Правовая природа некоторых нарушений при обращении с отходами

Частью 3 ст. 16.44 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами. Какие действия организаций здравоохранения могут быть расценены как нарушение иных требований? При каких условиях? Кто может применять к организациям меры воздействия за противоправные действия или бездействие при обращении с отходами? Об этом пойдет речь в статье.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

1538 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Административная ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами установлена ст. 16.44 КоАП.

Данная статья предусматривает несколько составов такого правонарушения:

  • невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (ч. 1);
  • захоронение вторичных материальных ресурсов (ч. 2);
  • нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами (ч. 3).

Право составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 16.44 КоАП предоставлено уполномоченным должностным лицам, перечень которых представлен в табл.

Таблица

Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 16.44 КоАП

Мы подробно остановимся только на составе административного правонарушения, предусмотренном ч. 3 ст. 16.44 КоАП.

Объект правонарушения

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.44 КоАП, выступают общественные отношения, обеспечивающие соблюдение требований законодательства об обращении с отходами.

Cправочно: объектом правонарушения принято считать группу общественных отношений, на которые посягает данное правонарушение, которым вследствие его совершения причиняется вред.

В соответствии с п. 13 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (в ред. от 28.06.2022, далее — Закон) обращение с отходами — это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, подготовкой, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.

Какие акты законодательства нужно соблюдать

Статья 2 Закона закрепляет, что законодательство об обращении с отходами основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит:

  • из актов Президента;
  • Закона;
  • иных актов законодательства об обращении с отходами;
  • международных договоров Республики Беларусь в области обращения с отходами.

Это важно
Важно соблюдать требования каждого акта законодательства в области обращения с отходами, т.к. нарушение любого из них влечет за собой наступление ответственности.

Также вы можете ознакомиться с перечнем основных принципов обращения с отходами.

Кто обеспечивает регулирование и контроль

Государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют государственные органы, которые перечислены в ст. 5 Закона.

Справочно: отдельные полномочия, связанные с принятием мер по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, осуществляют местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 17 и 41‒45 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в ред. от 31.12.2021), ст. 12 Закона).

Согласно п. 15 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности», в ред. от 18.10.2022) контроль в области обращения с отходами осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы.

Объективная сторона правонарушения

Объективная сторона правонарушения — это все те элементы деяния (действия и (или) бездействия), которые характеризуют правонарушение как определенный акт внешнего поведения лица.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 16.44 КоАП наступает за совершение действий (бездействие), признаки которых содержатся в законодательстве об обращении с отходами, за исключением случаев, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 16.44 КоАП.

Это важно
Обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в области обращения с отходами закреплены в ст. 17 Закона.

Условно обязанности в области обращения с отходами можно разделить на общие, т.е. обязательные для всех юридических лиц (включая микроорганизации) и индивидуальных предпринимателей, отдельные, особые и специфические.

Именно невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение данных обязанностей и будет являться объективной стороной рассматриваемого состава административного правонарушения.

Общие обязанности

К общим относятся следующие обязанности:

  1. обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
  2. обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
  3. обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации;
  4. предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юридических лиц;
  5. разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
  6. осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
  7. выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

 Отдельные обязанности

Такого рода обязанности распространяются на юридических лиц (за исключением микроорганизаций). К ним относятся обязанности:

  1. назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
  2. разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
  3. вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

Особые обязанности 

Особые обязанности распространяются только на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Заключаются они в обязанности обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы в соответствии с Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, необходимые условия.

Специфическиеобязанности

Специфические обязанности обусловлены особым статусом субъекта, осуществляющего обращение с отходами.

К таким субъектам относятся:

  • производители отходов;
  • собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица;
  • юридические лица, обслуживающие жилые дома;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
  • собственники объектов захоронения отходов либо уполномоченные ими лица;
  • собственники отходов производства при осуществлении их перевозки.

Это важно
Несоблюдение любой группы обязанностей влечет за собой ответственность, установленную законом.

Также вы можете ознакомиться с таблицей с перечнем специфических обязанностей для каждого субъекта.

Правоприменительная практика 

С 1 марта 2021 г. (с момента вступления в силу нового КоАП) сформировалась определенная правоприменительная практика привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 16.44 КоАП.

Так, нарушением иных требований законодательства об обращении с отходами, квалифицируемым по ч. 3 ст. 16.44 КоАП, может быть:

  • отсутствие согласованной с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды инструкции по обращению с отходами, технических нормативных правовых актов по использованию отходов в качестве вторсырья (пп. 1 и 2 ст. 25, п. 1 ст. 28 Закона);
  • захоронение отходов вне санкционированных мест, установленных в разрешении на хранение и захоронение отходов производства или в комплексном природоохранном разрешении, выдаваемом территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (п. 1 ст. 25 Закона).

Кроме того, необходимо учитывать, что за отдельные виды экологических правонарушений административная ответственность установлена иными статьями КоАП, например:

  • за нарушение технических требований или нормативов в области охраны окружающей среды — ст. 16.1 КоАП;
  • нарушение требований к захоронению радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, — ст. 16.5 КоАП и др.

От редакции
Мы продолжим рассматривать правовую природу административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.44 КоАП, в ближайшем номере журнала. 

1538 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок