Распространение особо опасных инфекций: действия главврача

Контроль за оказанием медицинской помощи в организации здравоохранения осуществляет главный врач. В условиях современного мира ввиду возможного распространения различных инфекционных заболеваний главному врачу необходимо понимать, каков порядок его действий в том или ином случае. В настоящей статье мы рассказали о действиях руководителя в условиях распространения особо опасных инфекций.

Кралько Алексей

кандидат медицинских наук, доцент

1062 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Инфекционные заболевания, представляющие исключительную эпидемическую опасность, ранее называли особо опасными инфекциями.

Термин «особо опасные инфекции» продолжает использоваться в странах СНГ, но в международной практике принято говорить об инфекционных заболеваниях, которые вошли в перечень событий, представляющих собой чрезвычайную ситуацию в системе охраны здоровья в международном масштабе. Именно такой подход отражен в Международных медико-­санитарных правилах 2005 года (ММСП‑2005).

Справочно: согласно приложению 2 к ММСП‑2005 список таких заболеваний разделен на две группы.
Первая группа — «болезни, которые являются необычными и могут оказать серьезное влияние на здоровье населения»: оспа, полиомиелит, вызванный полиовирусом дикого типа, человеческий грипп, вызванный новым подтипом, тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), или SARS.
Вторая группа — это «болезни, любое событие с которыми всегда оценивается как опасное, поскольку эти инфекции обнаружили способность оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах»: холера, легочная форма чумы, желтая лихорадка, геморрагические лихорадки (лихорадки Ласса, Марбург, Эбола, Западного Нила), другие болезни, вызывающие особую национальную и региональную обеспокоенность, например лихорадка денге, лихорадка Рифт-­Валли и менингококковая болезнь.

Правовое закрепление в Республике Беларусь

В Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен термин «социально опасное заболевание», а также утверждены:

  • перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения;
  • перечень инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь.

Согласно абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 345-З «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» (в ред. от 10.07.2017) под социально опасным заболеванием понимается заболевание, распространение которого создает угрозу личной, общественной и национальной безопасности (в т. ч. влечет значительное ухудшение здоровья нации, вызывает необходимость применения комплекса эффективных мер в целях предупреждения его распространения) и которое включено в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения (далее — перечень опасных заболеваний), определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Справочно: в перечень опасных заболеваний (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.06.2012 № 75, в ред. от 18.02.2020) вошли:
– сифилис;
– гонорея;
– активный туберкулез органов дыхания;
– чума;
– холера;
– сибирская язва;
– геморрагические лихорадки Ласса, Марбург, Эбола;
– инфекция, вызванная коронавирусом COVID‑19.

Большинство опасных заболеваний входит в перечень инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.06.2012 № 64, далее — постановление № 64).

Этот перечень состоит из 24 инфекционных заболеваний, 10 массовых неинфекционных заболеваний и «других заболеваний, имеющих международное значение и вызывающих в соответствии с приложением 2 Международных медико-­санитарных правил (2005 г.) чрезвычайные ситуации в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения».

Инфекционные заболевания, указанные в постановлении № 64, мы будем относить к условной группе особо опасных инфекций (далее — ООИ).

Мероприятия по санитарной охране территории

Базовыми документами, предусматривающими мероприятия по санитарной охране территории, предупреждению завоза, возникновения, распространения, локализации и ликвидации ООИ на территории Республики Беларусь, являются:

Практическая готовность к работе в условиях выявления больного ООИ обеспечивается выполнением требований, указанных в п. 55 Санитарных правил.

Важно
Под готовностью организации здравоохранения подразумевается способность к оперативному проведению первичных противоэпидемических мероприятий по предупреждению заноса и распространения ООИ.

Практическая готовность обеспечивается реализацией трех основных составляющих: организационно-­методи­ческой, материально-­технической и кадровой.

Руководителю организации здравоохранения необходимо учитывать, что согласно п. 55 Санитарных правил лечебно-­профилактические учреждения обязаны:

  • обеспечить противоэпидемическую готовность к организации мероприятий по раннему выявлению больных, локализации и ликвидации эпидемического очага ООИ;
  • осуществлять теоретическую и практическую подготовку медицинских работников по эпидемиологии, диагностике, клинике, лечению и профилактике ООИ, а также проведению первичных противоэпидемических мероприятий по программам, утверждаемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
  • планировать выделение, перепрофилирование и паспортизацию помещений для развертывания госпиталя, изолятора (при единичных и массовых заболеваниях), обсерватора, лаборатории, выделение консультантов, специализированного транспорта, оснащение палаты интенсивной терапии;
  • осуществлять активное выявление больных с симптомами ООИ на всех этапах оказания медицинской помощи населению;
  • организовывать транспортировку специализированным автотранспортом, госпитализацию, клинико-­эпидемиологическое и лабораторное обследование и лечение каждого случая ООИ;
  • вести учет, осуществлять изоляцию, обследование и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными;
  • осуществлять в период действия (ликвидации) очага инфекции провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными признаками ООИ и медицинское наблюдение за контактировавшими с ними лицами в течение всего инкубационного периода;
  • проводить экстренную специфическую профилактику среди населения по эпидемиологическим показаниям;
  • производить вскрытие умерших от острых инфекционных заболеваний невыясненной этиологии, подозрительных на наличие ООИ, а также во всех случаях скоропостижной смерти лиц, не обращавшихся за медицинской помощью, с целью установления патологоанатомического диагноза и забора соответствующего материала для лабораторного исследования.

Руководителю на заметку
Вскрытие умерших от контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, забор материала для лабораторного исследования не производятся в связи с большим риском заражения. Вскрытие таких трупов допускается лишь в исключительных случаях по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Основными документами, содержащими правила и требования по организации и обеспечению противоэпидемической готовности и проведению первичных санитарно-­противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного (подозрительного) на заболевание ООИ, являются:

  • постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 07.08.2003 № 83 «Об утверждении и введении в действие Инструкции 3.4.11-17-13-2003 “Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание карантинными инфекциями, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками, инфекционными болезнями неясной этиологии, представляющими опасность для населения Республики Беларусь и международного сообщения”» (далее — постановление № 83);
  • постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 07.08.2003 № 84 «Об утверждении и введении в действие Инструкции 3.4.11-17-14-2003 “Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности организаций здравоохранения к проведению мероприятий на случай заноса инфекционных болезней, требующих проведение мероприятий по санитарной охране территории Республики Беларусь”» (далее — постановление № 84).

Значительная часть предписаний, содержащихся в указанных постановлениях, регламентирует обязанности руководителей организаций здравоохранении. На основании данных требований и формируется алгоритм действий главного врача по противодействию распространению ООИ.

Обеспечение противоэпидемической готовности

Противоэпидемическая готовность предполагает наличие комплексных планов по санитарной охране территории от завоза и распространения ООИ и оперативных планов проведения первичных санитарно-­противоэпидемических мероприятий.

Комплексные планы

К комплексным планам предъявляется ряд требований. Так, комплексные планы разрабатываются органами и учреждениями государственного санитарного надзора, другими организациями здравоохранения совместно с местными исполнительными и распорядительными органами.

Важно
Комплексные планы должны быть согласованы со всеми заинтересованными ведомствами, службами и организациями, привлекаемыми к их реализации, и утверждены руководителями местных исполнительных и распорядительных органов.

Несмотря на то, что ежегодно, а также при изменении санитарно-­эпиде­мической обстановки и местных условий данные планы корректируются, они все равно должны иметь срок действия, который определяется на местах.

Справочно: постановление № 83 содержит подробные требования к структуре комплексного плана и его мероприятиям.

Руководители организаций здравоохранения должны быть готовы в соответствии с комплексными планами к следующим действиям:

  • работать в медицинском штабе, состав которого утверждается на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее — КЧС);
  • докладывать на КЧС о состоянии инфекционной заболеваемости на административной территории, мерах по ее снижению, готовности организации здравоохранения к проведению комплекса санитарно-­противоэпидемических мероприятий с целью локализации и ликвидации очага ООИ, организации медицинского наблюдения и эпидемиологического надзора за иностранными рабочими, учащимися, студентами, преподавателями, туристами, организации медицинского наблюдения и эпидемиологического надзора за беженцами, вынужденными переселенцами, мигрантами и т. д.;
  • организовывать корректировку оперативной документации организации здравоохранения по проведению первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного (подозрительного) ООИ;
  • участвовать в определении организаций здравоохранения для перепрофилирования их под специализированные организации здравоохранения: госпиталь, провизорный госпиталь, изолятор и обсерватор;
  • участвовать в составлении (корректировке) документации на специализированные госпитали, изоляторы, обсерваторы и лаборатории, развертываемые на случай завоза ООИ;
  • участвовать в определении патологоанатомических отделений, на базе которых предусматривается вскрытие умерших от чумы, контагиозной вирусной геморрагической лихорадки (далее — КВГЛ), холеры, других ООИ;
  • создавать резерв необходимого количества медикаментов, оборудования, аппаратуры, питательных сред, химреактивов, диагностических и профилактических препаратов, дезинфицирующих средств в соответствии с мощностью планируемых к развертыванию противоэпидемической, профилактической, лабораторной и административно-­хозяйственной служб очага ООИ;
  • обеспечивать подготовку кадров;
  • участвовать в реализации профилактических мероприятий, направленных на предотвращение завоза и распространения, своевременное выявление больных ООИ;
  • участвовать в реализации оперативных мероприятий при выявлении больного (подозрительного) чумой, холерой, КВГЛ, другими ООИ.

Оперативные планы

Оперативные планы проведения первичных санитарно-­противо­эпидемических мероприятий на случай выявления больного (трупа) с подозрением на заболевание чумой, холерой, КВГЛ, другими ООИ могут быть приложениями к комплексному плану.

Согласно постановлению № 84 оперативные планы составляются в организациях здравоохранения и, как правило, включают следующие разделы:

  • организационные мероприятия;
  • организация и обеспечение противоэпидемической готовности санитарных карантинных пунктов для центров гигиены и эпидемиологии, на базе которых они сформированы;
  • формирование групп консультантов;
  • лабораторная диагностика других ООИ;
  • формирование госпитальной базы — специализированных организаций здравоохранения: госпиталя, провизорного госпиталя, изолятора, обсерватора;
  • обеспечение противоэпидемической готовности поликлиник, станций и пунктов скорой медицинской помощи;
  • организация патологоанатомической службы для проведения клинико-­анатомических исследований на чуму, холеру, другие ООИ;
  • обеспечение защитными костюмами, укладками для забора материала на чуму, холеру, КВГЛ.

Важно
Оперативный план должен постоянно корректироваться по мере кадровых и других изменений в учреждении.

Оперативный план вводится в действие руководителем организации здравоохранения при выявлении (поступлении) пациента, у которого, возможно, имеется ООИ.

Постановление № 84 содержит перечень оперативных документов для должностных лиц территориальных организаций здравоохранения.

Для главного врача организации здравоохранения необходимо наличие трех пакетов документов: основного, дополнительного (при задействовании организации здравоохранения под госпитальную базу) и для сведения и контроля исполнения.

Что же входит в основной пакет документов? В перечень основных оперативных документов для главного врача (его заместителя) входят:

  • оперативный план первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного на заболевание) чумой, холерой, КВГЛ, другими ООИ;
  • схема действий главного врача при выявлении подозрительного больного ООИ;
  • порядок информирования должностных лиц вышестоящих организаций здравоохранения с перечнем сообщаемых сведений;
  • список консультантов, их телефоны, адреса;
  • сведения о количестве и месте нахождения имеющихся в наличии средств материального обеспечения (средств индивидуальной защиты, лабораторной укладки, средств для экстренной терапии и индивидуальной профилактики, дезсредств).

В дополнительный пакет документов при задействовании организации здравоохранения под госпитальную базу входят:

  • планы и схемы (поэтапно) развертывания предусмотренных подразделений;
  • паспорт стационара (по форме, указанной в типовом комплексном плане для районного уровня);
  • перечень мероприятий, обеспечивающих биологическую безопасность, исключающую возможность распространения инфекций в стационаре и за его пределами, в т. ч. порядок гарантирования обеззараживания стоков стационара.

Что касается пакета документов для сведения и контроля исполнения, то к таким документам относятся:

  • схема действий приемного отделения при выявлении больного;
  • схема действий врача, выявившего больного в отделении;
  • схема действий заведующего отделением при выявлении больного;
  • памятка о мерах и средствах личной профилактики;
  • памятка об экстренных лечебных мероприятиях.

От редакции
Продолжение материала о порядке действий главного врача организации здравоохранения при угрозе распространения ООИ читайте в № 1 (2022) журнала «Руководитель. Здравоохранение».

1062 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Нужно ли запрашивать паспорт у пациента?

Руководитель. Здравоохранение № 3 (135) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 172
• • •

Усилен контроль за качеством медизделий

Новшество предусмотрено законом “Об изменении законов по вопросам здравоохранения", который вступил в силу 2 февраля.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 122
5
• • •

Как организовать инфекционный контроль в стационаре

Для того чтобы предупредить возникновение в больнице инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее — ИСМП), следует сработать на опережение. Имеет смысл прово...
Главная медицинская сестра № 11 (35) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 990
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок