Инфекционные заболевания, представляющие исключительную эпидемическую опасность, ранее называли особо опасными инфекциями.
Термин «особо опасные инфекции» продолжает использоваться в странах СНГ, но в международной практике принято говорить об инфекционных заболеваниях, которые вошли в перечень событий, представляющих собой чрезвычайную ситуацию в системе охраны здоровья в международном масштабе. Именно такой подход отражен в Международных медико-санитарных правилах 2005 года (ММСП‑2005).
Справочно: согласно приложению 2 к ММСП‑2005 список таких заболеваний разделен на две группы.
Первая группа — «болезни, которые являются необычными и могут оказать серьезное влияние на здоровье населения»: оспа, полиомиелит, вызванный полиовирусом дикого типа, человеческий грипп, вызванный новым подтипом, тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), или SARS.
Вторая группа — это «болезни, любое событие с которыми всегда оценивается как опасное, поскольку эти инфекции обнаружили способность оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах»: холера, легочная форма чумы, желтая лихорадка, геморрагические лихорадки (лихорадки Ласса, Марбург, Эбола, Западного Нила), другие болезни, вызывающие особую национальную и региональную обеспокоенность, например лихорадка денге, лихорадка Рифт-Валли и менингококковая болезнь.
Правовое закрепление в Республике Беларусь
В Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен термин «социально опасное заболевание», а также утверждены:
- перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения;
- перечень инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь.
Согласно абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 345-З «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» (в ред. от 10.07.2017) под социально опасным заболеванием понимается заболевание, распространение которого создает угрозу личной, общественной и национальной безопасности (в т. ч. влечет значительное ухудшение здоровья нации, вызывает необходимость применения комплекса эффективных мер в целях предупреждения его распространения) и которое включено в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения (далее — перечень опасных заболеваний), определяемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Справочно: в перечень опасных заболеваний (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.06.2012 № 75, в ред. от 18.02.2020) вошли:
– сифилис;
– гонорея;
– активный туберкулез органов дыхания;
– чума;
– холера;
– сибирская язва;
– геморрагические лихорадки Ласса, Марбург, Эбола;
– инфекция, вызванная коронавирусом COVID‑19.
Большинство опасных заболеваний входит в перечень инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.06.2012 № 64, далее — постановление № 64).
Этот перечень состоит из 24 инфекционных заболеваний, 10 массовых неинфекционных заболеваний и «других заболеваний, имеющих международное значение и вызывающих в соответствии с приложением 2 Международных медико-санитарных правил (2005 г.) чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
Инфекционные заболевания, указанные в постановлении № 64, мы будем относить к условной группе особо опасных инфекций (далее — ООИ).
Мероприятия по санитарной охране территории
Базовыми документами, предусматривающими мероприятия по санитарной охране территории, предупреждению завоза, возникновения, распространения, локализации и ликвидации ООИ на территории Республики Беларусь, являются:
Практическая готовность к работе в условиях выявления больного ООИ обеспечивается выполнением требований, указанных в п. 55 Санитарных правил.
Важно
Под готовностью организации здравоохранения подразумевается способность к оперативному проведению первичных противоэпидемических мероприятий по предупреждению заноса и распространения ООИ.
Практическая готовность обеспечивается реализацией трех основных составляющих: организационно-методической, материально-технической и кадровой.
