Часть нюансов, возникающих при проведении процедуры закупки из одного источника, связана с тем, что данная процедура является одной из самых неурегулированных в законодательстве.
Справочно: право регулирования процедуры закупки из одного источника в большей степени отдано заказчику.
Как лучше утверждать изменения в годовом плане
Как и любая процедура закупки, закупка из одного источника начинается с внесения позиции в годовой план.
По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 03.01.2023, далее — Закон о закупках), план формируется ежегодно и утверждается в течение 5 рабочих дней.
На заметку руководителю
Способ утверждения годового плана Законом о закупках не урегулирован.
Согласно п. 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, в ред. от 30.08.2022, далее — Инструкция) документ может утверждаться двумя способами:
- посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи;
- путем издания распорядительного документа.
Оба способа имеют одинаковую юридическую значимость.
Справочно: в решении коллегии комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 08.12.2022 № 16 указано на утверждение годового плана приказом по учреждению здравоохранения.
Таким образом, в настоящее время решение о способе утверждения годового плана принимает руководитель организации здравоохранения.
Мнение автора
При многочисленном внесении в годовой план изменений утверждение их приказом увеличит сроки проведения процедур закупок и создаст бумажную волокиту. При том что утверждение годового плана грифом «УТВЕРЖДАЮ» носит такой же юридический характер, как и утверждение приказом.
Где начало закупки из одного источника
Часто заказчики неверно определяют, с чего начинается проведение процедуры закупки из одного источника.
На заметку руководителю
Началом проведения процедуры закупки из одного источника является направление одному поставщику (подрядчику, исполнителю) приглашения к заключению договора (ст. 49 Закона о закупках).
Однако нужно помнить, что постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (в ред. от 24.02.2020, далее — постановление № 30) определены способы изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника.
Это важно
Изучение конъюнктуры рынка необходимо проводить независимо от выбора пункта приложения к Закону о закупках, по которому проводится процедура закупки из одного источника.
Заказчики часто пренебрегают данной нормой при проведении закупки по пунктам, по которым отсутствует конкуренция.
Пример
Заказчик проводит закупку электроэнергии согласно п. 1 приложения к Закону о закупках. Перед заключением договора заказчик вносит в годовой план позицию, которую он будет закупать, с указанием объема и стоимости. После заказчик в обязательном порядке должен провести изучение конъюнктуры рынка одним из способов, указанных в постановлении № 30.
Допустим, заказчик узнал цены на сайте РУП «МИНСЭНЕРГО». Следующим его шагом является направление исполнителю приглашения к заключению договора. И только после направления приглашения заказчик имеет право заключать договор.
Мнение автора
Данные требования при проведении процедуры закупки из одного источника согласно п. 1 приложения к Закону о закупках являются в большей части формальными, однако исключений постановление № 30 не имеет.
Что содержит справка
Проведение изучения конъюнктуры рынка в обязательном порядке отражается в справке процедуры закупки из одного источника, которая хранится в деле о государственной закупке.
Мнение автора
В справке должны отражаться все предложения, поступившие при изучении конъюнктуры рынка. Однако если какое-то предложение не соответствует техническому заданию или условиям доставки и оплаты, в примечании к справке указываются причины отклонения.
Согласно постановлению № 30 размещение на электронной торговой площадке запроса о предоставлении сведений не освобождает заказчика от изучения конъюнктуры рынка одним из способов, указанных в постановлении № 30, за исключением случаев проведения процедуры закупки из одного источника по пп. 7 и 9 приложения к Закону о закупках.
Важность требований к предмету закупки
Не всегда предложения участников в полной мере соответствуют техническим характеристикам, количеству предмета закупки (например, кратности товара в коробке или проценту жирности молока).
Справочно: изучение конъюнктуры рынка — это все-таки изучение рынка, которое не всегда заканчивается выбором поставщика (подрядчика, исполнителя).
Если поступило предложение, которое не полностью соответствует предмету закупки, заказчик имеет право направить запрос на уточнение возможности предоставления предложения, которое будет соответствовать требованиям.
Кроме того, заказчик может воспользоваться информацией данного предложения, скорректировать свой запрос и провести изучение конъюнктуры рынка повторно.
Несмотря на то, что одним из принципов законодательства о государственных закупках является экономия бюджетных средств, при обеспечении, например, поликлиники необходимо учитывать не только стоимость закупаемого товара (работы, услуги), но и соблюдение требований к конкретному товару (работе, услуге).
Справочно: речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях, а также об иных требованиях, которые могут быть установлены Министерством здравоохранения.
При проведении процедуры закупки из одного источника цена не является главным критерием для направления поставщику (подрядчику, исполнителю) приглашения к заключению договора.
На заметку руководителю
Главным критерием является соответствие предложения предмету закупки.
Пример
Если поступило предложение с большей ценой, но условия доставки, оплаты или технические характеристики лучше, заказчик имеет право направить такому поставщику (подрядчику, исполнителю) приглашение к заключению договора.
Обоснование выбора победителя является обязанностью заказчика, которую, как правило, руководитель возлагает на работника организации здравоохранения посредством издания соответствующего приказа.
Выбор победителя отражается в справке и размещается на электронной торговой площадке в течение 1 рабочего дня со дня утверждения справки.
Справка процедуры закупки из одного источника должна содержать полную информацию о проведении процедуры закупки из одного источника и выборе победителя. Это позволит исключить возникновение спорных ситуаций, т. к. данная справка будет доступна любому пользователю государственной информационно-аналитической системы управления госзакупками.
Протокол. Быть или не быть?
На практике некоторые заказчики выбор победителя при проведении процедуры закупки из одного источника возлагают на комиссию по проведению государственных закупок.
Данный способ позволяет заказчику разделить ответственность с членами комиссии и в какой-то мере подстраховаться от нарушения законодательства о борьбе с коррупцией при выборе поставщика (подрядчика, исполнителя).
Мнение автора
Однако при большой загрузке учреждения здравоохранения (особенно по окончании и в начале года), а также при срочной закупке товаров (работ, услуг) заседания комиссии при проведении процедуры закупки из одного источника носят больше формальный характер, чем практический.
Как в таком случае руководителю организовать рабочий процесс и на кого возложить ответственность за выбор победителя и соответствие его предложения предмету закупки?
Специалист по организации закупок в полной мере владеет всеми законодательным актами в части государственных закупок, а также изменениями, вносимыми в данные НПА.
В то же время для исключения коррупционной составляющей в процедуре закупки из одного источника можно на ежеквартальных заседаниях комиссии по борьбе с коррупцией выборочно рассматривать дела процедуры закупки из одного источника.
В данной ситуации руководителю важно защитить себя от выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) с коррупционной составляющей. Что для этого нужно сделать, мы предусмотрели в рекомендации.
Рекомендация от автора руководителям организаций здравоохранения
Для того чтобы уменьшить сроки проведения закупок при большом объеме закупки из одного источника, а также соблюсти требования законодательства о государственных закупках, пропишите в положении об организации закупок в организации здравоохранения, что ответственность за выбор победителя процедуры закупки из одного источника возлагается на специалиста по организации закупок, а за соответствие предложения поставщика предмету закупки и техническим характеристикам — на инициатора процедуры закупки.