В соответствии с нормой абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7«О развитии предпринимательства» субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).
Правовое регулирование с 1 июля 2021 года
С 01.07.2021 госзакупки товаров (работ, услуг) для строительства объектов за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательством о госзакупках, а не в соответствии с законодательством о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве. Данное изменение затронуло и проведение госзакупок при аварийно-восстановительном ремонте.
Это важно
С учетом изменений в сфере законодательства при проведении госзакупок при строительстве и ремонте, а также с учетом мнения Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ) госзакупки для осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) должны проводиться в соответствии с Законом о госзакупках.
В то же время в соответствии с п. 5 приложения к Закону о госзакупках в случае возникновения потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в т. ч. чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур госзакупок, требующих затрат времени, нецелесообразно, государственные закупки осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника.
Правила проведения госзакупки
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 19 Закона о госзакупках проведение закупки из одного источника на основании п. 5 приложения к Закону о госзакупках возможно без предварительного включения потребности в годовой план госзакупок.
Руководителю на заметку
По мнению МАРТ, внести соответствующую позицию в годовой план госзакупок и разместить подобные изменения на электронной торговой площадке необходимо после заключения такого договора госзакупки, но до размещения справки о процедуре закупки из одного источника на электронной торговой площадке.
Как указывает МАРТ, правила проведения процедуры закупки из одного источника применяются в равной степени для любого из оснований ее применения.
В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках при проведении процедуры закупки из одного источника для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) обязан проводить изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по госзакупкам.
Справочно: такой порядок определен постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (в ред. от 24.02.2020, далее — постановление № 30).
Согласно абз. 7 подп. 1.2 п. 1 постановления № 30 запросы о предоставлении сведений, направляемые заказчиком при изучении конъюнктуры рынка, должны содержать дату и порядок предоставления сведений о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах) и ценах на них (далее — ответ на запрос).
Также запросы о предоставлении сведений, направляемые заказчиком при изучении конъюнктуры рынка, помимо перечисленных в подп. 1.2 п. 1 постановления № 30 сведений могут содержать иную информацию, предусмотренную заказчиком (организатором).
Это важно
Сроки предоставления ответа на запрос законодательством не регламентированы.
По мнению МАРТ, заказчик (организатор) процедуры закупки из одного источника вправе с учетом всех обстоятельств в пределах дня установить определенное время предоставления ответов на запрос. В случае проведения госзакупки из одного источника для проведения аварийно-восстановительного ремонта это является важным моментом, поскольку, как правило, возникновение аварийных ситуаций требует оперативного решения.
Учитывая норму ч. 2 подп. 1.1 п. 1 постановления № 30, заказчик (организатор) вправе не направлять запросы, если информация о ценах на предлагаемые товары (работы, услуги) размещена на официальных сайтах поставщиков (в т. ч. производителей), в глобальной компьютерной сети Интернет, на электронных торговых площадках, что, в свою очередь, также может ускорить проведение закупки из одного источника в случае возникновения необходимости осуществления аварийно-восстановительного ремонта.
Таким образом, проведение закупки при аварийно-восстановительном ремонте с 01.07.2021 также подпадает под действие Закона о госзакупках и осуществляется по общим правилам.