Руководителю организации здравоохранения необходимо учитывать, что согласно п. 55 Санитарных правил лечебно-профилактические учреждения обязаны:
- обеспечить противоэпидемическую готовность к организации мероприятий по раннему выявлению больных, локализации и ликвидации эпидемического очага ООИ;
- осуществлять теоретическую и практическую подготовку медицинских работников по эпидемиологии, диагностике, клинике, лечению и профилактике ООИ, а также проведению первичных противоэпидемических мероприятий по программам, утверждаемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
- планировать выделение, перепрофилирование и паспортизацию помещений для развертывания госпиталя, изолятора (при единичных и массовых заболеваниях), обсерватора, лаборатории, выделение консультантов, специализированного транспорта, оснащение палаты интенсивной терапии;
- осуществлять активное выявление больных с симптомами ООИ на всех этапах оказания медицинской помощи населению;
- организовывать транспортировку специализированным автотранспортом, госпитализацию, клинико-эпидемиологическое и лабораторное обследование и лечение каждого случая ООИ;
- вести учет, осуществлять изоляцию, обследование и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными;
- осуществлять в период действия (ликвидации) очага инфекции провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными признаками ООИ и медицинское наблюдение за контактировавшими с ними лицами в течение всего инкубационного периода;
- проводить экстренную специфическую профилактику среди населения по эпидемиологическим показаниям;
- производить вскрытие умерших от острых инфекционных заболеваний невыясненной этиологии, подозрительных на наличие ООИ, а также во всех случаях скоропостижной смерти лиц, не обращавшихся за медицинской помощью, с целью установления патологоанатомического диагноза и забора соответствующего материала для лабораторного исследования.
Руководителю на заметку
Вскрытие умерших от контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, забор материала для лабораторного исследования не производятся в связи с большим риском заражения. Вскрытие таких трупов допускается лишь в исключительных случаях по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Основными документами, содержащими правила и требования по организации и обеспечению противоэпидемической готовности и проведению первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного (подозрительного) на заболевание ООИ, являются:
- постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 07.08.2003 № 83 «Об утверждении и введении в действие Инструкции 3.4.11-17-13-2003 “Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание карантинными инфекциями, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками, инфекционными болезнями неясной этиологии, представляющими опасность для населения Республики Беларусь и международного сообщения”» (далее — постановление № 83);
- постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 07.08.2003 № 84 «Об утверждении и введении в действие Инструкции 3.4.11-17-14-2003 “Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности организаций здравоохранения к проведению мероприятий на случай заноса инфекционных болезней, требующих проведение мероприятий по санитарной охране территории Республики Беларусь”» (далее — постановление № 84).
Значительная часть предписаний, содержащихся в указанных постановлениях, регламентирует обязанности руководителей организаций здравоохранении. На основании данных требований и формируется алгоритм действий главного врача по противодействию распространению ООИ.
Обеспечение противоэпидемической готовности
Противоэпидемическая готовность предполагает наличие комплексных планов по санитарной охране территории от завоза и распространения ООИ и оперативных планов проведения первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Комплексные планы
К комплексным планам предъявляется ряд требований. Так, комплексные планы разрабатываются органами и учреждениями государственного санитарного надзора, другими организациями здравоохранения совместно с местными исполнительными и распорядительными органами.
Важно
Комплексные планы должны быть согласованы со всеми заинтересованными ведомствами, службами и организациями, привлекаемыми к их реализации, и утверждены руководителями местных исполнительных и распорядительных органов.
Несмотря на то, что ежегодно, а также при изменении санитарно-эпидемической обстановки и местных условий данные планы корректируются, они все равно должны иметь срок действия, который определяется на местах.
Справочно: постановление № 83 содержит подробные требования к структуре комплексного плана и его мероприятиям.
Руководители организаций здравоохранения должны быть готовы в соответствии с комплексными планами к следующим действиям:
- работать в медицинском штабе, состав которого утверждается на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее — КЧС);
- докладывать на КЧС о состоянии инфекционной заболеваемости на административной территории, мерах по ее снижению, готовности организации здравоохранения к проведению комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий с целью локализации и ликвидации очага ООИ, организации медицинского наблюдения и эпидемиологического надзора за иностранными рабочими, учащимися, студентами, преподавателями, туристами, организации медицинского наблюдения и эпидемиологического надзора за беженцами, вынужденными переселенцами, мигрантами и т. д.;
- организовывать корректировку оперативной документации организации здравоохранения по проведению первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного (подозрительного) ООИ;
- участвовать в определении организаций здравоохранения для перепрофилирования их под специализированные организации здравоохранения: госпиталь, провизорный госпиталь, изолятор и обсерватор;
- участвовать в составлении (корректировке) документации на специализированные госпитали, изоляторы, обсерваторы и лаборатории, развертываемые на случай завоза ООИ;
- участвовать в определении патологоанатомических отделений, на базе которых предусматривается вскрытие умерших от чумы, контагиозной вирусной геморрагической лихорадки (далее — КВГЛ), холеры, других ООИ;
- создавать резерв необходимого количества медикаментов, оборудования, аппаратуры, питательных сред, химреактивов, диагностических и профилактических препаратов, дезинфицирующих средств в соответствии с мощностью планируемых к развертыванию противоэпидемической, профилактической, лабораторной и административно-хозяйственной служб очага ООИ;
- обеспечивать подготовку кадров;
- участвовать в реализации профилактических мероприятий, направленных на предотвращение завоза и распространения, своевременное выявление больных ООИ;
- участвовать в реализации оперативных мероприятий при выявлении больного (подозрительного) чумой, холерой, КВГЛ, другими ООИ.
Оперативные планы
Оперативные планы проведения первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий на случай выявления больного (трупа) с подозрением на заболевание чумой, холерой, КВГЛ, другими ООИ могут быть приложениями к комплексному плану.
Согласно постановлению № 84 оперативные планы составляются в организациях здравоохранения и, как правило, включают следующие разделы:
- организационные мероприятия;
- организация и обеспечение противоэпидемической готовности санитарных карантинных пунктов для центров гигиены и эпидемиологии, на базе которых они сформированы;
- формирование групп консультантов;
- лабораторная диагностика других ООИ;
- формирование госпитальной базы — специализированных организаций здравоохранения: госпиталя, провизорного госпиталя, изолятора, обсерватора;
- обеспечение противоэпидемической готовности поликлиник, станций и пунктов скорой медицинской помощи;
- организация патологоанатомической службы для проведения клинико-анатомических исследований на чуму, холеру, другие ООИ;
- обеспечение защитными костюмами, укладками для забора материала на чуму, холеру, КВГЛ.
Важно
Оперативный план должен постоянно корректироваться по мере кадровых и других изменений в учреждении.
Оперативный план вводится в действие руководителем организации здравоохранения при выявлении (поступлении) пациента, у которого, возможно, имеется ООИ.
Постановление № 84 содержит перечень оперативных документов для должностных лиц территориальных организаций здравоохранения.
Для главного врача организации здравоохранения необходимо наличие трех пакетов документов: основного, дополнительного (при задействовании организации здравоохранения под госпитальную базу) и для сведения и контроля исполнения.
Что же входит в основной пакет документов? В перечень основных оперативных документов для главного врача (его заместителя) входят:
- оперативный план первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного на заболевание) чумой, холерой, КВГЛ, другими ООИ;
- схема действий главного врача при выявлении подозрительного больного ООИ;
- порядок информирования должностных лиц вышестоящих организаций здравоохранения с перечнем сообщаемых сведений;
- список консультантов, их телефоны, адреса;
- сведения о количестве и месте нахождения имеющихся в наличии средств материального обеспечения (средств индивидуальной защиты, лабораторной укладки, средств для экстренной терапии и индивидуальной профилактики, дезсредств).
В дополнительный пакет документов при задействовании организации здравоохранения под госпитальную базу входят:
- планы и схемы (поэтапно) развертывания предусмотренных подразделений;
- паспорт стационара (по форме, указанной в типовом комплексном плане для районного уровня);
- перечень мероприятий, обеспечивающих биологическую безопасность, исключающую возможность распространения инфекций в стационаре и за его пределами, в т. ч. порядок гарантирования обеззараживания стоков стационара.
Что касается пакета документов для сведения и контроля исполнения, то к таким документам относятся:
- схема действий приемного отделения при выявлении больного;
- схема действий врача, выявившего больного в отделении;
- схема действий заведующего отделением при выявлении больного;
- памятка о мерах и средствах личной профилактики;
- памятка об экстренных лечебных мероприятиях.
От редакции
Продолжение материала о порядке действий главного врача организации здравоохранения при угрозе распространения ООИ читайте в № 1 (2022) журнала «Руководитель. Здравоохранение».