утверждении ее персонального состава (п. 6 Положения о комиссии заказчика № 778, п. 5 Положения о комиссии заказчика № 7).

Комиссия МАРТ обязала заказчика отменить процедуру государственной закупки и провести повторную процедуру в соответствии с законодательством о государственных закупках.

Последствия несоблюдения требования к численному составу комиссии

Рассмотрев жалобу участника на необоснованное отклонение предложения (протокол от 8 сентября 2016 г., 15 сентября 2016 г. № 4/8), комиссия установила, что согласно приказу заказчика о создании комиссии комиссия заказчика по организации и проведению процедур закупок состоит из 4 человек.

Это важно.
В состав комиссии должно входить не менее 5 человек (п. 8 Положения о комиссии заказчика № 778, п. 7 Положения о комиссии заказчика № 7).

Комиссия МАРТ обязала заказчика:

  • привести в соответствие с законодательством о государственных закупках документы по процедуре закупки;
  • сформировать комиссию заказчика в соответствии с законодательством о государственных закупках;
  • провести новую процедуру государственной закупки в соответствии с законодательством о государственных закупках.

Последствия, связанные с привлечением к административной ответственности

Частью 4 ст. 11.16 КоАП предусмотрена административная ответственность за иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь помимо не предусмотренного законодательством ограничения должностным лицом, членом комиссии, созданной для проведения процедуры государственной закупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в т. ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках.

Рассмотренные выше нарушения как раз и относятся к иным. За данное правонарушение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин на физическое лицо. Однако данная норма не предусматривает привлечения к ответственности юридического лица.

Что изменится с 1 июля 2019 г. в части требований к составу комиссии?

В настоящее время законодательство о государственных закупках не устанавливает требований к председателю комиссии заказчика с точки зрения должностного положения — им может быть и юрист организации здравоохранения.

Согласно ч. 2 п. 5 Положения о комиссии заказчика № 7 председателем комиссии назначается руководитель заказчика (организатора) либо его заместитель.

Таким образом, со вступлением в силу с 1 июля 2019 г. указанного Положения назначение председателем комиссии работника, не являющегося руководителем организации здравоохранения или его заместителем, может быть признано нарушением.

Что изменится с 1 июля 2019 г. в части полномочий комиссии МАРТ?

Новая редакция Закона о госзакупках не содержит нормы, предусматривающей перечень видов решений комиссии МАРТ, которые она вправе принять по жалобе участника, как упомянуто выше.

Согласно новой редакции Закона о государственных закупках принятая МАРТ к рассмотрению жалоба является основанием для проведения камеральной проверки.

Результаты камеральной проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, будут отражаться в акте камеральной проверки, а заказчику МАРТ будет выноситься обязательное для исполнения предписание, в котором, помимо прочего, будут указаны конкретные действия, которые организация здравоохранения обязана совершить для устранения выявленных нарушений (п. 1, 2 ст. 54, п. 1 ст. 55 новой редакции Закона о госзакупках).

Заключение

Таким образом, организации здравоохранения при проведении процедур государственных закупок как до 1 июля 2019 г., так и после этой даты следует еще раз обратить внимание на состав комиссии по закупкам, чтобы исключить возможные жалобы участников, камеральные проверки и иные рассмотренные последствия. 


Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 января 2019 г. № 7 «Об утверждении Положения о комиссии по государственным закупкам» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.02.2019, 8/33849)

<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>

<…>

ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по государственным закупкам

<…>

2. Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком (организатором) самостоятельно.

3. Комиссия может создаваться в виде постоянно действующей комиссии для организации и проведения процедур государственных закупок либо для организации и проведения конкретной процедуры государственной закупки.

Периодичность изменения состава постоянно действующей комиссии, а также члены такой комиссии определяются заказчиком (организатором) самостоятельно с учетом требований, изложенных в части третьей пункта 2 и части первой пункта 3 статьи 14 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

<…>

6. Персональный состав комиссии может быть изменен создавшим ее заказчиком (заказчиками, организатором) путем принятия акта того же вида, что и акт, которым комиссия была создана.

<…>

14. Комиссия является коллегиальным органом, подотчетным создавшему ее заказчику (организатору), и выполняет его задания и поручения, оформленные в письменной форме.

Комиссия действует с момента принятия решения о ее создании до выполнения всех письменных заданий и поручений заказчика (организатора).

Порядок подготовки и проведения заседаний комиссии определяется регламентом работы комиссии, утверждаемым руководителем (уполномоченным им должностным лицом) заказчика (организатора), с учетом настоящего Положения.

<…>

 

985 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок